Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

Редакция ОТ
Постановление от 08.10.2010 г. № 22-7

правление Пенсионного фонда Украины

Об утверждении Порядка рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

Постановление от 08.10.2010 г. № 22-7

 

В соответствии со статьей 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», пунктом 12 Положения о Пенсионном фонде Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 24.10.2007 № 1261, правление Пенсионного фонда Украины постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — Порядок).

2. Установить, что:

решения по результатам рассмотрения жалоб в рамках процедуры обжалования решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков в рамках процедуры согласования требований об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование принимают:

в Пенсионном фонде Украины — председатель правления Пенсионного фонда Украины или его заместители в соответствии с распределением функциональных полномочий;

в главных управлениях Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе — начальники главных управлений или их заместители в соответствии с распределением функциональных полномочий;

в управлениях Пенсионного фонда Украины в районах, городах и районах в городах — начальники управлений или их заместители в соответствии с распределением функциональных полномочий.

3. Предварительное рассмотрение жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и подготовка проектов решений по жалобам осуществляются:

в главных управлениях Пенсионного фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе — юридическими отделами (управлениями);

в Пенсионном фонде Украины — юридическим управлением.

4. Предварительное рассмотрение заявлений о согласовании требований об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и подготовка проектов решений по заявлениям в управлениях Пенсионного фонда Украины в районах, городах и районах в городах производятся работниками подразделений поступления доходов, осуществляющими учет поступления платежей.

5. Юридическому управлению <…> вместе с департаментом поступления доходов <…>:

<…>

осуществлять совместно с начальниками главных управлений Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе:

организацию работы по рассмотрению жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков о согласовании требований об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в соответствии с Порядком;

мониторинг, обобщение и анализ рассмотрения жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков о согласовании требований об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;

контроль за соблюдением органами Пенсионного фонда Украины требований Порядка

при осуществлении проверок и ревизий.

6. Установить, что Порядок рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений страхователей при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 № 21-2 <…>, применяется с учетом требований пункта 7 раздела VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

7. Настоящее постановление

вступает в силу с 01.01.2011.

<…>

 

Председатель правления Б. Зайчук

 

 

Утвержден постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.2010 г. № 22-7

Порядок рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

 

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру подачи и рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины (далее — Пенсионный фонд) заявлений плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос) при согласовании ими требований об уплате недоимки по уплате единого взноса (далее — требование), обжаловании решений о начислении пени и наложении штрафов, предусмотренных частями десятой, одиннадцатой статьи 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон); жалоб банков на решения о наложении финансовых санкций, предусмотренных частью двенадцатой статьи 25 Закона.

1.2. Не подлежит согласованию плательщиком единого взноса в соответствии с настоящим Порядком требование, сформированное на основании обязательства по уплате единого взноса, самостоятельно определенного плательщиком единого взноса в отчете о суммах начисленной заработной платы (денежного обеспечения, дохода) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса, а также решений о начислении пени и наложении штрафов, которые обжаловались и были рассмотрены в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

1.3. Действие настоящего Порядка не распространяется на рассмотрение жалоб (заявлений) плательщиков единого взноса или банков (далее — жалобщики), указанных в пункте 1.1 данного раздела, при наличии возбужденных соответствующих уголовных дел.

Жалобщик имеет право обжаловать в суде требование, решение о начислении пени и наложении штрафа в любой момент после получения соответствующего требования либо решения. Требование или решение органа Пенсионного фонда о начислении пени и наложении штрафа, по которым подан иск в суд, не подлежат обжалованию в соответствии с требованиями настоящего Порядка. Одновременно жалобщик в письменном виде уведомляет орган Пенсионного фонда, рассматривающий его жалобу (заявление), о каждом случае судебного обжалования его требований либо решений о начислении пени и наложении штрафа.

1.4. Отказ в приеме жалобы (заявления) на решение о начислении пени и наложении штрафа, о согласовании требования, кроме случаев, указанных в настоящем разделе, запрещается.

Ход срока рассмотрения жалобы (заявления) начинается со следующего рабочего дня после ее поступления в орган Пенсионного фонда. Регистрация заявления о согласовании требования осуществляется работником органа Пенсионного фонда, уполномоченным на это руководителем этого органа, в журнале регистрации заявлений о согласовании требований об уплате недоимки (приложение 1). Регистрация жалоб на решения о начислении пени и наложении штрафа осуществляется работником органа Пенсионного фонда, уполномоченным на это руководителем этого органа, в журнале регистрации жалоб (приложение 2).

1.5. В жалобе (заявлении) должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество, местожительство жалобщика — физического лица, а для других жалобщиков — наименование, местонахождение;

наименование органа Пенсионного фонда, которым выдано обжалуемое требование или решение о начислении пени и наложении штрафа, дата и номер;

суть затронутого вопроса, просьба или требование;

информация об обжаловании требования или решении органа Пенсионного фонда о начислении пени и наложении штрафа в суде.

Жалоба (заявление) подписывается жалобщиком — физическим лицом или уполномоченным им на то лицом, а для других жалобщиков — руководителем или представителем, уполномоченным в соответствии с законодательством, и должна быть скреплена печатью жалобщика (для жалобщиков — физических лиц — при наличии).

Жалоба (заявление) должна быть изложена в письменной форме и направлена в орган Пенсионного фонда по почте или передана лично либо через представителя.

Если жалоба (заявление) в интересах жалобщика подается его представителем, то к жалобе (заявлению) прилагается копия доверенности (договора), оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства.

1.6. Жалоба (заявление), оформленная без соблюдения требований, указанных в пункте 1.5 настоящего раздела, что не дает возможности рассмотреть жалобу (заявление) по существу, остается без рассмотрения, о чем выносится решение об оставлении жалобы (заявления) без рассмотрения (приложение 3) с соответствующими обоснованиями и делается отметка в журнале регистрации жалоб.

1.7. Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом Пенсионного фонда от одного и того же жалобщика по одному и тому же вопросу, если первое решено по существу.

1.8. В случае обжалования требования или решения о наложении штрафа начисление пени приостанавливается со дня подачи жалобы (заявления) в орган Пенсионного фонда либо иска в суд.

 

II. Согласование требования

2.1. В случае если плательщик единого взноса считает, что орган Пенсионного фонда в районе, городе, районе в городе (далее — территориальный орган Пенсионного фонда) неправильно определил сумму недоимки, такой плательщик единого взноса имеет право обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда, требование которого обжалуется, с заявлением о согласовании требования, подаваемым в письменной форме и сопровождаемым документами (расчетами, копиями платежных поручений и т. п.), которые свидетельствуют о неправильности сумм недоимки, указанных в требовании.

2.2. Заявление должно быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения плательщиком единого взноса требования. Срок, установленный для подачи заявления, не считается пропущенным, если до его окончания заявление и другие документы к нему сданы на почту.

2.3. Заявление о согласовании требования рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения заявления.

2.4. По результатам рассмотрения заявления о согласовании требования территориальный орган Пенсионного фонда обязан принять мотивированное решение и уведомить о нем лицо, подавшее заявление.

2.5. Территориальный орган Пенсионного фонда принимает одно из следующих решений:

о полном или частичном удовлетворении заявления плательщика единого взноса о согласовании требования, отмене обжалованного требования и направлении плательщику нового требования;

об оставлении требования без изменений, а заявления плательщика единого взноса — без удовлетворения;

об оставлении заявления плательщика единого взноса в рамках процедуры согласования требования без рассмотрения.

2.6. В случае несогласия плательщика единого взноса с решением территориального органа Пенсионного фонда, принятым в рамках процедуры согласования требования, дальнейшее его обжалование осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Порядка по рассмотрению жалоб на решения органов Пенсионного фонда или в судебном порядке.

 

III. Подача первичной жалобы

3.1. В случае если жалобщик считает, что орган Пенсионного фонда принял решение о наложении штрафа и начислении пени либо в рамках процедуры согласования требования, противоречащее законодательству об общеобязательном государственном социальном страховании или выходящее за пределы его компетенции, установленной законом, такой жалобщик имеет право обжаловать такое решение в вышестоящем органе Пенсионного фонда.

3.2. Жалоба на решение территориальных органов Пенсионного фонда подается соответственно в главные управления Пенсионного фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (далее — региональные органы Пенсионного фонда) в письменной форме вместе с документами, подтверждающими неправильность решения.

О подаче жалобы жалобщик обязан одновременно уведомить территориальный орган Пенсионного фонда, решение которого обжалуется.

3.3. Жалоба должна быть подана в региональный орган Пенсионного фонда в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения жалобщиком обжалуемого решения территориального органа Пенсионного фонда.

Срок, установленный для подачи первичной жалобы, не считается пропущенным, если до его окончания жалоба и другие документы к ней сданы на почту.

3.4. К документам, свидетельствующим о неправильности обжалуемого решения, относятся:

акт проверки плательщика единого взноса, решение о начислении пени и наложении штрафа и другие документы (расчеты), на основании которых определена сумма единого взноса, подлежащая уплате, или применен штраф, начислена пеня;

требование;

заявление о согласовании требования.

Кроме этого, необходимо подать замечания и пояснения, если они были поданы плательщиком единого взноса при проверке и принятии решения, заключения органа Пенсионного фонда относительно поданных замечаний и объяснений. В заключении необходимо также указать о подаче или неподаче лицом искового заявления в суд о признании недействительным требования или решения органа Пенсионного фонда о начислении пени и наложении штрафа, наличии постановления о возбуждении уголовного дела.

Жалобщик может приложить к жалобе другие документы, которые, по его мнению, подтверждают законность его требований.

Указанные документы, за исключением заключений, подаются в копиях.

3.5. Если жалобщик не приложил к жалобе документы, предусмотренные абзацами вторым — пятым пункта 3.4 настоящего раздела, региональный орган Пенсионного фонда, уполномоченный рассматривать жалобу, истребует от территориального органа Пенсионного фонда, решение которого обжалуется, либо жалобщика указанные документы, о чем указывается в решении о продлении сроков рассмотрения жалобы и делается отметка в журнале регистрации жалоб.

3.6. Если в жалобе по результатам рассмотрения заявления о согласовании требования поднимаются вопросы, не рассматривавшиеся при согласовании требования, указанная жалоба направляется на новое рассмотрение в территориальный орган Пенсионного фонда, решение которого обжалуется, о чем выносится решение о направлении жалобы на новое рассмотрение (приложение 4). При этом течение сроков рассмотрения жалобы, установленных настоящим Порядком, начинается со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда решения о направлении на новое рассмотрение.

 

IV. Подача повторной жалобы

4.1. В случае если региональный орган Пенсионного фонда направляет жалобщику решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой жалобщик имеет право обратиться в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения ответа, с повторной жалобой в Пенсионный фонд Украины.

Срок, установленный для подачи повторной жалобы, не считается пропущенным, если до его окончания жалоба и другие документы к ней сданы на почту.

4.2. Жалоба в письменной форме подается непосредственно в Пенсионный фонд Украины. О подаче повторной жалобы в Пенсионный фонд Украины жалобщик обязан одновременно уведомить соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда.

4.3. Жалобщик подает жалобу в Пенсионный фонд Украины вместе с необходимыми для ее рассмотрения документами, указанными в пункте 3.4 раздела III настоящего Порядка, удостоверяющими обстоятельства дела, и материалами рассмотрения первичной жалобы.

4.4. Если жалобщик не приложил к жалобе указанные документы, Пенсионный фонд Украины истребует от регионального органа Пенсионного фонда, решение которого обжалуется, либо жалобщика документы, предусмотренные пунктом 3.4 раздела III настоящего Порядка и пунктом 4.3 этого раздела, о чем делается отметка в журнале регистрации жалоб.

4.5. Если в повторной жалобе, полученной Пенсионным фондом Украины, поднимаются вопросы, которые не рассматривались в решении, вынесенном по первичной жалобе, жалоба направляется на новое рассмотрение в региональный орган Пенсионного фонда, решение которого обжалуется. При этом течение сроков рассмотрения жалобы, установленных настоящим Порядком, начинается со дня получения региональным органом Пенсионного фонда решения о направлении на новое рассмотрение.

4.6. Решение Пенсионного фонда Украины, принятое по рассмотрению жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке.

 

V. Рассмотрение жалоб (заявлений)

5.1. Орган Пенсионного фонда обязан принять мотивированное решение и направить его в течение двадцати календарных дней, следующих за днем получения жалобы, или в течение срока, продленного по решению органа Пенсионного фонда, на адрес жалобщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под подпись, о чем делается отметка в журнале регистрации жалоб.

Орган Пенсионного фонда может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы (приложение 5) сверх сроков, определенных в абзаце первом этого пункта, но не более шестидесяти календарных дней, и в письменном виде уведомить об этом жалобщика до окончания двадцатидневного срока.

Основанием для принятия такого решения могут быть: отсутствие документов, предусмотренных пунктом 3.4 раздела III настоящего Порядка, и других документов, необходимых для рассмотрения жалобы, а также необходимость истребовать подтверждения полномочий лица, подписавшего жалобу, и почтовые документы для установления дат отправления жалоб и получения решений (требований).

В случае если орган Пенсионного фонда принимает решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, начисление пени приостанавливается на такой дополнительный срок независимо от результатов рассмотрения жалобы, о чем указывается в решении о продлении сроков рассмотрения жалобы.

5.2. Жалоба на решение территориальных органов Пенсионного фонда о начислении пени и наложении штрафов, поданная с соблюдением порядка и сроков, определенных пунктом 3.3 раздела III и пунктом 4.1 раздела IV настоящего Порядка, приостанавливает сроки их уплаты до вынесения решения вышестоящим органом Пенсионного фонда или дня вступления в силу судебного решения.

Сроки уплаты финансовых санкций также приостанавливаются до дня вступления решения суда в законную силу в случае обжалования плательщиком требования, если наложение финансовых санкций связано с его возникновением или несвоевременной уплатой суммы недоимки.

В случае если последний день сроков, указанных в пункте 5.1 настоящего раздела, включая сроки, установленные по решению руководителя органа Пенсионного фонда (или его заместителя), приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый следующий рабочий день.

5.3. Жалоба (заявление), поданная с нарушением порядка и сроков, определенных пунктом 2.2 раздела II, пунктами 3.2, 3.3 раздела III и пунктом 4.1 раздела IV настоящего Порядка, а также в случае ее отзыва в соответствии с данным Порядком не подлежит рассмотрению органами Пенсионного фонда, о чем выносится решение об оставлении жалобы (заявления) без рассмотрения (приложение 3) и делается отметка в журнале регистрации жалоб.

5.4. Орган Пенсионного фонда при рассмотрении жалобы проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения и принимает одно из следующих решений:

оставляет обжалуемое решение без изменений, а жалобу — без удовлетворения;

отменяет в определенной части обжалуемое решение и не удовлетворяет жалобу в определенной части;

отменяет обжалуемое решение и удовлетворяет жалобу;

отменяет обжалуемое решение и направляет жалобу на новое рассмотрение в территориальный (региональный) орган Пенсионного фонда;

оставляет жалобу без рассмотрения.

5.5. В случае отмены ранее принятого решения органа Пенсионного фонда о начислении пени, наложении штрафа и решения по заявлению о согласовании требования они считаются отозванными со дня принятия решения вышестоящего органа Пенсионного фонда о полном или частичном удовлетворении жалобы (заявления), о чем указывается в решении соответствующего органа Пенсионного фонда.

5.6. Решение, принятое по рассмотрению жалобы (заявления), может быть менее благоприятным для жалобщика, чем обжалуемое решение.

При увеличении органом Пенсионного фонда суммы единого взноса, пени и штрафов, причитающихся к уплате, или недоимки ранее направленные требования об уплате недоимки или решение о наложении штрафа, начислении пени не отзываются, а на сумму такого увеличения органом Пенсионного фонда направляется отдельное требование об уплате недоимки (решение о начислении пени, наложении штрафа).

Увеличенная сумма требования об уплате недоимки, штрафа и пени должна быть уплачена или может быть обжалована жалобщиком по процедуре, определенной настоящим Порядком, с применением сроков, установленных для уплаты либо обжалования увеличенной суммы единого взноса (решение о начислении пени, наложении штрафа).

 

VI. Решение по рассмотрению жалобы (заявления)

6.1. Решение по рассмотрению жалобы (заявления) принимает руководитель органа Пенсионного фонда или его заместитель в соответствии с распределением функциональных полномочий.

6.2. Решение о результатах рассмотрения жалобы (заявления) (приложение 6) оформляется в соответствии с требованиями законодательства о языках. Решение состоит из вступительной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Решение оформляется на бланке органа Пенсионного фонда, рассматривавшего жалобу (заявление).

Во вступительной части решения указываются: полное наименование лица, подавшего жалобу (заявление), фамилия и инициалы гражданина либо физического лица — субъекта предпринимательской деятельности, должностного лица жалобщика; сведения о предмете обжалования, которого касается жалоба (заявление); дата приема жалобы (заявления) к рассмотрению (дата и номер указываются по данным журнала регистрации входящей корреспонденции).

Описательная часть решения должна содержать перечень документов, которые были приняты во внимание при рассмотрении жалобы (заявления), дату и номер акта проверки и/или требования об уплате недоимки либо обжалуемого решения, краткое изложение требований и ходатайство лица, подавшего жалобу (заявление).

В мотивировочной части решения должны быть приведены результаты исследования материалов жалобы (заявления) и доказательства, на которых основываются заключения должностного лица органа Пенсионного фонда, рассматривавшего жалобу (заявление), а также ссылки на конкретные пункты и статьи законов Украины и других нормативно-правовых актов, которыми обосновано принятое решение.

Резолютивная часть решения должна содержать вывод об удовлетворении либо частичном удовлетворении жалобы (заявления) или об отказе в удовлетворении жалобы (заявления).

В решении также отмечается, что в случае несогласия лица, подавшего жалобу (заявление), с принятым решением оно может быть обжаловано в вышестоящем органе Пенсионного фонда (с указанием срока такого обжалования) или в судебном порядке.

6.3. В случае полного или частичного удовлетворения жалобы (заявления) в решении даются распоряжения органу Пенсионного фонда, решение которого отменено полностью или в определенной части, о совершении соответствующих действий.

6.4. Первый экземпляр решения после указания регистрационного номера исходной корреспонденции направляется (вручается) жалобщику.

Решение считается направленным (врученным) юридическому лицу или обособленному подразделению, если оно передано служебному лицу этого жалобщика под подпись или направлено письмом с уведомлением о вручении.

Решение считается направленным (врученным) жалобщику, который является физическим лицом, если оно вручено лично такому физическому лицу или его законному представителю либо направлено письмом по его адресу по местожительству либо последнему известному его местонахождению с уведомлением о вручении.

Если жалобщик на день направления ему органом Пенсионного фонда решения не сообщил в установленном порядке об изменении местонахождения (местожительства), решение считается надлежащим образом врученным даже в случае его возврата как не нашедшего адресата или после окончания срока хранения.

6.5. Второй экземпляр решения, принятого по рассмотрению жалобы (заявления), направляется территориальному органу Пенсионного фонда по месту регистрации жалобщика (передается структурному подразделению (работнику), в полномочия которого входит подготовка требований об уплате недоимки) для выполнения (совершения установленных законодательством действий) и хранится в деле с материалами рассмотрения жалобы (заявления), приобщаемыми к делу жалобщика.

6.6. Третий экземпляр решения, принятого органом Пенсионного фонда по рассмотрению жалобы (заявления), остается в этом органе Пенсионного фонда и хранится в деле с материалами рассмотрения жалобы (заявления).

6.7. Четвертый экземпляр решения, принятого Пенсионным фондом Украины по рассмотрению повторной жалобы (заявления), направляется для совершения установленных законодательством действий региональному органу Пенсионного фонда и хранится вместе с материалами рассмотрения жалобы (заявления).

6.8. Если мотивированное решение по жалобе (заявлению) не направляется жалобщику в течение срока, установленного для рассмотрения его жалобы (заявления), или в течение срока, продленного по решению органа Пенсионного фонда, такая жалоба (заявление) считается полностью удовлетворенной в пользу жалобщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Жалоба (заявление) считается также полностью удовлетворенной в пользу жалобщика, если решение органа Пенсионного фонда о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено жалобщику до окончания двадцатидневного срока.

 

VII. Заключительные положения

7.1. Процедура обжалования (согласования) заканчивается:

последним днем срока, предусмотренного пунктом 2.2 раздела II, пунктом 3.3 раздела III и пунктом 4.1 раздела IV настоящего Порядка для подачи жалобы (заявления) о пересмотре решения (требования) органа Пенсионного фонда, в том случае, если такая жалоба (заявление) не была подана в указанный срок;

днем получения жалобщиком решения органа Пенсионного фонда о полном удовлетворении жалобы (заявления);

днем получения жалобщиком решения Пенсионного фонда Украины, не подлежащего дальнейшему обжалованию в соответствии с настоящим Порядком;

днем вступления в законную силу решения суда по делу по иску об отмене либо признании недействительным решения (требования);

днем получения органом Пенсионного фонда Украины возвращенного первого экземпляра решения как не нашедшего адресата или после окончания срока хранения.

7.2. Плательщик единого взноса обязан самостоятельно уплатить согласованную сумму недоимки (суммы пени, штрафов) в течение десяти рабочих дней после получения согласованного требования (соответствующего решения).

Уплата сумм штрафов и пени, указанных в решениях, обжалуемых плательщиком единого взноса, осуществляется в сроки, определенные в соответствии с абзацем вторым части четырнадцатой статьи 25 Закона.

7.3. Лицо, подавшее жалобу на решение (заявление о согласовании требования) органа Пенсионного фонда, имеет право:

лично изложить аргументы лицу, проверявшему жалобу (заявление), и принимать участие в проверке поданной жалобы (заявления);

ознакомиться с материалами проверки;

предоставлять дополнительные материалы либо настаивать на их запросе органом Пенсионного фонда, рассматривающим жалобу (заявление);

присутствовать при рассмотрении жалобы (заявления);

пользоваться услугами представителя;

получать письменный ответ о результатах рассмотрения жалобы (заявления);

выражать устно или в письменном виде требование о соблюдении тайны рассмотрения жалобы (заявления);

отзывать поданную жалобу (заявление) в любое время до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы (заявления).

Отзыв жалобы (заявления) производится по письменному заявлению лица, подавшего жалобу (заявление).

7.4. Структурные подразделения (работники) органов Пенсионного фонда, уполномоченные рассматривать жалобы (заявления) на решения, указанные в пункте 1.1 раздела I настоящего Порядка, имеют право получать в установленном порядке от должностных лиц органов Пенсионного фонда документы, справки, расчеты, пояснения и другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на них задач, а также привлекать к рассмотрению жалоб (заявлений) (с согласия руководителя) другие структурные подразделения (работников) органов Пенсионного фонда.

7.5. Ведение учета жалоб (заявлений) возлагается на структурные подразделения (работников) органов Пенсионного фонда, уполномоченные(ых) руководителями этих органов.

7.6. Жалобы и материалы, удостоверяющие обстоятельства дела, хранятся в течение 5 лет.

7.7. Информация, ставшая известной должностным лицам органов Пенсионного фонда в ходе рассмотрения жалоб (заявлений), является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Порядок использования такой информации предусмотрен Инструкцией о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащих конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства, в Пенсионном фонде Украины и его органах, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.06.2002 № 11-1 <…>.

 

Начальник юридического управления Т. Рябцева

 

Комментарий редакции

 

Ответственность в сфере законодательства о ЕСВ

 

Комментируемый Порядок № 22-7 определяет процедуру подачи и рассмотрения органами ПФУ заявлений плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) при:

согласовании ими требований об уплате недоимки по уплате ЕСВ;

обжаловании решений о начислении пени и наложении штрафов, предусмотренных ч. 10 (пеня) и 11 (финсанкции) ст. 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон № 2464).

Напомним, что согласно ч. 4 ст. 25 Закона № 2464 плательщик ЕСВ обязан в течение 10 рабочих дней со дня поступления требования об уплате недоимки уплатить сумму недоимки и штрафы вместе с начисленной пеней. Если он не согласен с начисленными суммами, то он имеет право согласовать сумму недоимки или обжаловать начисление штрафов и пени в органе ПФУ по процедуре, предусмотренной Порядком № 22-7. Плательщик также может обжаловать

решение органов ПФУ в судебном порядке в любой момент после получения соответствующего требования или решения.

Об обжаловании следует обязательно

в письменном виде уведомить орган ПФУ, принявший соответствующее решение.

Обжалование решения территориального органа ПФУ о применении финансовых санкций

приостанавливает ход срока их уплаты до вынесения органом ПФУ или судом решения по делу. Срок уплаты финансовых санкций также приостанавливается до принятия судом решения в случае обжалования плательщиком ЕСВ требования об уплате недоимки, если применение финансовых санкций связано с возникновением или несвоевременной уплатой суммы недоимки.

Обратите внимание: сумму начисленной недоимки плательщик может согласовывать со своим органом ПФУ, составившим требование об уплате недоимки. Обжаловать же принятые решения о наложении штрафов и пени плательщик может уже только в вышестоящем органе ПФУ.

Теперь напомним плательщикам ЕСВ о видах нарушений в сфере законодательства о ЕСВ и размерах штрафов, применяемых за такие нарушения. Для удобства приведем их в таблице.

 

Вид нарушения

Размер штрафа (санкции, пени)

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ И ПЕНЯ

Уклонение от постановки на учет или несвоевременная подача заявления о постановке на учет плательщиками ЕСВ, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV

170 грн.

Неуплата (неперечисление) или несвоевременная уплата (несвоевременное
перечисление) ЕСВ

10 % своевременно не уплаченных сумм

Доначисление территориальным органом ПФУ или плательщиком своевременно не начисленного ЕСВ

5 % такой суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена такая сумма,
но не более 50 % суммы доначисленного ЕСВ

Неподача, несвоевременная подача, подача не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом № 2464

170 грн.

Ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕСВ

От 136 до 255 грн.

Неуплата, неполная уплата или несвоевременная уплата суммы ЕСВ одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовые платежи)

10 % своевременно не уплаченных сумм

Начисление пени на сумму недоимки

0,1 % суммы недоимки за каждый день просрочки платежа

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
(субъект ответственности — должностные лица предприятий, учреждений, организаций)

Ст. 1651 Кодекса Украины об административных правонарушениях:

— нарушение порядка начисления, исчисления и сроков уплаты ЕСВ, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
— неподача, несвоевременная подача, подача не по установленной форме отчетности по ЕСВ, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
— подача недостоверных сведений, используемых в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных Законом № 2464 и Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV;
— нарушение установленного порядка использования и осуществления операций со средствами ПФУ и Накопительного фонда

От 340 до 510 грн. (за повторное в течение года нарушение — от 510 до 680 грн.)

— неуплата или несвоевременная уплата страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе авансовых платежей, в сумме, не превышающей 300 ннмдг*

От 425 до 850 грн. (за повторное в течение года нарушение — от 1700 до 5100 грн.)

— неуплата или несвоевременная уплата страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе авансовых платежей, в сумме более 300 ннмдг*

От 850 до 1700 грн. (за повторное
в течение года нарушение — от 1700
до 5100 грн.)

Ст. 18823 Кодекса Украины об административных правонарушениях:

— совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ПФУ в проведении проверок, связанных с начислением, исчислением и уплатой ЕСВ;
— совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ПФУ в проведении проверок по использованию страховых средств в предусмотренных законом случаях

От 136 до 255 грн. (за повторное в течение года нарушение — от 170 до 340 грн.)

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Умышленное уклонение от уплаты ЕСВ или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, или любым другим лицом, обязанным его уплатить, если такое деяние привело к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в значительных размерах (от 1000 ннмдг, в 2011 году — от 470,5 тыс. грн.) (ч. 1 ст. 2121 Уголовного кодекса Украины (УКУ))

От 5100 до 8500 грн. или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет**

Деяния, указанные в ч. 1 ст. 2121 УКУ (см. выше), совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в крупных размерах (от 3000 нмдг, в 2011 году — от 1411,5 тыс. грн.) (ч. 2 ст. 2121 УКУ)

От 8500 до 34000 грн. или исправительные работы до 2 лет, или ограничение свободы до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет**

Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 2121 УКУ (см. выше), совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты ЕСВ или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в особо крупных размерах (от 5000 ннмдг, в 2011 году — от 2352,5 тыс. грн.) (ч. 3 ст. 2121 УКУ)

Лишение свободы от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет с конфискацией имущества

*При квалификации нарушений размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан принимается на уровне размера налоговой социальной льготы (п. 5 подразд. 1 разд. ХХ Налогового кодекса Украины).
** Лицо, впервые совершившее деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 2121 УКУ, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило ЕСВ или страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а также возместило ущерб, причиненный фондам общеобязательного государственного социального страхования их несвоевременной уплатой (штрафные санкции, пеня) (ч. 4 ст. 2121 УКУ).

 

Наталья ИВЛЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше