Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Примерных штатных нормативов центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи

Редакция ОТ
Приказ от 23.02.2012 г. № 129

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

Об утверждении Примерных штатных нормативов центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи

Приказ от 23.02.2012 г. № 129

(извлечение)

 

Во исполнение Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Обеспеченное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», п. 3 решения Совета регионов от 15.09.2011 г. и Концепции Общегосударственной программы «Здоровье 2020: украинское измерение» на 2012 — 2020 гг., утвержденной распоряжением Кабинета Министров Украины от 31.10.2011 г. № 1164-р, с целью обеспечения формирования сети заведений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую (медико-санитарную) помощь, приказываю:

1. Утвердить Примерные штатные нормативы центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи (прилагаются).

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении Примерных штатных нормативов центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве» от 01.09.2011 г. № 556.

<…>

4. Министру здравоохранения Автономной Республики Крым, начальникам управлений (главных управлений) здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций обеспечить учет положений настоящего приказа в процессе формирования сети заведений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую (медико-санитарную) помощь.

<…>

Вице-премьер-министр Украины —
Министр Р. Богатырева

 

 

Утверждены приказом Министерства здравоохранения Украины от 23.02.2012 г. № 129

Примерные штатные нормативы центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи

 

№ п/п

Наименование должности

Количество должностей в заведении

Пояснения

сельского

городского

1

2

3

4

5

Руководящий состав Центра ПМСП

1.

Главный врач

1

Вводится в каждом заведении здравоохранения

2.

Заместитель главного врача
(по медицинскому обслуживанию населения, по экспертизе временной нетрудоспособности)

1

Вводится 1 должность на 25 должностей врачей общей практики — семейных врачей, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, но не менее 1 должности

3.

Заведующий хозяйством

1

Вводится при количестве населения 20 тыс. и более

4.

Главная медицинская сестра

1

Вводится в каждом заведении здравоохранения

5.

Главный бухгалтер

1

Вводится в каждом заведении здравоохранения

Информационно-аналитический кабинет

1.

Заведующий кабинетом

1

Вводится в каждом заведении здравоохранения

2.

Статистик медицинский

1

Вводится 1 должность на 25 тыс. прикрепленного населения,
но не менее 0,5 должности

3.

Инженер-программист

1

Вводится при полной компьютеризации центра и врачебных амбулаторий

Другой административно-управленческий и вспомогательный персонал

1.

Бухгалтер по учету основных средств

1

Вводится 1 должность на 80 врачебных должностей, но не менее 0,5 должности

2.

Бухгалтер по учету медикаментов, хозяйственных материалов

1

Вводится 1 должность на 80 врачебных должностей, но не менее 0,5 должности

3.

Специалист по финансовому учету (бухгалтер)

1

Вводится 1 должность на 80 врачебных должностей, но не менее 0,5 должности

4.

Экономист

1

Вводится при наличии 100 работников и более

5.

Специалист по расчетам с работниками (бухгалтер)

1

Вводится при наличии 400 работников, но не менее 0,5 должности

6.

Инспектор отдела кадров

1

Вводится при наличии 50 работников и более

7.

Юрисконсульт

0,5

Вводится при наличии 50 работников и более

8.

Секретарь

1

Вводится в каждом заведении здравоохранения

9.

Сестра-хозяйка

1

Вводится в каждом заведении здравоохранения

10.

Водитель

1

Вводится на один автомобиль за смену

11.

Техник объединенных служб по обслуживанию и текущему ремонту инженерных коммуникаций

1

Вводится в каждом заведении здравоохранения

12.

Уборщица служебных помещений

1

Вводится на 250 кв. м деревянного пола, 350 кв. м — пола, покрытого керамической плиткой, 425 кв. м, покрытого линолеумом

13.

Дворник

1

Вводится на 2700 кв. м

14.

Инженер по охране труда

1

Вводится при наличии 50 работников и более

15.

Электрик

1

Вводится на 750 осветительных точек

16.

Столяр

1

Вводится в каждом заведении здравоохранения

Амбулатория

1.

Заведующий амбулаторией

1

Вводится на 3 и более врачебных должностей. Если менее
3 врачебных должностей, вводится вместо 0,5 должности врача

2.

Врач общей практики — семейный врач

 

1 должность на 1200 взрослых и детей;
1 — 1,25 должности на 800 — 1000 взрослых и детей жителей горных районов

1 должность на 1500 взрослых и детей

3.

Сестра медицинская общей практики — семейной медицины (сестра медицинская, фельдшер)

 

1 должность на 600 взрослых и детей;
1 — 1,25 должности на 400 — 500 взрослых и детей жителей горных районов

1 должность на 750 взрослых и детей

4.

Регистратор медицинский

 

Вводится 1 должность на 10 должностей врачей, но не менее
0,5 должности на амбулаторию

5.

Младшая медицинская сестра (санитарка-уборщица)

 

Вводится на 250 кв. м деревянного пола, 350 — пола, покрытого керамической плиткой, 425 кв. м, покрытой линолеумом, но не менее 0,5 должности на амбулаторию

6.

Водитель

1

Вводится на один автомобиль за смену

7.

Дворник

1

Вводится на 2700 кв. м, но не менее 0,25 должности на амбулаторию

Медицинский пункт (фельдшерско-акушерский / фельдшерский пункт)

1.

Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом

1

 

 

2.

Сестра медицинская общей практики — семейной медицины (сестра медицинская, фельдшер, акушерка)

0,5 — 1,0

0,5 ставки от 300 до 900 жителей, 1,0 ставки от 900 до 1200 жителей

 

3.

Младшая медицинская сестра (уборщица)

0,5 — 1,0

Вводится на 250 кв. м деревянного пола, 350 кв. м — пола, покрытого керамической плиткой, 425 кв. м, покрытого линолеумом, но не менее 0,5 должности на медицинский пункт (фельдшерско-акушерский, фельдшерский пункт)

 

На период до 01.01.2020 года амбулатории могут комплектоваться врачами-терапевтами участковыми (из расчета 0,5 должности на 1000 прикрепленного взрослого населения) и врачами-педиатрами участковыми (из расчета 1,25 должности на 1000 прикрепленного детского населения до 18 лет). На этот период в штатное расписание центров первичной медицинской (медико-санитарной) помощи могут включаться должности врачей акушеров-гинекологов, которые будут оказывать первичную медицинскую помощь при определенных заболеваниях с учетом разграничения функций между первичной и вторичной (специализированной) медицинской помощью, из расчета 0,05 — 0,1 должности на 1000 взрослого и детского населения, охваченного обслуживанием врачей-терапевтов и врачей-педиатров участковых, а также должности врачей хирургов, офтальмологов, отоларингологов, невропатологов и психиатров, которые будут оказывать первичную медицинскую помощь при определенных заболеваниях с учетом разграничения функций между первичной и вторичной (специализированной) медицинской помощью, из расчета 0,1 должности врачей специалистов, по всем указанным специальностям, на 1000 взрослого и детского населения, охваченного обслуживанием терапевтов и педиатров участковых. Количество должностей врачей специалистов по каждой отдельной специальности определяется с учетом необходимости и имеющейся возможности укомплектования кадрами.

При необходимости, по согласованию с органом местного самоуправления (Учредителем) в штатных расписаниях центров первичной медико-санитарной помощи возможно предусматривать также должности охранников, истопников, персонала по оказанию неотложной помощи и т. п.

 

Директор Департамента

лечебно-профилактической помощи Н. Хобзей

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

реформированиЕ системы здравоохранения: как укомплектовать штат Центров ПМСП

 

Комментируемым приказом утверждены штатные нормативы Центров первичной медицинской (медико-санитарной) помощи (далее — Центр ПМСП) — принципиального нового первичного звена предоставления медицинской помощи, создаваемого в процессе реформирования системы здравоохранения.

Следует отметить, что реформа системы здравоохранения в Украине осуществляется согласно Закону Украины «О внесении изменений в Основы законодательства Украины о здравоохранении по усовершенствованию оказания медицинской помощи» от 07.07.2011 г. № 3611-VI (далее — Закон № 3611), вступившему в силу с 1 января 2012 года. Основной целью проведения реформы является улучшение здоровья населения и обеспечение равного доступа всех граждан к качественной медицинской помощи.

Напомним, Законом № 3611 введено четкое разделение медицинской помощи по видам: экстренная, первичная, вторичная (специализированная), третичная (высокоспециализированная), паллиативная и медицинская реабилитация, в связи с чем необходимо реорганизовать и адаптировать к новому законодательству существующую сеть заведений здравоохранения.

В соответствии с Заключительными положениями Закона № 3611 оказание первичной, вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной), паллиативной медицинской помощи и медицинской реабилитации будет осуществляться с 1 января 2015 года.

Таким образом, несмотря на то что Закон № 3611 вступил в силу с 1 января 2012 года, его положения, реорганизовывающие систему оказания медицинской помощи населению, вступают в силу с 1 января 2015 года.

Для отработки новых организационно-правовых и финансово-экономических механизмов, направленных на повышение эффективности и доступности медицинского обслуживания населения в Винницкой, Донецкой и Днепропетровской областях и городе Киеве, внедрен соответствующий пилотный проект. Реализация данного проекта проходит в соответствии с Законом Украины «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве» от 07.07.2011 г. № 3612-VI (далее — Закон № 3612), определяющим организационные и правовые принципы реформирования системы здравоохранения в указанных регионах. При этом данный Закон вступил в силу 04.08.2011 г. и будет действовать до 31.12.2014 г., т. е. до того момента, когда вступят в силу изменения в Основы законодательства Украины о здравоохранении об изменениях в системе организации оказания медицинской помощи населению.

Таким образом, три области Украины и город Киев определены пилотными регионами, где будет апробирована новая модель системы организации здравоохранения.

Закон № 3612 предусматривает проведение в период 2011 — 2014 гг. структурно-функциональной перестройки системы здравоохранения в пилотных регионах. Обеспечение четкого структурного разграничения первичной, вторичной и третичной медицинской помощи будет осуществляться путем создания Центров ПМСП, госпитальных округов и высокоспециализированных центров. Особая роль отводится укреплению института семейной медицины.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом № 3612 создание в пилотных регионах структурированной по видам медицинской помощи системы медицинского обслуживания будет осуществляться на базе существующей сети заведений здравоохранения путем их реорганизации.

Кроме структурных, изменениям подвергнется также система финансирования. Основным отличием от действующей системы планирования бюджетных расходов является концентрация средств на первичную медицинскую помощь на уровне бюджета района (города) , а на вторичную — на уровне бюджета области. В городе Киеве все расходы на здравоохранение будут концентрироваться на уровне городского бюджета.

Результаты реализации этих пилотных проектов будут проанализированы в 2013 — начале 2014 года, после чего с учетом этих результатов реформы будут начаты на территории всей Украины.

В рамках пилотных проектов уже в I квартале 2012 года в указанных регионах должны быть созданы Центры ПМСП, в середине 2012 года — центры экстренной медицинской помощи, а со второй половины 2012 года начнется создание госпитальных округов.

В текущем году основные усилия будут направлены на проведение реформирования первичного звена медицинской помощи. Сформирована законодательная база для реализации І этапа реформы — структурной реорганизации первичного звена и создания Центров ПМСП.

Для пояснения новых терминов проведем краткий «терминологический» экскурс.

Начнем с определения нового в сфере предоставления медицинских услуг термина. Первичная медицинская помощь — медицинская помощь, оказываемая в амбулаторных условиях или по месту жительства (пребывания) пациента врачом общей практики — семейным врачом и предусматривающая предоставление консультации, проведение диагностики и лечение наиболее распространенных заболеваний, травм, отравлений, патологических, физиологичных (во время беременности) состояний, осуществление профилактических мероприятий; направление в соответствии с медицинскими показаниями пациента, не нуждающегося в экстренной медицинской помощи, для оказания ему вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи; оказание неотложной медицинской помощи в случае острого расстройства физического или психического здоровья пациента, не нуждающегося в экстренной, вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона № 3612 оказание первичной медицинской помощи, в том числе с проведением медицинской экспертизы по временной потере трудоспособности, обеспечивают Центры ПМСП, являющиеся заведениями здравоохранения, а также врачи общей практики — семейные врачи, осуществляющие хозяйственную деятельность по медицинской практике как физические лица — предприниматели .

Следует отметить, что Центры ПМСП включены в Перечень заведений здравоохранения, утвержденный приказом Минздрава от 28.10.2002 г. № 385 (п. 1.2 «Амбулаторно-поликлинические заведения» дополнен новым абзацем согласно изменений, внесенных приказом Минздрава от 20.05.2011 г. № 301). Следовательно, Центры ПМСП получили официальный статус заведений здравоохранения.

С целью правового урегулирования вопроса создания в пилотных регионах Центров ПМСП приказом Минздрава от 04.11.2011 г. № 755 (вступил в силу 06.01.2012 г.) утверждено Положение о центре первичной медицинской (медико-санитарной) помощи и положения о его подразделениях: Положение об амбулатории, Положение о фельдшерско-акушерском/фельдшерском пункте, Положение о медицинском пункте временного базирования.

Согласно Положению Центр ПМСП является коммунальным некоммерческим предприятием или учреждением, оказывающим первичную медико-санитарную помощь населению.

Текущее руководство деятельности Центра ПМСП осуществляет главный врач, назначаемый на должность по решению уполномоченного органа местного самоуправления путем заключения контракта.

Структурными подразделениями Центра ПМСП являются:

— административная часть/управление;

— хозяйственная часть;

— лечебно-профилактическая служба, которая состоит из амбулаторий, имеющих статус структурных или обособленных структурных подразделений Центра ПМСП.

В сельской местности и в отдельных случаях в городах в состав амбулаторий могут входить медицинские пункты по предоставлению доврачебной помощи, фельдшерско-акушерские/фельдшерские пункты (далее — ФАП/ФП).

В случае наличия населенных пунктов, удаленных от места расположения амбулаторий и ФАП/ФП, по инициативе органа местного самоуправления, руководства предприятия, учреждения или организации по согласованию с главным врачом могут организовываться медицинские пункты временного базирования .

Источником средств на оплату труда работников Центра ПМСП являются средства местного бюджета.

Касательно реформирования отрасли в непилотных регионах необходимо указать, что такая работа совместно с органами местного самоуправления тоже проводится. В каждой области определены направления, требующие реорганизации в первую очередь. Все регионы должны взять опыт пилотных, и в 2012 году, когда начнется реформирование первичного звена , избежать тех же ошибок.

Комментируемым приказом также даны рекомендации и приведены нормативы по расчету штатов амбулаторий на «переходный» период — до конца 2019 года.

На сегодняшний день в Украине имеет место диспропорция между врачами общей практики, оказывающими первичную помощь, и врачами-специалистами. Поэтому на переходном этапе предполагается сохранить в составе Центров ПМСП для консультативной поддержки определенный перечень врачей-специалистов, предоставив им в дальнейшем возможность:

а) переобучения/получения сертификата врача общей практики — семейной медицины;

б) повысить квалификацию в рамках своей специальности и занять должность в одном из учреждений вторичного или третичного уровня.

В большинстве учреждений вторичного уровня (больницы для планового лечения, интенсивного лечения, восстановительного лечения), предоставляющих специализированную помощь, предусматриваются амбулаторные консультативно-диагностические центры, где могут быть задействованы специалисты соответствующего профиля и квалификации.

То есть врачебный персонал будет востребован, хотя не исключается и даже предполагается дополнительная подготовка или переподготовка персонала. Затраты на решение этой задачи государство планирует взять на себя.

Так, на период до 01.01.2020 г. амбулатории могут комплектоваться участковыми врачами-терапевтами и врачами-педиатрами. На этот период в штатное расписание Центров ПМСП могут включаться должности врачей акушеров-гинекологов, хирургов, офтальмологов, отоларингологов, невропатологов, психиатров, которые будут оказывать первичную медицинскую помощь при определенных заболеваниях с учетом разграничения функций между первичной и вторичной (специализированной) медицинской помощью.

Пунктом 4 комментируемого приказа начальникам управлений здравоохранения областных и городских государственных администраций при формировании сети заведений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, предписано учесть положения комментируемого приказа. Другими словами, непилотные регионы при создании Центров ПМСП также должны руководствоваться этими штатными нормативами и требованиями.

 

Людмила ТРОХИМЕНКО,
 заместитель главного редактора
 (e-mail: l.trokhimenko@id.factor.ua)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше