Новый Закон о занятости населения: первое знакомство
С 1 января 2013 года вступит в силу Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI. В рамках данной публикации предлагаем поближе познакомиться с этим Законом. Начнем с анализа тех его положений, которые непосредственно касаются работодателей.
Татьяна РУДАЯ, главный редактор (e-mail: t.rudaya@id.factor.ua)
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Закон № 5067 — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.
Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.
Нормы Закона № 5067 направлены на создание новых рабочих мест, повышение конкурентоспособности рабочей силы и уменьшение безработицы.
Согласно данному Закону для работодателей установлены новые обязательства по трудоустройству определенных категорий граждан и предусмотрены льготы.
Квота на трудоустройство
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона № 5067 предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 лиц будет установлена квота в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год для трудоустройства представителей социально незащищенных слоев населения (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста). Напомним, что для предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и хозяйствования, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 лиц — одно рабочее место (ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII).
Как видим, в Законе № 5067 появилось понятие «социально незащищенные слои населения», к которым, в частности, относятся:
1) один из родителей или лицо, которое их заменяет и:
— имеет на содержании детей в возрасте до шести лет;
— воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида;
— содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности);
2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки;
3) лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения;
4) молодежь, которая окончила или прекратила учебу в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение шести месяцев после окончания или прекращения учебы либо службы) и которая впервые принимается на работу;
5) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона № 1058 осталось 10 и менее лет;
6) инвалиды, которые не достигли пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона № 1058;
7) лица, которым исполнилось 15 лет и которые при согласии одного из родителей или лица, их заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу.
Работодатели самостоятельно рассчитывают указанную выше квоту с учетом численности граждан, которые на условиях полной занятости уже работают на предприятиях, в учреждениях и организациях и принадлежат к неконкурентоспособным на рынке труда (кроме инвалидов).
О трудоустройстве социально незащищенных граждан работодатель обязан будет ежегодно информировать центр занятости.
С целью выполнения данной квоты работодатель может обратиться в центр занятости за содействием в поиске лиц данной категории граждан.
Что касается ответственности за невыполнение квоты, то именно за ее несоблюдение Законом № 5067 такая ответственность не предусмотрена. В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 53 Закона № 5067 в случае невыполнения в течение года квоты за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве лиц, указанных в ч. 1 ст. 14 Закона № 5067, с работодателя будет взиматься штраф в двухкратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения.
Итак, имеем следующую картину: в случае если работодатель не выполняет квоту по трудоустройству социально незащищенных граждан, о чем он ежегодно информирует центр занятости, то центр занятости будет направлять ему таких людей для трудоустройства. Если работодатель необоснованно откажет в трудоустройстве таких категорий граждан, то на него может быть наложен указанный выше штраф.
В этой связи хорошо бы законодателю четко прописать критерии необоснованности отказа в трудоустройстве. Ведь в случае необоснованности отказа в трудоустройстве на работодателя может быть наложен штраф. Возможно, такие критерии буду определены в подзаконном нормативном акте.
Льгота для работодателей по трудоустройству безработных на новые рабочие места
К мероприятиям по содействию занятости населения законодатели отнесли предоставление льготы по уплате единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ).
Так, согласно ч. 3 ст. 24 Закона № 5067 работодателю, который в течение 12 календарных месяцев обеспечивал создание новых рабочих мест, трудоустраивал на них работников и в течение этого периода ежемесячно осуществлял им выплату заработной платы в размере не менее трех минимальных заработных плат за каждого человека, в течение следующих 12 календарных месяцев при условии сохранения уровня заработной платы в размере не менее трех минимальных заработных плат за каждого человека ежемесячно за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Украины, компенсируются 50 % суммы начисленного ЕСВ за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен. Порядок такой компенсации сумм ЕСВ должен будет определить КМУ.
Как видим, для получения такой льготы работодатель обязан выполнить целый ряд условий.
1. Трудоустройство работника должно быть произведено на новое рабочее место. Отметим, что согласно ст. 1 Закона № 5067 новое рабочее место — рабочее место, которое создано в связи с созданием нового субъекта хозяйствования (кроме созданного путем прекращения) или увеличением штатной численности работников при условии отсутствия сокращения (уменьшения) среднемесячной численности за предыдущие 12 месяцев, а также создано путем модернизации или изменения технологии производства, требующих новых знаний, навыков и умений работника.
В результате получается, что льгота по уплате ЕСВ при трудоустройстве работника на имеющееся вакантное рабочее место предоставляться не будет. То есть для получения льготы необходимо создать именно новое рабочее место.
2. Работник на новом рабочем месте должен проработать 12 календарных месяцев, и в течение этого периода ему должна начисляться зарплата в размере не менее трех минимальных заработных плат.
3. В течение следующих 12 календарных месяцев работник также должен получать зарплату не менее трех минимальных заработных плат.
Обращаем внимание: такой вид льготы предоставляется, если на новое место работы принимается любое физическое лицо, независимо от того — по направлению центра занятости или нет.
Льгота для работодателей по трудоустройству недостаточно конкурентоспособных граждан на новое рабочее место
В качестве стимулирования трудоустройства граждан, недостаточно конкурентоспособных на рынке труда, для работодателей также предусмотрена льгота.
Согласно ст. 26 Закона № 5067 работодателю, который трудоустраивает на новое рабочее место граждан, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда и которым предоставлен статус безработного, по направлению центров занятости сроком не меньше чем на два года, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере ЕСВ за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен.
Компенсация выплачивается в течение одного года со дня трудоустройства такого лица.
Компенсация выплачивается за счет средств, предусмотренных в бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, средств Государственного бюджета Украины для обеспечения молодежи, получившей профессионально-техническое или высшее образование, первым рабочим местом по полученной профессии (специальности) и Фонда социальной защиты инвалидов (в случае трудоустройства инвалида, который зарегистрирован в установленном порядке как безработный, но которому в соответствии с законодательством пособие по безработицы не назначается).
Порядок проведения компенсации будет разработан КМУ.
Получается, что по данному виду льготы срок трудоустройства работника на новое место работы должен быть не менее двух лет, а компенсацию ЕСВ на зарплату трудоустроенного работника работодатель будет получать в течение одного года со дня трудоустройства.
Для тех работодателей, которые пожелают воспользоваться этой льготой, Законом № 5067 установлен целый ряд требований.
Так, работодатели, трудоустраивающие недостаточно конкурентоспособных граждан, не смогут претендовать на получение компенсации, если они:
— имеют задолженность по уплате ЕСВ и/или пенсионных взносов;
— признаны в установленном порядке банкротами или в отношении их возбуждено дело о банкротстве.
Порядок компенсации должен быть определен КМУ.
Стажировка студентов
В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона № 5067 студенты вузов и учащиеся ПТУ, получившие профессию (квалификацию) по образовательно-квалификационному уровню «квалифицированный рабочий», «младший специалист», «бакалавр», «специалист», продолжая учиться
на соответствующих образовательно-квалификационных уровнях, имеют право проходит стажировку по профессии (специальности), по которой получают образование, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, на условиях, определенных договором о стажировке, в свободное от учебы время.
Порядок заключения договора о стажировке и типовую форму договора должен утвердить КМУ.
Срок стажировки по договору не может превышать шести месяцев.
Запись о прохождении стажировки работодатель будет вносить в трудовую книжку.
В случае, когда в период стажировки студент выполняет профессиональные работы, предприятие, организация, учреждение за все работы, выполненные в соответствии с предоставленными заданиями, осуществляет выплату ему зарплаты согласно установленным системам оплаты труда.
Кстати, работа руководителей стажировки, назначенных из числа работников предприятия, может оплачиваться работодателем дополнительно на срок стажировки ежемесячно в размере не менее 5 % суммы основной заработной платы, которую они получают по основному месту работы.
Объявления о вакансиях
Работодателю важно знать, что в соответствии с ч. 5 ст. 50 Закона № 5067 ему запрещено выдвигать какие-либо требования дискриминационного характера в объявлениях (рекламе) о работе и во время проведения подбора работников, а также требовать от соискателей работы предоставления сведений о личной жизни.
Подробно об этом сказано в ст. 11 Закона № 5067, согласно которой запрещено в объявлениях (рекламе) о вакансиях указывать ограничения относительно возраста кандидатов, предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола, выдвигать условия, предоставляющие преимущество одному из полов, а также требовать от лиц, которые трудоустраиваются, сведений о личной жизни.
В случае нарушения указанных требований рекламодатель должен будет уплатить в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения. Таким образом, установив возрастной предел для определенной вакансии, работодатель рискует подвергнуться штрафу в размере более 10 тыс. грн.
Получение статуса безработного
Согласно ст. 43 Закона № 5067 статус безработного может быть предоставлен:
1) лицу трудоспособного возраста до назначения пенсии (в частности на льготных условиях или за выслугу лет), которое из-за отсутствие работы не имеет заработка или прочих предусмотренных законодательством доходов и готово приступить к работе;
2) инвалиду, который не достиг установленного ст. 26 Закона № 1058 пенсионного возраста и получает пенсию по инвалидности или социальную помощь согласно законам Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам» от 16.11.2000 г. № 2109-III и «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам» от 18.05.2004 г. № 1727-IV;
3) лицу младше 16 лет, которое работало и было уволено в связи с изменениями в организации производства и труда, в частности с прекращением или перепрофилированием предприятия, учреждения и организации, сокращением численности (штата) работников.
Статус безработного предоставляется указанным лицам по их личному заявлению в случае отсутствия подходящей работы с первого дня регистрации в центре занятости независимо от зарегистрированного места проживания или места пребывания. Напомним, что в настоящее время такая регистрация производится с восьмого дня.
Итак, напоследок еще раз напомним, что Закон № 5067 вступит в силу с 1 января 2013 года. Поэтому в следующих выпусках газеты «Оплата труда» мы еще не раз вернемся к рассмотрению затронутых в статье вопросов и уже более предметно рассмотрим практические ситуации применения нового законодательства.