Министерство образования и науки Украины
Профсоюз работников образования и науки Украины
О применении Типовых штатных нормативов дошкольных учебных заведений
Письмо от 18.02.2011 г. № 1/9-114, № 02-8/100
Министерство образования и науки Украины и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины на многочисленные обращения с мест по поводу введения в действие типовых штатных нормативов дошкольных учебных заведений, разработанных во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 05.10.2009 г. № 1122 «Вопросы штатного расписания дошкольных учебных заведений» и утвержденных приказом МОН от 04.11.2010 г. № 1055 (зарегистрирован Минюстом 23.11.2010 г. под № 1157/18452), разъясняют.
Штатные нормативы дошкольных учебных заведений
распространяются на:— дошкольное учебное заведение (ясли) для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет;
— дошкольное учебное заведение (ясли-сад) для детей в возрасте от двух месяцев до шести (семи) лет;
— дошкольное учебное заведение (детский сад) для детей в возрасте от трех до шести (семи) лет;
— дошкольное учебное заведение (ясли-сад) компенсирующего типа для детей в возрасте от двух до семи (восьми) лет, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, продолжительном лечении и реабилитации. Дошкольные учебные заведения (ясли-сад) компенсирующего типа делятся на специальные и санаторные;
— дошкольное учебное заведение (ясли-сад) семейного типа для детей в возрасте от двух месяцев до шести (семи) лет, находящихся в семейных отношениях;
— дошкольное учебное заведение (ясли-сад) комбинированного типа для детей в возрасте от двух месяцев до шести (семи) лет, в составе которого могут быть группы общего развития, компенсирующего типа, семейные, прогулочные, в которых обеспечивается дошкольное образование с учетом состояния здоровья детей, их умственного, психологического, физического развития;
— дошкольное учебное заведение (центр развития ребенка).
Дошкольные отделения учебно-воспитательных комплексов «дошкольное учебное заведение — общеобразовательное учебное заведение», «общеобразовательное учебное заведение — дошкольное учебное заведение»
также пользуются этими штатными нормативами.Руководители дошкольных учебных заведений
должны привести штатные расписания в соответствие с настоящим приказом с 01.01.2011 года.Введение
в штатные расписания дошкольных учебных заведений всех типов должности медицинской сестры по диетическому питанию, руководителя кружка, практического психолога, социального педагога осуществляется с 01.09.2011 г. Если эти должности были введены до 1 января 2011 года, то они сохраняются в штатных расписаниях дошкольных учебных заведений.Должности практических психологов и социальных педагогов вводятся в штатные расписания учебных заведений и учреждений образования при наличии специалистов с профессиональным образованием в пределах средств, предусмотренных сметой расходов в соответствии с нормативами численности практических психологов и социальных педагогов.
Нормативы практических психологов и социальных педагогов, в том числе в дошкольных учебных заведениях, утверждены приказом Министерства образования и науки Украины от 02.07.2009 г. № 616 «О внесении изменений в Положение о психологической службе системы образования Украины».
Должность заместителя заведующего по хозяйству вводится в штаты дошкольных учебных заведений
при наличии 12 и более групп.В штатном расписании одно- и двухгруппового дошкольного учебного заведения количество штатных должностей воспитателя определяется по установленным нормативам в зависимости от режима работы дошкольного заведения (5-дневный или 6-дневный) и продолжительности пребывания в группе детей (например: 9 часов; 12 часов). Однако при составлении графика работы и установлении в соответствии с ним педагогической нагрузки конкретному воспитателю
необходимо исходить из фактического времени работы с учетом того, что заведующий дошкольным учебным заведением должен отработать ежедневно по 3 часа в группе с детьми, и на передачу смены отводится 20 минут или 0,33 часа ежедневно (приложение 6).Штатные нормативы общей численности сторожей, дворников, рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов
рассчитывается по формуле, определенной Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания, которые утверждены приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11.05.2004 г. № 105:Чоч= Чн
х Кн,где: Чоч — общая численность работников;
Чн — нормативная численность, чел.;
Кн — коэффициент, учитывающий невыходы (ежегодные отпуска, болезни и т. п.).
Принят
Кн= 1,15.В приложениях к письму приводятся:
— нормативы численности сторожей (
приложение 1);— нормативы численности рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов (
приложение 2);— нормативы численности дворников (
приложение 3);— нормативы численности отдельных должностей в дошкольных учебных заведениях (
приложение 4);— расчет количества штатных единиц в заведениях компенсирующего и комбинированного типов (
приложение 5).
Приложение 1
Нормативы численности сторожей
№ п/п | Продолжительность охраны объекта в сутки, ч | |||
8 | 12 | 16 | 24 | |
Численность, чел. | ||||
1 | 1,7 | 2,5 | 3,4 | 5,0 |
Например: дошкольное учебное заведение охраняется 12 ч.
Нормативная численность по карте — 2,5 чел.
Коэффициент, учитывающий невыходы (ежегодные отпуска, болезни и т. п.), принят Кн= 1,15.
Чоч = 2,5
х 1,15 =2,85 чел.
Приложение 2
Нормативы численности рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов
№ п/п | Количество работающих и детей в здании, чел. | Общая площадь здания, м2 | ||||
До 1500 | 1501 — 2500 | 2501 — 3500 | 3501 — 4500 | 4501 — 5500 | ||
Численность, чел. | ||||||
1 | До 100 | 0,60 | 0,88 | 1,25 | 1,62 | 2,01 |
2 | 101 — 200 | 0,96 | 1,21 | 1,59 | 1,91 | 2,31 |
3 | 201 — 300 | 1,31 | 1,60 | 2,00 | 2,21 | 2,61 |
4 | 301 — 400 | 1,55 | 1,75 | 2,21 | 2,53 | 2,91 |
Приложение 3
Нормативы численности дворников
№ п/п | Площадь участка, убираемая за смену, м2, до | Зимняя уборка | Летняя уборка | |
территории с усовершенствованным покрытием | газонов | |||
Численность, чел. | ||||
1 | 2000 | 0,5 | 0,4 | 0,2 |
2 | 4000 | 1,0 | 0,8 | 0,5 |
3 | 6000 | 1,6 | 1,2 | 0,7 |
4 | 8000 | 2,1 | 1,5 | 1,0 |
5 | 10000 | 2,6 | 1,9 | 1,2 |
6 | 12000 | 3,2 | 2,3 | 1,4 |
7 | 14000 | 3,7 | 2,5 | 1,7 |
Приложение 4
Нормативы численности отдельных должностей в дошкольных учебных заведениях
№ п/п | Должность | Кол-во штатных единиц | Кол-во групп | Типы заведений |
№ п/п | Должность | Кол-во штатных единиц | Кол-во групп | Типы заведений |
1 | Музыкальный руководитель | По 0,25 | На 1 группу | Все |
2 | Инструктор по физкультуре | По 0,125 | На 1 группу | Все |
3 | Руководитель кружка | По 0,125 | На 1 группу | Все |
4 | Медицинская сестра | 0,25 | 2 — 4 | Все |
0,5 | 5 — 9 | |||
1,0 | 10 и более | |||
5 | Медицинская сестра (ясли-сады) | 0,5 | Дополнительно, если 4 и более группы | Все |
6 | Практический психолог | 0,5 | До 7 групп (город); | Общий |
0,75 | 7 — 8 групп (город); | Общий | ||
1,0 | 9 и более групп (город); | Общий | ||
1,0 | 2 и более группы | Компенсирующий и комбинированный | ||
7 | Социальный педагог | 1,0 | На 1 заведение | Все |
8 | Учитель-логопед | 1,0 | На каждую группу с нарушениями речи | Специальные и комбинированные |
1,0 | На каждые 10 детей с тяжелыми нарушениями речи или 12 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, дислакцией | Специальные и комбинированные | ||
9 | Учитель-дефектолог | 1,0 | На 1 группу | Специальные и комбинированные |
10 | Воспитатель-методист | 0,5 дополнительно | 4 — 7 групп | Компенсирующий (ясли-сады) |
1,0 дополнительно | 8 и более групп | |||
11 | Воспитатель-методист | 0,5 дополнительно | 4 — 5 групп | Компенсирующий |
1,0 дополнительно | 6 и более групп |
Приложение 5
Расчет количества штатных единиц в заведениях компенсирующего и комбинированного типов
Наименование должности | Количество штатных единиц (максимальное) в заведениях компенсирующего и комбинированного типов в расчете на одну группу в зависимости от режима работы (с учетом 20 минут для передачи смены) | ||||||||
4 часа* | 9 часов | 10,5 часа | 12 часов | 24 часа** | |||||
5-дневная рабочая неделя | 5-дневная рабочая неделя | 6-дневная рабочая неделя | 5-дневная рабочая неделя | 6-дневная рабочая неделя | 5-дневная рабочая неделя | 6-дневная рабочая неделя | 5-дневная рабочая неделя | 6-дневная рабочая неделя | |
Воспитатели | 0,8* | 1,87 | 2,24 | 2,17 | 2,6 | 2,47 | 2,96 | 2,87** | 3,44** |
Помощник воспитателя для детей в возрасте до 3-х лет | 0,5 | 1,13 | 1,35 | 1,3 | 1,6 | 1,5 | 1,8 | 1,5 | 1,8 |
Помощник воспитателя для детей в возрасте от 3-х лет | 0,5 | 1 | 1 | 1,15 | 1,25 | 1,25 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Помощник воспитателя для детей, больных туберкулезом, и для умственно отсталых детей и детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики | 0,56 | 1,25 | 1,5 | 1,46 | 1,75 | 1,67 | 2,0 | 3,33 | 4,0 |
* Без учета времени на передачу смены 20 минут.
** Учтено на передачу смены 20 минут.
Приложение 6
Пример расчета количества должностей воспитателей в одногрупповом дошкольном учебном заведении
При условии режима работы группы 9 часов ежедневно в течение 5 дней, продолжительность пребывания детей в течение недели составляет 45 часов.
Заведующий дошкольным заведением должен отработать с группой детей 15 часов в неделю.
Продолжительность работы воспитателя будет составлять 30 часов в неделю (45 часов - 15 часов). Поскольку на передачу смены в течение недели будет израсходовано воспитателем еще 1,67 часа (20 минут : 60 минут х 5 дней), общая продолжительность рабочего времени воспитателя будет составлять 31,67 часа в неделю, что соответствует 1,06 единицы должности (31,67 часа : 30 часов).
Заместитель Министра образования и науки, молодежи и спорта Украины,
Председатель комиссии по реорганизации Министерства Б. Жебровский
Председатель Профсоюза работников образования и науки Украины Г. Труханов
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
Особенности формирования штатных расписаний дошкольных учебных заведений
В соответствии со ст. 39 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III (далее — Закон № 2628), п. 51 Положения о дошкольном учебном заведении, утвержденного постановлением КМУ от 12.03.2003 г. № 305 (далее — Положение № 305), штатные расписания государственных и коммунальных дошкольных учебных заведений независимо от подчиненности и типа устанавливаются и утверждаются соответствующим органом управления образования, частных — собственником (основателем) на основе Типовых штатных нормативов дошкольных учебных заведений, утвержденных специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере финансов.
С 1 января 2011 года вступили в силу Типовые штатные нормативы дошкольных учебных заведений, утвержденные приказом МОН Украины от 04.11.2010 г. № 1055* (далее — Штатные нормативы).
*Приказ МОН «Об утверждении Типовых штатных нормативов дошкольных учебных заведений» от 04.11.2010 г. № 1055 // «ОТ», 2010, № 23,
с. 8 — 12.
При этом руководители дошкольных учебных заведений должны привести штатные расписания в соответствие с требованиями указанного приказа с 01.01.2011 г.
Комментируемым письмом Минобразования и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины предоставили разъяснения по вопросам применения Штатных нормативов.
Обратим внимание на основные моменты комментируемого письма.
1. Действие Штатных нормативов распространяется на:
— все типы дошкольных учебных заведений, предусмотренные п. 3 Положения № 305 (ясли, ясли-садик, детский садик и т. д.);
— центры развития ребенка, деятельность которых регламентирована отдельным Положением, утвержденным постановлением КМУ от 05.10.2009 г. № 1124;
— учебно-воспитательные комплексы «дошкольное учебное заведение — общеобразовательное учебное заведение», «общеобразовательное учебное заведение — дошкольное учебное заведение» (дошкольное подразделение). Напомним, что в соответствии с п. 3. ст. 12 Закона № 2628 дошкольное учебное заведение может входить в состав таких учебно-воспитательных комплексов или в состав объединения с другими учебными заведениями.
2. В дошкольных учебных заведениях,
не имеющих должностей:— сестры медицинской по диетическому питанию;
— руководителя кружка (секции, студии, других форм кружковой работы);
— практического психолога;
— социального педагога,
такие должности
могут быть введены в штатное расписание дошкольного учебного заведения только с 1 сентября 2011 года.Если
же такие должности были введены до 1 января 2011 года, то они сохраняются в штатных расписаниях дошкольных учебных заведений.Причем введение должностей практических психологов и социальных педагогов предусмотрено при условии наличия специалистов со специальным образованием в пределах средств, предусмотренных сметой расходов.
3. В дополнение к Штатным нормативам для практического использования в работе согласно Межотраслевым нормам численности рабочих, обслуживающих общественные здания, утвержденным приказом Минтруда от 11.05.2004 г. № 105, в приложениях к комментируемому письму приведены нормативы численности:
— сторожей (приложение 1);
— рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (приложение 2);
— дворников (приложение 3).
При определении общей численности указанных категорий рабочих необходимо применять коэффициент, учитывающий их невыходы (ежегодные отпуска, болезни и т. д.), который равняется 1,15.
4. С целью наглядности и удобства в применении установление нормативной численности отдельных должностей (музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, практического психолога, социального педагога и т. д.) для различных типов дошкольных заведений сведено в общую таблицу (приложение 4).
5. Расчет количества воспитателей и их помощников в заведениях компенсирующего и комбинированного типов показан в виде таблицы (приложение 5).
6. В приложении 6 к комментируемому письму приведен пример расчета количества воспитателей в одногрупповом дошкольном учебном заведении.
Следует отметить, что на страницах нашего издания в материале «Особенности штатной численности и режима работы одногруппового детсада» (см. «ОТ», 2011, № 4, с. 28) специалистом ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины уже разъяснялись нюансы установления режима работы воспитателей таких дошкольных учебных заведений, которые должны быть учтены при составлении их графика работы и установлении в соответствии с ним педагогической нагрузки конкретному воспитателю одногруппового детского сада.
Людмила ТРОХИМЕНКО,
заместитель главного редактора