Расчет материальной помощи на оздоровление госслужащему
Неля СИНЬКО, начальник отдела по вопросам оплаты труда Министерства социальной политики Украины
Госслужащему по его заявлению предоставлен ежегодный основной отпуск с 27 августа 2012 года на 30 календарных дней.
Как правильно рассчитать сумму помощи на оздоровление госслужащему, которая предоставляется в размере среднемесячной заработной платы? Применяется ли повышающий коэффициент при расчете такой помощи?
(Черкасская обл.)
Согласно ст. 35 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII государственным служащим предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законодательством не предусмотрена большая продолжительность такого отпуска, с выплатой помощи на оздоровление в размере должностного оклада.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 постановления КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 руководителям органов предоставлено право при наличии средств предоставлять работникам помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату работника.
Следует учесть, что это одна и та же помощь, выплата которой в размере должностного оклада является обязательной при предоставлении ежегодного отпуска, а при наличии средств — в размере среднемесячной заработной платы.
В случае когда принято решение о выплате госслужащему матпомощи на оздоровление в размере среднемесячной заработной платы, ее сумма рассчитывается согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100).
Согласно Порядку № 100 расчетным периодом для определения суммы материальной помощи на оздоровление являются два календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором работник уходит в отпуск, в связи с чем ему и должна быть выплачена помощь на оздоровление.
В соответствии с абзацем вторым п. 8 Порядка № 100 если средняя месячная заработная плата определена законодательством как расчетная величина для начисления выплат и пособия, она исчисляется путем умножения среднедневной заработной платы на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде.
Среднемесячное число рабочих дней рассчитывается делением на 2 суммарного числа рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы предприятия, учреждения, организации, установленному с соблюдением требований законодательства.
Необходимо также учесть положения п. 10 Порядка № 100, согласно которым в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.
Исходя из откорректированной таким образом заработной платы в расчетном периоде определяется среднедневной заработок.
В п. 10 Порядка № 100 также указано, что если повышение тарифных ставок и должностных окладов состоялось в периоде, в течение которого за работником сохранялся средний заработок, по этому заработку осуществляются начисления только в части, касающейся дней сохранения средней заработной платы со дня повышения тарифных ставок (должностных окладов). В рассматриваемом нами случае, а именно в случае расчета суммы материальной помощи в размере среднемесячного заработка, данное положение не применяется, поскольку речь идет не о сохранении заработка в течение месяца, а о начислении выплаты в абсолютной величине, определяемой по среднемесячному заработку.
Таким образом, при расчете суммы материальной помощи на оздоровление необходимо производить корректировку зарплаты и других выплат за расчетный период в случае, если в этом периоде было повышение тарифных ставок и должностных окладов .
Пример. Госслужащему по его заявлению предоставлен ежегодный основной отпуск с 27 августа 2012 года на 30 календарных дней. Принято решение выплатить ему материальную помощь на оздоровление в размере среднемесячного заработка. Расчетным периодом для определения суммы помощи является июнь — июль 2012 года.
Приведем данные о начисленной зарплате госслужащего за июнь — июль 2012 года.
Вид выплаты | Сумма дохода, грн. | |
за июнь 2012 года | за июль 2012 года | |
Должностной оклад | 1094,00 | 1102,00 |
Доплата за ранг | 55,00 | 55,00 |
Надбавка за выслугу лет (15 %) | 172,35 | 173,55 |
Надбавка за высокие достижения в труде (40 %) | 528,54 | 532,22 |
Премия ежемесячная (50 % должностного оклада) | 547,00 | 551,00 |
Индексация зарплаты | 124,72 (базовый месяц — февраль 2010 года) | 112,75 (фиксированная сумма индексации) |
Всего | 2521,61 | 2526,52 |
Количество отработанных рабочих дней | 18 р. дн. | 23 р. дн. |
Коэффициент повышения должностного оклада составляет:
1102 : 1094 = 1,007313.
Среднедневная зарплата составляет:
(2521,61 x 1,007313 + 2526,52) : (18 + 23) = 123,57 (грн.).
Среднемесячное число рабочих дней за расчетный период составляет:
(18 + 23) : 2 = 20,5.
Сумма материальной помощи составит:
123,57 x 20,5 = 2533,19 (грн.).