МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
Об индексации денежных доходов
Письмо от 12.10.2012 г. № 385/10/136-12
Департамент стратегического планирования Министерства социальной политики Украины отзывает свое письмо от 06.08.2012 г. № 169/10/137-12 об индексации денежных доходов на запрос <…> в связи с уточнением ответа на запрос и соблюдением законодательства о государственной регистрации нормативно-правовых актов.
Одновременно сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2012 г. № 1078 (с изменениями) (далее — Порядок), индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в гривнях на территории Украины, не имеющие разового характера, в частности оплата труда и денежное обеспечение военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.
Заработная плата (денежное обеспечение) (далее — денежный доход) индексируется в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц, который в соответствии с Законом Украины «О прожиточном минимуме» определяется в расчете на месяц.
Пунктом 5 Порядка определено, что месяц, в котором состоялось повышение денежных доходов населения, считается базовым при исчислении индекса потребительских цен для индексации денежных доходов населения. Индексация денежных доходов, полученных гражданином за этот месяц, не осуществляется. Со следующего месяца осуществляется исчисление нарастающим итогом индекса потребительских цен для проведения дальнейшей индексации.
Если денежный доход с учетом суммы повышения меньше суммы денежного дохода с учетом индексации до его повышения, в базовом месяце сумма общего дохода определяется с таким расчетом, чтобы сумма денежного дохода с учетом индексации не превышала общий доход до его повышения. Пример проведения индексации в случае повышения денежных доходов приведен в приложении 4 к вышеуказанному Порядку.
Исходя из примера, приведенного в приложении 4 к Порядку, если сумма повышения денежного дохода менее суммы индексации, то осуществляется повышение денежного дохода и добавляется сумма индексации, определенная с учетом суммы повышения дохода. Определенная сумма индексации фиксируется и выплачивается в таком размере до следующего увеличения денежного дохода, при котором такое увеличение превысит указанную фиксированную величину.
Если следующее повышение денежного дохода не превышает фиксированную величину, то осуществляется повышение денежного дохода и добавляется ранее зафиксированная величина индексации.
Если на момент очередного повышения денежного дохода наступает право на проведение индексации и сумма индексации будет больше суммы повышения денежного дохода, необходимо осуществить повышение денежного дохода, сохранить ранее зафиксированную сумму индексации и прибавить сумму индексации, определенную с учетом очередного повышения денежного дохода.
Что касается премии, то согласно пункту 2 Порядка она является объектом индексации и в случае, если происходит повышение денежного дохода с учетом постоянных выплат, входящих в его состав, и одновременно увеличивается размер премии, то при сравнении суммы повышения денежного дохода и суммы индексации премия должна учитываться. По нашему мнению, если размер премии не имеет постоянного характера выплаты, при определении базового месяца для проведения индексации размер премии может не учитываться.
Также сообщаем, что в случае если работник работал неполное рабочее время, например находился на больничном или в отпуске, Порядком не предусмотрен механизм определения суммы индексации и фиксированной ее величины.
При этом в соответствии с пунктом 3 Порядка к объектам индексации не относится пособие по временной нетрудоспособности как учитываемое при исчислении среднего заработка. При расчете пособия по временной нетрудоспособности учитываются суммы индексации. Аналогично суммы индексации учитываются при расчете среднего заработка для оплаты за время ежегодного отпуска.
Учитывая указанное, считаем, что поскольку сумма индексации и фиксированная ее величина учитываются при расчете средней заработной платы, исчисляемой для предоставления пособия по временной нетрудоспособности и оплаты за время отпуска, то в случае отработки работником неполного рабочего времени, сумма индексации и фиксированная ее величина должны выплачиваться пропорционально отработанному рабочему времени.
Что касается индексации денежного обеспечения во время отпуска военнослужащего, то поскольку военнослужащему не рассчитывается средний заработок, суммы индексации и фиксированная ее величина должны выплачиваться в расчете за месяц.
Одновременно информируем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, они носят информационный, рекомендательный характер и не устанавливают новые правовые нормы.
Директор Департамента
стратегического планирования
О. Крентовская
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
Премия при индексации денежного дохода: Минсоцполитики отменяет ранее предоставленное разъяснение
Вопросы учета премии за основные результаты работы в последнее время вызывали некую неопределенность при проведении индексации денежных доходов граждан. И объясняется это все той же нечеткой привязкой норм «индексационного» Порядка*, регламентирующих перечень выплат, являющихся объектами индексации, к выплатам, которые должны быть учтены при повышении дохода, и неоднозначностью толкования таких выплат на предмет их «постоянного/непостоянного» характера при проведении сравнительных расчетов.
* Действующую редакцию Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078), см. в «ОТ», 2012, № 12, с. 3.
Особую неоднозначность при определении базового месяца вызывала премия за основные результаты работы, условия выплаты которой на каждом предприятии, в учреждении, организации определены своим Положением о премировании. Также и позиция профильного ведомства по вопросу учета премии при проведении индексации денежного дохода кардинально менялась.
Напомним предысторию вопроса. Изначально в отношении премии при проведении индексации зарплаты было все вроде бы ясно: увеличение зарплаты за счет выплаты разовых премий, надбавок, доплат, изменение размера премии за счет финансовых возможностей работодателя не являются основаниями считать месяц базовым (письмо Минтруда от 09.12.2005 г. № 024-106).
Однако в разъяснениях предыдущего года, например, в письме Минсоцполитики от 27.07.2011 г. № 150-10/136-11 (см. «ОТ», 2011, № 23), было указано: премии (кроме одноразовых), предусмотренные условиями оплаты труда работников, являются объектами индексации (входят в общий доход, подлежащий индексации), а также участвуют при проведении сравнительных расчетов в целях определения базового месяца при повышении зарплаты.
На конкретном примере в консультации специалиста Минсоцполитики «Выплата премии в месяце повышения оклада: изменится ли базовый месяц» (см. «ОТ», 2012, № 9, с. 13) было указано, что премия за основные результаты работы, выплаченная всего лишь в одном месяце рабочего года в связи с появившимися финансовыми возможностями учреждения, участвует при проведении сравнительных расчетов для определения базового месяца. Аргументировалось это тем, что такая премия была выплачена именно в месяце повышения должностного оклада работника.
Последние разъяснения профильного ведомства, предоставленные уже после вступления в силу последних изменений в Порядок № 1078, следующие:
— премия является объектом индексации согласно п. 2 Порядка № 1078, но изменение ее размера не влияет на определение базового месяца при проведении индексации (письмо Минсоцполитики от 06.08.2012 г. № 204/10/136-12 // «ОТ», 2012, № 18, с. 11);
— изменяющийся размер премии за основные результаты работы не влияет на расчет фиксированной суммы индексации (консультация специалиста Минсоцполитики // «ОТ», 2012, № 18, с. 12);
— при определении фиксированной суммы индексации берется заработная плата в части постоянных составляющих в расчете за полный отработанный месяц, кроме размера премии, поскольку процент премии ежемесячно может изменяться и не имеет постоянного характера выплат (письмо Минсоцполитики от 06.08.2012 г. № 169/20/137-12 // «ОТ», 2012, № 17, с. 12). Это письмо идентично письму Минсоцполитики от 06.08.2012 г. № 169/10/137-12.
В комментируемом письме Минсоцполитики:
— во-первых, отзывает ранее предоставленное письмо от 06.08.2012 г. № 169/10/137-12, ссылаясь на уточнение запроса;
— во-вторых, уходит от категоричного «кроме размера премии» и выражает более либеральную позицию: «На наш взгляд, если размер премии не имеет постоянного характера выплаты, то при определении базового месяца для проведения индексации размер премии может не учитываться».
Что можно сказать в отношении изложенного? Больше всего удивляют фразы «на наш взгляд» и «может не учитываться». А на чей еще взгляд можно трактовать применение Порядка № 1078???!!! Ведь п. 14 Порядка № 1078 четко установлено: разъяснения по применению настоящего Порядка предоставляет Минсоцполитики.
Ну а последний абзац комментируемого письма, согласно которому ведомство акцентирует внимание, что «письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, они носят информационный, рекомендательный характер и не устанавливают новых правовых норм» еще раз подтверждает нам, что информация в таких письмах может служить лишь рекомендацией к применению, и опираться нужно прежде всего на прописанные нормы Порядка № 1078. А вот где бухгалтеру получить конкретные разъяснения, а не информацию к размышлению, остается загадкой. Ведь на сегодняшний день обещанное инициаторами нововведений — Минсоцполитики, Минфином и МОНмолодежьспорта — совместное разъяснение по практическому применению норм обновленного Порядка № 1078 так и не появилось.
В полученных нами устных консультациях в отношении комментируемого письма специалисты Минсоцполитики объясняют позицию «может не учитываться премия» как их точку зрения на премию, которая выплачивается не регулярно или же ежемесячно, но в разных суммах или меняющемся проценте в зависимости от финансовых возможностей предприятия, учреждения, организации. Тогда такая премия продолжает оставаться объектом индексации согласно п. 2 Порядка № 1078. Но при этом , учитывая ее непостоянный характер выплаты, размер такой премии может не учитываться при определении базового месяца, а значит и при проведении сравнительных расчетов с целью индексации зарплаты.
Если же премия, предусмотренная условиями оплаты труда работников (выплаты денежного обеспечения военнослужащих), выплачивается постоянно и ее размер, определенный в процентах к должностному окладу, остается неизменным, то такая премия как объект индексации учитывается при проведении сравнительных расчетов в месяце повышения зарплаты (денежного обеспечения военнослужащих). Следовательно, такую премию нужно учесть и в месяце повышения должностного оклада, и в месяце, когда размер такой премии увеличивается нормативными документами на постоянной основе.
По остальным положениям комментируемое письмо повторяет ранее данные разъяснения, а именно:
— при не полностью отработанном месяце (временная нетрудоспособность, отпуск и т. д.) фиксированная сумма индексации выплачивается пропорционально отработанному рабочему времени (см. письмо от 27.08.2012 г. № 261/10/136-12 // «ОТ», 2012, № 19, с. 8);
— для военнослужащих, которые находятся в ежегодном отпуске, пребывают на лечении и т. д., фиксированная сумма индексации выплачивается в полном размере (в связи с тем, что за эти периоды военнослужащие получают обычное денежное обеспечение, а не среднюю заработную плату, в расчет которой включаются суммы индексации, в том числе в фиксированном размере) (см. письмо Минсоцполитики от 23.08.2012 г. № 259/10/136-12 // «ОТ», 2012, № 20, с. 6).
Далее, используя имеющиеся разъяснения Минсоцполитики, приведем примеры практического применения норм обновленного Порядка № 1078.
Пример 1. Военнослужащий в ноябре 2012 года переведен на новую должность с повышенным должностным окладом. Он имеет право на надбавку за выслугу лет в размере 30 %, надбавку за выполнение особо важных заданий в размере 50 %. Размер премии на 2012 год установлен приказом Министра обороны Украины о бюджетной политике и составляет 90 % от должностного оклада.
В ноябре 2012 года процент премирования не изменялся. Предыдущий базовый месяц для военнослужащего — январь 2008 года. За октябрь 2012 года сумма индексации составила 605,96 грн. (1118 х 54,2 %).
В данной ситуации повышение постоянных составляющих денежного обеспечения произошло после вступления в силу последних изменений в Порядок № 1078 (после 21 июня 2012 года). Следовательно, учитываем новации измененного Порядка № 1078.
Месяц увеличения денежного дохода военнослужащего (независимо от суммы увеличения и даты, с которой установлено такое увеличение) — ноябрь 2012 года — становится базовым при исчислении индекса потребительских цен для проведения дальнейшей индексации.
Выплачиваемые военнослужащему надбавки за выслугу лет, за выполнение особо важных заданий предусмотрены законодательством и установлены на постоянной основе, поэтому участвуют при проведении сравнительных расчетов.
Премия также установлена на постоянной основе, поэтому тоже будет учтена при сравнении суммы повышения дохода и суммы индексации.
В месяце повышения денежного обеспечения сравнительные расчеты проводим исходя из условий полного месяца службы по новой должности и в полном размере постоянных составляющих денежного обеспечения (независимо от их фактического начисления). Данные для таких расчетов представим ниже в таблице.
Постоянные составляющие денежного обеспечения | Сумма денежного обеспечения, грн. | Примечание | |
май 2012 года | июнь 2012 года | ||
1. Оклад по воинскому званию | 125 | 125 |
|
2. Должностной оклад | 930 | 1030 |
|
3. Надбавка за выслугу лет (30 %) | 316,50 | 346,50 | (1 + 2) х 30 % |
4. Надбавка за выполнение особо важных заданий (50 %) | 685,75 | 750,75 | (1 + 2 + 3) х 50 % |
5. Премия (90 % должностного оклада) | 837 | 927 | (2) х 10 % |
ВСЕГО | 2894,25 | 3179,25 |
|
Сумма повышения постоянных составляющих денежного обеспечения составляет 285 грн. (3179,25 - - 2894,25).
Возможная сумма индексации в ноябре 2012 года составляет 605,96 грн. (1118 х 54,2 %).
Поскольку размер повышения денежного обеспечения (285 грн.) меньше возможной суммы индексации (605,96 грн.), рассчитываем фиксированную сумму индексации как разницу между величиной индексации и суммой повышения.
Фиксированная сумма индексации за ноябрь 2012 года равняется 320,96 грн. (605,96 - 285,00).
Начисление такой фиксированной суммы индексации будет проводиться до тех пор, пока сумма очередного повышения денежного обеспечения за счет постоянных составляющих не превысит размер фиксированной суммы индексации.
Пример 2. Зарплата госслужащего состоит из: должностного оклада — на уровне минимальной заработной платы; надбавки за ранг — 55 грн.; надбавки за выслугу лет — в размере 20 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг; надбавки за высокие достижения в труде — в размере 30 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг и надбавки за выслугу лет.
Также госслужащему ежемесячно начисляется премия за основные результаты работы, размер которой не является постоянным и зависит от финансовых возможностей учреждения. Такая премия (в процентах от должностного оклада) изменялась так: за июль 2012 года — 20 %, за август — октябрь 2012 года — 15 %, за ноябрь 2012 года — 25 %.
Последним базовым месяцем для работника является октябрь 2012 года.
За июль 2012 года такому работнику была впервые рассчитана сумма индексации с учетом повышения (фиксированная сумма индексации) в размере 540,72 грн. В этом же размере она сохранилась за работником при повышении должностного оклада в октябре 2012 года (поскольку сумма повышения не перекрыла зафиксированный размер индексации).
С 15 ноября 2012 года у госслужащего увеличивается размер надбавки за выслугу лет с 20 % до 25 % должностного оклада.
Надбавки за ранг, выслугу лет, высокие достижения в труде являются выплатами, предусмотренными законодательством, поэтому входят в общую сумму индексируемого дохода как постоянные выплаты и участвуют при проведении сравнительных расчетов в целях определения сумм индексации.
Премия за основные результаты работы, предусмотренная условиями Положения о премировании и выплачиваемая ежемесячно, также является объектом индексации. Но учитывая тот факт, что премия в отдельных месяцах может вовсе не выплачиваться или же размер ее может изменяться, она не имеет постоянного характера выплаты.
Следовательно, применяя рекомендации Минсоцполитики в комментируемом письме, размер такой премии можно не учитывать при сравнении суммы повышения дохода и суммы индексации.
Определим сумму постоянных составляющих зарплаты в месяцах до и после ее повышения:
Структура постоянных составляющих зарплаты | Начислено, грн. | |
октябрь 2012 года | ноябрь 2012 года | |
Должностной оклад | 1118 | 1118 |
Надбавка за ранг | 55 | 55 |
Надбавка за выслугу лет | 234,60 | 293,25 |
Надбавка за высокие достижения в труде (30 %) | 422,28 | 439,88 |
Всего | 1829,88 | 1906,13 |
Как видим, сумма повышения заработной платы работника в ноябре 2012 года составляет 76,25 грн. (1906,13 - 1829,88).
Согласно новым нормам Порядка № 1078 месяц повышения зарплаты — ноябрь 2012 года — будет базовым для работника. Начиная с декабря 2012 года (месяца, следующего за базовым) для дальнейшей индексации расчет индекса потребительских цен осуществляется нарастающим итогом.
В ноябре 2012 года право на индексацию от базового месяца октября 2012 года не наступило. При этом за работником сохранена зафиксированная сумма индексации — 540,72 грн.
Поскольку сумма повышения заработной платы работника в ноябре 2012 года (76,25 грн.) меньше суммы индексации (540,72 грн.), то эта фиксированная сумма индексации сохранится за работником и в ноябре 2012 года.
Поэтому в ноябре 2012 года сумма общего дохода работника будет состоять из:
— зарплаты с учетом последнего повышения;
— фиксированной суммы индексации в размере 540,72 грн. (при условии полностью отработанного месяца).
В случае если месяц отработан не полностью (по причине временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, увольнения и т. д.), фиксированная сумма индексации выплачивается пропорционально отработанному рабочему времени.
Если в месяце не отработано ни одного рабочего дня, фиксированная сумма индексации за этот месяц не выплачивается.
Людмила ТРОХИМЕНКО,
заместитель главного редактора
(e-mail: l.trokhimenko@id.factor.ua)