ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ «АТТЕСТАЦИОННОГО» ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Ольга МАЛыШЕВА, главный специалист отдела нормативного обеспечения и организационной работы юридического департамента Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины
Как известно, с 23 января 2012 года вступили в силу изменения, внесенные приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 20.12.2011 г. № 1473* в Типовое положение об аттестации педагогических работников, утвержденное приказом Министерства образования и науки Украины от 06.10.2010 г. № 930 (далее — Типовое положение).
*См. «ОТ», 2012, № 2, с. 8. — Примеч. ред.
С целью разъяснения некоторых новых норм Типового положения, которые вызывают трудности при их применении, в консультации приведем ответы на вопросы читателей, поступившие в редакцию.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РАНЕЕ ПРИСВОЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗВАНИЙ
Нужно ли в текущем учебном году аттестовать педагогических работников, проходящих очередную аттестацию, на соответствие ранее присвоенным педагогическим званиям? Нужно ли в связи со внесением изменений в Типовое положение составлять отдельные списки для аттестации работников на подтверждение педагогических званий?
В связи со внесением изменений в Типовое положение все работники, имеющие педагогические звания, должны во время своей очередной аттестации также аттестоваться на соответствие ранее присвоенным педагогическим званиям. Аттестация на соответствие ранее присвоенному педагогическому званию осуществляется, как правило, не реже одного раза в пять лет.
В текущем учебном году все включенные в список лиц для прохождения очередной аттестации работники, имеющие педагогические звания, должны также аттестоваться на соответствие ранее присвоенным педагогическим званиям. Составлять отдельные списки работников, аттестуемых на соответствие ранее присвоенному педагогическому званию, не нужно.
Следует отметить, что Типовое положение не предусматривает подачу педагогическим работником в аттестационную комиссию заявлений о присвоении педагогического звания. Не нужно также подавать заявление об аттестации на соответствие ранее присвоенному педагогическому званию. Присвоение педагогических званий осуществляется только по представлению руководителя или педагогического совета учебного заведения. Для аттестации на соответствие ранее присвоенному педагогическому званию достаточно включить работника в список лиц для прохождения очередной аттестации.
Должны ли учителя (преподаватели), аттестуемые на соответствие ранее присвоенному педагогическому званию «учитель-методист» («преподаватель-методист»), готовить каждые пять лет новые методические разработки?
Типовым положением предусмотрено присвоение педагогических званий педагогическим работникам, достигшим высоких показателей в работе.
В частности, п. 5.2 Типового положения определено, что педагогические звания «учитель-методист», «преподаватель-методист» могут присваиваться педагогическим работникам, которые имеют квалификационную категорию «специалист высшей категории», осуществляют научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность, имеют собственные методические разработки, прошедшие апробацию и одобренные научно-методическими учреждениями или профессиональными объединениями преподавателей профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, заведений последипломного образования.
Требование об обязательной подготовке собственных методических разработок педагогическими работниками, аттестуемыми на соответствие ранее присвоенному педагогическому званию, Типовым положением не предусмотрено. То есть аттестационная комиссия при аттестации учителя, имеющего педагогическое звание «учитель-методист» и в межаттестационный период не подготовившего новых методических разработок, может принять решение о его соответствии ранее присвоенному педагогическому званию, если он продолжает осуществлять научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность, но не внедрил новые методические разработки, которые были бы одобрены научно-методическими учреждениями.
УСТАНОВЛЕНИЕ ТАРИФНЫХ РАЗРЯДОВ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОЛНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Имеет ли право аттестационная комиссия учебного заведения установить 9-й тарифный разряд педагогическому работнику, имеющему среднее специальное образование (окончил педагогическое училище по специальности «Начальное обучение» до введения в действие Закона Украины «Об образовании»)?
Статьей 39 Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (в редакции Закона СССР от 27.11.85 г. № 3662-XI) установлено, что среднее специальное образование получается в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям.
В соответствии со ст. 24 Закона Украины «О высшем образовании» от 05.03.2002 г. № 2984-ІІІ (далее — Закон) училища и техникумы отнесены к высшим учебным заведениям первого уровня аккредитации, в которых осуществляется подготовка по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.
Статьей 7 Закона определено, что неполное высшее образование соответствует образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста. То есть среднее специальное образование, полученное в училищах и техникумах на территории СССР, приравнивается к неполному высшему образованию по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста.
Пунктом 4.11 Типового положения установлено, что педагогическим работникам, не имеющим полного высшего образования, по результатам аттестации устанавливаются тарифные разряды.
В соответствии со Схемой тарифных разрядов должностей педагогических работников общеобразовательных учебных заведений, приведенной в приложении 6 к приказу Министерства образования и науки Украины «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557, специалистам, не имеющим образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста (до введения в действие Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII — среднего специального образования), устанавливается 8-й тарифный разряд.
Таким образом, если педагогический работник имеет среднее специальное образование, ему может устанавливаться 9-й тарифный разряд.
УЧИТЕЛЬ ПРЕПОДАЕТ НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ
Просим предоставить разъяснение по поводу п. 3.20 Типового положения. Какие курсы должен пройти учитель (по диплому — учитель математики), преподающий несколько учебных дисциплин, в частности математику, физику и информатику?
Распространяется ли квалификационная категория на педагогическую нагрузку учителя, преподающего предметы вариативной составляющей содержания общего среднего образования?
Учитель, преподающий два или более учебных предметов (дисциплин) должен аттестоваться по предмету (предметам), который он преподает по специальности. Присвоенная по результатами аттестации квалификационная категория будет распространяться на всю педагогическую нагрузку учителя, если он прошел курсы повышения квалификации по учебным дисциплинам инвариантной составляющей содержания общего среднего образования, которые он преподает, как это предусмотрено п. 3.20 Типового положения.
Если учитель, кроме предмета по специальности, преподает учебные дисциплины вариативной составляющей, присвоенная квалификационная категория также распространяется на эту педагогическую нагрузку. При этом требования о прохождении курсов повышения квалификации по этим учебным дисциплинам Типовым положениям не предъявляются.
Учитель математики, который кроме математики преподает информатику и физику , должен проходить повышение квалификации по этим трем учебным дисциплинам по интегрированным программам.
Приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 20.12.2011 г. № 1473 поручено Министерству образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым, управлениям образования и науки областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, заведениям последипломного педагогического образования обеспечить повышение квалификации учителей и преподавателей, имеющих педагогическую нагрузку по нескольким предметам, по интегрированным программам.
АТТЕСТАЦИЯ ДОЛЖНОСТИ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ
Как аттестуется методист районного (городского) методического кабинета по психологической службе, если он по совместительству работает практическим психологом общеобразовательного учебного заведения? Комиссия какого уровня в таком случае принимает решение о присвоении практическому психологу учебного заведения педагогического звания «практический психолог — методист»?
В соответствии с п. 2.13 Типового положения методисты районных (городских) методических кабинетов по психологической службе аттестуются на соответствие занимаемой должности и на присвоение квалификационных категорий «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории» аттестационными комиссиями районных (городских) отделов образования.
Вопрос о присвоении методисту районного (городского) методического кабинета по психологической службе квалификационной категории «специалист высшей категории» рассматривается аттестационной комиссией районного (городского) отдела образования, и в случае положительного рассмотрения этого вопроса открывается ходатайство перед аттестационной комиссией управления образования и науки облгосадминистрации о присвоении (соответствии ранее присвоенной) квалификационной категории «специалист высшей категории».
Пунктом 3.18 Типового положения определено, что педагогические работники, работающие в учебных заведениях по совместительству, аттестуются на общих основаниях. То есть, если кроме должности методиста работник занимает должность практического психолога учебного заведения, ему следует аттестоваться отдельно на каждой из должностей. При этом, практический психолог учебного заведения аттестуется по правилам, установленным для аттестации работников учебных заведений.
Педагогическое звание «практический психолог — методист» практическому психологу учебного заведения в соответствии с п. 2.13 Типового положения присваивается аттестационной комиссией районного (городского) отдела образования (комиссия ІІ уровня).
ПЕРЕРЫВ В РАБОТЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДОЛЖНОСТИ
Правомерно ли установлена квалификационная категория «специалист» учителю математики, который в 2006 году уволился с работы в связи с выходом на пенсию, а в сентябре 2010 года возобновил работу на должности учителя математики. Перед выходом на пенсию имел квалификационную категорию «специалист первой категории».
Решение об установлении учителю квалификационной категории «специалист» является необоснованным и противоречащим требованиям Типового положения об аттестации педагогических работников Украины, утвержденного приказом Министерства образования Украины от 20.08.93 г. № 310 (далее — Положение № 310), которое действовало на момент возвращения учителя на работу в школу.
В соответствии с п. 5.10 Положения № 310 педагогическим работникам, прекратившим педагогическую деятельность в связи с выходом на пенсию, в случаях возобновления ими работы по специальности в учебных заведениях сохраняется квалификационная категория, педагогическое звание, приобретенные ранее, действие которых продлевается не более чем на один год с последующей аттестацией на общих основаниях.
Со вступлением в силу Типового положения действует норма (п. 3.17), в соответствии с которой за работниками, прервавшими работу на педагогической должности (независимо от продолжительности перерыва в работе), сохраняются присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания. Аттестация таких работников осуществляется не позднее чем через два года после приема их на работу.
При таких условиях при приеме на работу в сентябре 2010 года учителю математики должны были установить квалификационную категорию «специалист первой категории» с последующей аттестацией в установленный Типовым положением срок.
ЕСЛИ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О НЕСООТВЕТСТВИИ ДОЛЖНОСТИ
Каковы действия руководителя, если аттестационная комиссия приняла решение о несоответствии работника занимаемой должности?
В случае принятия аттестационной комиссией решения о несоответствии работника занимаемой должности, руководитель должен предложить ему работу на другой должности, соответствующей его квалификации, конечно, если такая должность в учебном заведении имеется и она вакантна. Если работник откажется от предложенной должности, такой отказ должен быть письменным.
Если должности, на которую можно перевести работника, в учебном заведении нет или если он отказался от предложенной должности, издается приказ о расторжении трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ. При этом администрации учебного заведения и руководству местного отдела образования необходимо неуклонно соблюдать требования законодательства о труде, которое регламентирует порядок расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа, а также о существующих ограничениях касательно увольнения некоторых категорий работников.
В частности, для расторжения трудового договора необходимо получить предварительное согласие профсоюзного органа на увольнение работника, соблюдать порядок и сроки подготовки и издания приказа об увольнении, а также помнить, что увольнение работника после получения такого согласия может быть осуществлено не позднее как через месяц со дня его получения (ст. 43 КЗоТ).
В соответствии с разъяснением, содержащимся в постановлении Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.92 г., заключения аттестационной комиссии о квалификации работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. То есть суд будет исследовать не только документы, предоставленные аттестационной комиссией школы, но и другие документы и свидетельства, в том числе предоставленные уволенным работником, например, о необъективном отношении к нему членов аттестационной комиссии и руководства учебного заведения.
Учитывая это, аттестационная комиссия и администрация учебного заведения не должны допускать даже малейших нарушений порядка проведения аттестации и законодательства о труде и тщательнейшим образом готовить документацию на работника, который признан не соответствующим занимаемой должности, уделяя особое внимание составлению протокола заседания аттестационной комиссии и заполнению аттестационного письма.
Анализ практики деятельности учебных заведений в течение последних лет дает основания для предостережения руководителей учебных заведений и органов управления образования увольнять работника на указанных основаниях только в самых крайних случаях, когда оставление работника на занимаемой им должности действительно невозможно, а другой должности, на которой бы он мог работать, в учебном заведении нет.
Следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 184 КЗоТ увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет, если ребенок по медицинскому заключению в этот период нуждается в домашнем уходе), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, с обязательным трудоустройством.
Собственник или уполномоченный им орган вправе на основании решения аттестационной комиссии принять решение о переводе работника на другую работу или расторжении с ним трудового договора только в срок не более двух месяцев со дня аттестации.
Приказ об увольнении или переводе работника с его согласия на другую должность, изданный на основании решения комиссии о несоответствии работника занимаемой должности в результате недостаточной квалификации, может быть издан только после рассмотрения его апелляций (в случае их подачи) вышестоящими аттестационными комиссиями. Несоблюдение этого правила, в случае удовлетворения апелляции, может повлечь за собой необходимость восстановления работника на должности с выплатой ему заработной платы за время вынужденного прогула.
Добавим также, что п. 6.2 Типового положения установлено, что в случае принятия аттестационной комиссией решения о соответствии работника занимаемой должности при условии выполнения определенных мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, аттестационная комиссия в установленный ею срок, но не более одного года, проводит повторную аттестацию с целью проверки их выполнения и принимает решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.
Повторное заседание комиссии в таких случаях проводится с целью проверки выполнения определенных в решении комиссии мероприятий. После его проведения аттестационная комиссия принимает решение о выполнении замечаний и условий, изложенных аттестационной комиссией, которое приобщается к материалам аттестационного дела и к личному делу работника.