Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

Редакция ОТ
Постановление от 09.03.2011 г. № 233

Кабинет Министров Украины

Об утверждении Порядка проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

Постановление от 09.03.2011 г. № 233

 

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (прилагается).

2. Установить, что при проведении проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование проверяется также правильность начисления за период до 1 января 2011 г. страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и других платежей, контроль за уплатой которых возложен на территориальные органы Пенсионного фонда Украины.

3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2008 г. № 775 «Об утверждении критерия, по которому оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования».

 

Премьер-министр Украины Н. Азаров

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2011 г. № 233

Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

 

1. Настоящий Порядок

определяет механизм проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами (далее — органы Пенсионного фонда Украины) плановых и внеплановых проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях, физических лиц — предпринимателей, которые в соответствии с Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» являются плательщиками единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — плательщики единого взноса), о правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, контроль за уплатой которого возложен на Пенсионный фонд Украины, а также достоверности сведений, поданных в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования.

2. Плановые и внеплановые проверки проводятся органами Пенсионного фонда Украины по местонахождению плательщика единого взноса или в помещении соответствующего органа Пенсионного фонда Украины в случаях, предусмотренных законом.

Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов.

3. Плановая проверка предусматривается в квартальном плане, который утверждается до 25 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому, соответствующим органом Пенсионного фонда Украины.

4.

Периодичность проведения плановых проверок определяется с учетом степени риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования.

Для плательщиков единого взноса — субъектов хозяйствования

устанавливается три степени риска — высокая, средняя и незначительная, в частности:

1) к плательщикам единого взноса

с высокой степенью риска относятся субъекты хозяйствования, которые:

используют труд наемных лиц без начисления единого взноса;

не подают органам Пенсионного фонда Украины предусмотренные законодательством отчеты и сведения;

систематически нарушают установленные сроки уплаты единого взноса;

не начисляют и не уплачивают единый взнос (по информации подразделений налоговой милиции, других органов государственной власти или третьих лиц);

2) к плательщикам единого взноса

со средней степенью риска относятся субъекты хозяйствования, которые:

осуществляют начисление единого взноса в размере, меньшем минимального страхового взноса в расчете на одного работника;

нарушают установленные сроки подачи органам Пенсионного фонда Украины предусмотренных законодательством отчетов и сведений;

нарушают установленные сроки уплаты единого взноса;

допускают ошибки, несогласованность в отчетах и сведениях, подаваемых органам Пенсионного фонда Украины;

3) к плательщикам единого взноса

с незначительной степенью риска относятся субъекты хозяйствования, не имеющие признаков, предусмотренных подпунктами 1 и 2 этого пункта.

5. Плановые проверки плательщиков единого взноса с высокой степенью риска проводятся

не чаще одного раза в год, со средней — не чаще одного раза в два года, с незначительной — не чаще одного раза в пять лет.

6. О плановой проверке плательщик единого взноса информируется

не позднее чем за десять дней до дня ее проведения письменным уведомлением по форме, определенной Пенсионным фондом Украины.

Уведомление направляется за счет средств соответствующего органа Пенсионного фонда Украины плательщику единого взноса заказным письмом или телефонограммой либо вручается лично под расписку руководителю или уполномоченному лицу плательщика единого взноса.

Указанное уведомление содержит информацию о

:

дате начала и окончания проведения проверки;

наименовании юридического лица или фамилии, имени и отчестве физического лица — предпринимателя, деятельность которого проверяется;

наименовании органа Пенсионного фонда Украины.

7.

Срок проведения плановой проверки не должен превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — пяти рабочих дней.

8. Внеплановой проверкой является проверка плательщика единого взноса, не предусмотренная в квартальном плане работы органа Пенсионного фонда Украины.

Внеплановые проверки проводятся

органами Пенсионного фонда Украины без предварительного уведомления плательщика единого взноса при наличии одного из следующих обстоятельств:

подача плательщиком единого взноса письменного заявления о проведении проверки по его желанию соответствующему органу Пенсионного фонда Украины;

выявление и подтверждение недостоверности информации, указанной в поданных плательщиком единого взноса документах обязательной отчетности;

обращение физических и юридических лиц о нарушении плательщиком единого взноса требований законодательства по вопросам, относящимся к компетенции органов Пенсионного фонда Украины. В таком случае проводится внеплановая проверка только при наличии согласия Пенсионного фонда Украины;

неподача в установленный срок плательщиком единого взноса отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших подаче такой отчетности.

9.

Срок проведения внеплановой проверки не должен превышать десяти рабочих дней, а для плательщиков единого взноса — субъектов малого предпринимательства — двух рабочих дней.

10.

Продление срока проведения плановых и внеплановых проверок не допускается.

11. Вопросы, подлежащие проверке, и форма акта о ее результатах утверждаются Пенсионным фондом Украины.

12. Плательщик единого взноса имеет право обжаловать результаты проверки в установленном законом порядке.

 

Комментарий редакции

 

Как ПФУ будет проводить проверки по ЕСВ

 

Комментируемым постановлением КМУ утвердил Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — Порядок). Документ разработан во исполнение ст. 13 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон № 2464), в соответствии с которой территориальные органы Пенсионного фонда Украины (далее — ПФУ) по-прежнему имеют право проводить плановые и внеплановые проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях и у физических лиц — предпринимателей, однако теперь в отношении единого социального взноса (далее — ЕСВ).

Также п. 2 комментируемого постановления установлено, что при проведении проверок плательщиков ЕСВ органы ПФУ

проверяют правильность начисления за период до 1 января 2011 года страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и других платежей, контроль за уплатой которых возложен на ПФУ.

Пунктом 4 Порядка определены критерии, согласно которым плательщики ЕСВ отнесены к соответствующей степени риска: высокой, средней и незначительной.

От степени риска, к которой относится страхователь, зависит периодичность проведения

плановой проверки (п. 5 Порядка):

не чаще одного раза в год — для плательщиков ЕСВ с высокой степенью риска;

не чаще одного раза в два года — для плательщиков ЕСВ со средней степенью риска;

не чаще одного раза в пять лет — для плательщиков ЕСВ с незначительной степенью риска.

О проведении плановой проверки ПФУ обязан в письменном виде информировать плательщика ЕСВ

не позднее чем за десять дней до дня ее проведения. Это уведомление направляется заказным письмом (телефонограммой) или вручается лично под расписку руководителю или уполномоченному лицу.

Обращаем также внимание на то, что в соответствии с ч. 4 п. 4 ст. 5 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877) субъект хозяйствования

имеет право не допустить должностное лицо органа государственного надзора (контроля) к плановой проверке в случае неполучения уведомления о ее проведении.

Без изменений остались и сроки проведения плановых проверок. Их продолжительность не должна превышать

15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней (п. 7 Порядка).

Что касается

внеплановых проверок, то они проводятся органами ПФУ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в п. 8 Порядка, в частности при выявлении и подтверждении недостоверности информации в документах обязательной отчетности, поданных плательщиками ЕСВ. Отметим, что они полностью соответствуют перечисленным в ст. 6 Закона № 877 основаниям. При этом срок проведения внеплановой проверки не должен превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дня. Порядком не предусмотрено продление срока проведения ни плановых, ни внеплановых проверок (п. 10 Порядка).

Перечень вопросов, подлежащих проверке, и соответствующая форма акта о результатах проверки будут определены и утверждены ПФУ дополнительно.

Следует отметить, что плательщики ЕСВ по-прежнему имеют право обжаловать результаты проведенных проверок ПФУ. Порядок рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование утвержден постановлением ПФУ от 08.10.2010 г. № 22-7 (далее — Порядок № 22-7).

Напомним, что Порядок № 22-7

определяет процедуру подачи и рассмотрения органами ПФУ жалоб (заявлений) плательщиков ЕСВ при согласовании ими требований об уплате недоимки по уплате ЕСВ, обжаловании решений о начислении пени и наложении штрафов, предусмотренных ч. 10, 11 ст. 25 Закона № 2464.

Если плательщик считает, что территориальный орган ПФУ неверно определил сумму недоимки, он имеет право обратиться в территориальный орган ПФУ. При этом обжалуемое требование с заявлением о согласовании требования подается в письменной форме и сопровождается документами (расчетами, копиями платежных поручений и т. п.), свидетельствующими о неправильности сумм недоимки (п. 2.1 Порядка № 22-7).

Заявление подается

в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения требования. При этом срок, установленный для подачи заявления, не считается пропущенным, если до его окончания заявление и другие документы к нему поданы на почту (п. 2.2 Порядка № 22-7).

ПФУ рассматривает заявление о согласовании требований

в течение 3 рабочих дней, следующих за днем получения заявления (п. 2.3 Порядка № 22-7).

Следует отметить, что

в случае несогласия жалобщика с решением территориального органа ПФУ обжалование осуществляется в соответствии с требованиями Порядка № 22-7 по рассмотрению жалоб на решение органов ПФУ или в судебном порядке (п. 2.6 Порядка № 22-7).

Кратко рассмотрим механизм подачи как первичной, так и повторной жалобы.

Первичную жалобу жалобщик подает в вышестоящий орган ПФУ, когда он не соглашается с решением территориального ПФУ. При этом жалоба на решение территориальных органов ПФУ подается в письменной форме вместе с документами, подтверждающими неправильность решения (копии акта проверки, решения о начислении пени и наложениях штрафа и других документов (расчетов), на основании которых определена сумма ЕСВ, подлежащая к уплате, или применен штраф, начислена пеня, и т. п.). О подаче такой жалобы жалобщик

обязан одновременно уведомить территориальный орган ПФУ. Срок подачи жалобы — в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения жалобщиком решения территориального органа ПФУ (п. 3.3 Порядка № 22-7). Принятое мотивированное решение на жалобу ПФУ направляет жалобщику в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы.

Жалоба на решения территориальных органов ПФУ о начислении пени и наложении штрафов

приостанавливает сроки их уплаты до вынесения решения вышестоящим органом ПФУ или дня вступления судебного решения в законную силу (п. 5.2 Порядка № 22-7).

В соответствии с п. 5.4 Порядка № 22-7 руководитель органа ПФУ по итогам рассмотрения жалобы принимает

одно из следующих решений:

— оставляет обжалуемое решение без изменений, а жалобу без удовлетворения;

— отменяет в определенной части обжалуемое решение и не удовлетворяет жалобу в определенной части;

— отменяет обжалуемое решение и удовлетворяет жалобу;

— отменяет обжалуемое решение и направляет жалобу на новое рассмотрение в территориальный (региональный) орган ПФУ;

— оставляет жалобу без рассмотрения.

Решение

считается направленным (врученным), если вручено жалобщику лично под подпись или направлено письмом с уведомлением о вручении.

Подача повторной жалобы в ПФУ осуществляется жалобщиком, если

региональный орган ПФУ направляет решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы. Он имеет право обратиться в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения такого ответа, с повторной жалобой непосредственно в ПФУ.

В соответствии с п. 4.5 Порядка № 22-7 если в повторной жалобе, полученной ПФУ, поднимаются вопросы,

которые не рассматривались в решении, вынесенном по первичной жалобе, она направляется на новое рассмотрение в региональный орган ПФУ, решение которого обжалуется. При этом течение сроков рассмотрения жалобы, установленных Порядком № 22-7, начинается со дня получения региональным органом ПФУ решения о направлении на новое рассмотрение.

Также отметим, что в соответствии с п. 1.3 Порядка № 22-7 плательщик

имеет право обжаловать в суде требование, решение о начислении пени и наложении штрафа в любой момент после получения соответствующего требования или решения. Требование или решение органа ПФУ о начислении пени и наложении штрафа, по которым подан иск в суд, не подлежат обжалованию в органах ПФУ.

При этом

одновременно жалобщик в письменном виде уведомляет орган ПФУ, рассматривающий его жалобу (заявление), о каждом случае судебного обжалования его требований или решений о начислении пени и наложении штрафа.

Кроме того, решение ПФУ, принятое по рассмотрению жалобы, также может быть обжаловано плательщиком в судебном порядке.

 

Наталья ИВЛЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше