Темы статей
Выбрать темы

Трудовые будни органов Гоструда

Редакция ОТ
Статья

Трудовые будни органов Гоструда

 

Тот, кто считает, что трудовые отношения работодателя и работника — это исключительно их личное дело, глубоко ошибаются: к ним есть дело и у государственных органов надзора за соблюдением законодательства о труде. Что это за органы и какое именно им дело до трудовых отношений на предприятии, учреждении или организации — поговорим в статье.

Елена БОРИСОВА, юрист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Использованные документы

КЗоТ —

Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

УКУ

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 877

— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877.

Порядок № 72

— Порядок проведения проверки состояния соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, проводимой должностными лицами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде и его территориальных органов, утвержденный приказом Минтруда от 21.03.2003 г. № 72.

 

Трудоголиков будет проверять новый орган

Сразу заметим, что в рамках административной реформы, происходящей в Украине,

постановлением Кабинета Министров Украины от 28.03.2011 г. № 346 ликвидирован Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде.

Согласно

Указу Президента Украины от 06.04.2011 г. № 386/2011 правопреемником прав и обязанностей Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде — правительственного органа, действовавшего в системе Министерства труда и социальной политики Украины (теперь — Министерство социальной политики), стала Государственная инспекция Украины по вопросам труда (далее — Гоструда). Упомянутым Указом также утверждено Положение о Государственной инспекции Украины по вопросам труда (далее — Положение о Гоструда).

В соответствии с этим Положением Гоструда является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Вице-премьер-министра Украины — Министра социальной политики Украины.

Гоструда

согласно возложенным на нее задачам осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования, физическими лицами, использующими наемный труд и труд физических лиц, законодательства о труде по вопросам трудовых отношений, рабочего времени и времени отдыха, нормирования труда, оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций, льгот для работников, совмещающих работу с учебой, соблюдения трудовой дисциплины, условий труда женщин, молодежи, инвалидов, предоставления льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, обеспечения специальной одеждой и специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами, молоком и лечебно-профилактическим питанием; проведением обязательных медицинских осмотров работников определенных категорий; соблюдением режимов труда и других норм законодательства.

Для выполнения возложенных на нее задач

Гоструда имеет право:

— осуществлять беспрепятственно проверки в производственных, служебных и административных помещениях работодателей, а также проверки рабочих мест работников, расположенных вне этих помещений, с целью надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения;

— знакомиться при проведении проверок с информацией, документами и материалами;

— получать от работодателей необходимые для выполнения полномочий Гоструда копии или выписки из документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде и законодательством о занятости.

Свои полномочия Гоструда осуществляет

непосредственно и через свои территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Таким образом, как и ранее, Гоструда осуществляет госнадзор и контроль за соблюдением юридическими лицами и предпринимателями, использующими наемный труд, законодательства о труде.

Но

теперь «в сферу интересов» Гоструда еще попали:

— надзор и контроль за соблюдением юридическими лицами и предпринимателями, использующими наемный труд, законодательства о занятости и трудоустройстве инвалидов (регистрация в Фонде «инвалидов», представление в него отчетности, выполнение норматива рабочих мест);

— осуществление контроля за назначением, начислением и выплатой материального обеспечения по общеобязательному государственному социальному страхованию.

Кроме того,

проверки, которые будет проводить Гоструда, будут комплексными, будут охватывать значительно больший объем вопросов.

Во время проведения проверок Гоструда

, как в свое время и Госнадзортруда, будет руководствоваться нормами Конвенций Международной организации труда № 81 и № 129, выполняя Закон № 877 только в части, не противоречащей этим Конвенциям.

 

Чьи «труды» проверяют?

Следует отметить, что

проверяются исключительно работодатели — предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и физические лица, использующие наемный труд (работа по трудовому договору или контракту).

Нормативным документом, определяющим порядок проведения проверок Гоструда, является

Порядок № 72.

Согласно

Порядку № 72 должностные лица Гоструда контролируют соблюдение законодательства о труде и об общеобязательном государственном социальном страховании в части обеспечения прав и гарантий застрахованных лиц путем проведения проверок работодателей и рабочих органов исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования.

В соответствии с

п. 1.4 Порядка № 72 проверки, проводимые должностными лицами Гоструда и его территориальными органами, можно подразделить на:

— плановые. Напомним, что согласно

ст. 5 Закона № 877 периодичность проведения плановых мероприятий определяется в зависимости от степени риска от осуществления хозяйственной деятельности. Постановлением КМУ от 17.11.2010 г. № 1059 установлены критерии для определения степени риска);

— внеплановые:

а) по поручению руководства Гоструда;

б) по поручению правоохранительных органов;

в) по предложениям учреждений, организаций;

г) по обращениям граждан.

Проверки соблюдения законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании проводятся только по обращениям граждан и по поручению руководства Гоструда. Проверки «по поручению» инспекторы труда имеют право проводить

исключительно при наличии надлежащим образом оформленного соответствующего поручения.

Функции, права и обязанности должностных лиц Гоструда при осуществлении проверок регламентируются

Положением о Гоструда.

 

Организация проведения проверок

Прежде всего отметим, что работа должностных лиц Гоструда осуществляется

по принципу планирования (п. 2.1 и 2.2 Порядка № 72).

Следовательно, государственный инспектор труда (далее — инспектор труда) работает

по месячному графику проверок предприятий, учреждений, организаций, который является обязательной составляющей плана работы.

Согласно

п. 2.3 Порядка № 72 инспектор труда имеет право беспрепятственно в любое время без предварительного уведомления посещать для проверки соблюдения законодательства о труде и об общеобязательном государственном социальном страховании: предприятия, учреждения, организации, рабочие органы исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования, производственные помещения субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц, использующих наемный труд.

Осуществление проверки инспектор труда начинает

с сообщения руководству объекта проверки о проведении проверки. Инспектор должен представиться (предъявить удостоверение), в случае необходимости перечислить свои обязанности и полномочия, ознакомить с вопросами, которые будут рассматриваться при проведении проверки; указать, какие документы необходимо предоставить для проверки.

Инспектор труда имеет право на проведение проверки

при наличии у него:

1) служебного удостоверения установленного образца;

2) Положения о Государственной инспекции Украины по вопросам труда;

3) Положения о территориальной государственной инспекции труда Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;

4) в случае проверки по поручению — поручения соответствующего органа (руководства Гоструда, правоохранительных органов);

5) персональной круглой номерной печати.

При отсутствии у инспектора труда какого-либо из документов или персональной круглой номерной печати проведение проверки будет неправомерным и вы имеете полное право отказать ему в допуске на предприятие, в учреждение или организацию.

 

Зачем пришли?

Проверяющие из Гоструда будут интересоваться соблюдением практически всех предписаний трудового законодательства.

Проверка объекта состоит из следующих

этапов:

1.

Работа с документами, предоставленными для проверки:

— ознакомление с уставом предприятия для установления легитимности предприятия и полномочий его руководителя. Для подтверждения полномочий руководителя инспектор труда обязательно поинтересуется контрактом, приказом о его назначении;

— изучение документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде и общеобязательном государственном социальном страховании.

Интерес для проверяющих будет иметь соблюдение работодателем многочисленных требований

КЗоТ, законов Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР, «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII, «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII, «О принципах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII, «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» от 16.12.93 г. № 3721-XII, «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV, «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III, «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III и др.

В ходе проверки соблюдения законодательства о труде инспектор труда может

потребовать для изучения следующие документы:

— коллективный договор;

— штатное расписание предприятия;

— Правила внутреннего трудового распорядка, где определены порядок приема на работу и увольнения с работы; права и обязанности работодателя; права и обязанности работника; режим работы; порядок поощрения за работу; порядок наложения взыскания за нарушение трудовой дисциплины и пр.;

— приказы по кадрам, изданные на предприятии;

— по одному экземпляру трудовых договоров, заключенных с наемными работниками;

— трудовые книжки наемных работников, для которых это место работы является основным;

— табели учета использования рабочего времени;

— расчетно-платежные ведомости по начислению и выплате заработной платы;

— документы, подтверждающие предоставление отпусков наемным работникам;

— документы кадрового учета: личная карточка по форме № П-2, личный листок по учету кадров, личное дело, книга учета трудовых книжек;

— документы, удостоверяющие своевременность выплаты заработной платы, проведения индексации и компенсации; соблюдение гарантий и льгот в отношении отдельных категорий работников: женщин, несовершеннолетних, работников, совмещающих работу с учебой, и т. п.

При проверке соблюдения законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании

могут проверить:

— правильность оформления документов для начисления государственной помощи по социальному страхованию;

— правильность начисления и своевременность выплат социальной помощи;

— получение медицинской помощи при несчастном случае на производстве и др.

2. Оформление акта проверки

Акт

— документ, составленный должностным лицом Гоструда или его территориальных органов, подтверждающий какие-либо установленные факты нарушения законодательства о труде или общеобязательном государственном социальном страховании.

В акте поочередно описывается каждое выявленное нарушение законодательства о труде или общеобязательном государственном социальном страховании.

В разделе акта «По результатам проверки предложено» подаются предложения должностному лицу по организационным мероприятиям, осуществление которых будет способствовать соблюдению законности (в указанном разделе не приводятся требования предписания).

Акт оформляется последним днем проведения проверки.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, к ним прилагаются возражения, которые должны быть подтверждены документально.

3. Проведение по результатам проверки разъяснительной работы

о необходимости соблюдения законодательства о труде или общеобязательном государственном социальном страховании с руководящим составом объекта проверки и представителями трудового коллектива.

4. По результатам проведенной проверки с целью определения дальнейшего реагирования проводится

юридический анализ результатов проверки. При необходимости выдается предписание. Предписание — документ органов Гоструда об устранении выявленных нарушений, которые могут привести к тяжелым последствиям.

В предписании указываются нарушения в соответствии с выводами акта, и в резолютивной части отдельно устанавливается срок устранения каждого из нарушений с указанием срока письменного уведомления об их устранении. Если срок устранения нарушений превышает календарный месяц, устанавливаются требования представления ежемесячного письменного уведомления на определенную дату до полного устранения указанного нарушения.

Согласно

п.п. 7 п. 6 Положения о Гоструда органы Гоструда имеют право выдавать в установленном порядке работодателям, в том числе фондам общеобязательного государственного социального страхования, обязательные к исполнению предписания по устранению нарушений законодательства о:

— труде;

— занятости населения;

— общеобязательном государственном социальном страховании, касающиеся назначения, начисления и выплаты помощи, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц.

Предписание

оформляется днем подписания акта.

Один экземпляр акта и предписания под роспись предоставляется руководителю предприятия, учреждения, организации (в том числе руководителям рабочих органов исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования) или физическому лицу, использующему наемный труд, либо лицу, исполняющему его обязанности в день их вынесения.

В случае невозможности личного вручения акта и предписания руководителю (об этом делается отметка в акте и предписании с указанием причины) они направляются заказным письмом с уведомлением о вручении.

5. Если по материалам проверки в действиях должностных лиц усматриваются признаки преступлений, предусмотренных

УКУ: ст. 172 (грубое нарушение законодательства о труде), ст. 173 (грубое нарушение соглашения о труде) или ст. 175 (невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или других установленных законом выплат), материалы проверки немедленно направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом. Расчеты и заключения государственного инспектора труда об установлении либо подтверждении фактов нарушения законодательства являются неотъемлемой частью материалов проверки.

6. В случае отсутствия предусмотренных

УКУ признаков преступлений исследуется достаточность оснований для привлечения виновных должностных лиц
к административной ответственности
.

7. Контроль за выполнением предписания

является обязательным в деятельности инспектора труда. Предписания подлежат обязательному выполнению с письменным уведомлением выдавшему его лицу о принятых мерах в установленный им срок.

По окончании срока, определенного предписанием для устранения выявленных нарушений, возникает право на проведение инспектором труда

контрольной перепроверки выполнения предписания.

8. В акте по результатам контроля выполнения предписания фиксируются результаты выполнения каждого требования предписания. При установлении неустраненных нарушений обязательно вносится повторное предписание.

 

Чем «грешат» работодатели?

Работодатели чаще «грешат» по части:

— задержек или невыплат заработной платы, других видов гарантийных и компенсационных выплат, индексации зарплаты, установления размера зарплаты ниже минимальной (за выполненную работником норму труда, объем работ);

— нарушений порядка заключения изменения и прекращения (расторжения) трудового договора (заключение договора на определенный срок в случаях, не предусмотренных

ст. 23 КЗоТ), неправомерного передвижения и перемещения работников предприятия, невыдачи работнику трудовой книжки и приказа об увольнении в день увольнения, нарушения сроков расчетов при увольнении и т. д.;

— вопросов, связанных с трудовыми и коллективными договорами;

— специфики работы несовершеннолетних, обучающихся, женщин с детьми, совместителей;

 — заключения контрактов с работниками в случаях, не предусмотренных законами Украины;

 — нарушений порядка ведения трудовых книжек работников предприятия;

 — несоблюдения условий коллективного договора;

 — нарушений режима рабочего времени и права работников на отдых (безосновательное привлечение работников к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные (нерабочие) дни, неправильная оплата такой работы, нарушения законодательства об отпусках);

— неправомерного или с нарушением установленного порядка привлечения работников предприятия к дисциплинарной и материальной ответственности: дисциплинарных взысканий, не предусмотренных

ст. 147 КЗоТ, наложения на работника полной материальной ответственности в случаях, не предусмотренных ст. 134 КЗоТ;

— нарушений порядка рассмотрения трудовых споров на предприятии, нарушений прав профсоюзной организации на предприятии;

— непредоставления или нарушения гарантий и льгот таких категорий работников, как женщины и несовершеннолетние, лица, совмещающие работу с учебой, и т. п.

 

Расплата «за труды»

Круг полномочий инспекторов труда по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями или организациями законодательства о труде достаточно широк.

Инспекторы труда могут:

предоставить должностным лицам предприятия, организации, учреждения предписание по устранению нарушений законодательства (п.п. 7 п. 6 Положения о Гоструда);

составить протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 41, 411 — 413 КоАП. Поскольку инспекторы труда могут только составлять протоколы, но не рассматривать дело об административных правонарушениях (кроме ст. 1886 КоАП), то сформированное дело с сопроводительным письмом инспектор труда направляет в суд, который и рассмотрит дело (п.п. 8 п. 6 Положения о Гоструда);

 —

наложить административные взыскания за правонарушения, предусмотренные ст. 1886 КоАП, на должностных лиц предприятия, учреждения, организации в размере от 50 до 100 нмдг за невыполнение законных требований должностных лиц Гоструда по устранению нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании или создании препятствий для деятельности этих органов (государственные инспекторы труда территориальных органов могут налагать штрафы до 80 нмдг, Главный государственный инспектор труда Украины, его заместители; главные государственные инспекторы труда территориальных органов, их заместители; государственные инспекторы труда Гоструда — штрафы до 100 нмдг) (п.п. 8 п. 6 Положения о Гоструда);

внести работодателю (собственнику) предложения (представления) о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц предприятия, виновных в нарушении законодательства о труде и об общеобязательном государственном социальном страховании (п.п. 9 п. 6 Положения о Гоструда);

передать материалы о нарушении правоохранительным органам для привлечения виновных должностных лиц предприятия к уголовной ответственности по ст. 172, 173, 175 УКУ.

Правонарушения, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность, приведем в таблице:

 

Содержание правонарушения

Санкция

Основание

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде

Штраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (далее — нмдг)

Ст. 41 КоАП

Уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, преднамеренное нарушение установленного законодательством срока начала таких переговоров либо необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в определенный сторонами переговоров срок

Штраф от 3 до 10 нмдг

Ст. 411 КоАП

Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению лицами, представляющими собственников или уполномоченные ими органы, или профсоюзы, или другие уполномоченные трудовым коллективом органы, либо представителями трудовых коллективов

Штраф от 50 до 100 нмдг

Ст. 412 КоАП

Непредоставление информации для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений

Штраф от 1 до до 5 нмдг

Ст. 413 КоАП

Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде.

Те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины или матери, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида

Штраф до 50 нмдг либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет.

Штраф от 50 до 100 нмдг, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, или исправительные работы на срок до 2 лет, или арест на срок до 6 месяцев

Ст. 172 УКУ

Грубое нарушение соглашения о труде служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребления доверием или принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением

Штраф до 50 нмдг или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет

Ст. 173 УКУ

Безосновательная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная преднамеренно руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности.

То же деяние, если оно было совершено в результате нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат

Штраф от 500 до 1000 нмдг или исправительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Штраф от 1000 до 1500 нмдг или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ст. 175 УКУ

 

Напомним, что инспекторы труда не рассматривают уголовные и административные дела, кроме дела о правонарушении, предусмотренном

ст. 1886 КоАП (невыполнение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде или создание препятствий для деятельности этих органов), а передают протоколы вместе со сформированными делами в суд или в правоохранительные органы.

Инспектор труда также не может по требованию или по просьбе работодателя, работника или третьих лиц делать экспертные заключения о размерах тех или иных конкретных выплат, соответствии требованиям законодательства тех или иных локальных актов работодателя с целью дальнейшей передачи этих выводов указанным лицам, поскольку это функция эксперта.

Как видим, присматривать за тем, как мы работаем, как организуем и оплачиваем труд и отдых, в нашей стране есть кому. Приведет ли реорганизация контролирующего органа к каким-либо существенным изменениям при проведении «трудовых» проверок — покажет практика.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше