Темы статей
Выбрать темы

Об установлении ненормированного рабочего дня и доплаты за ненормированный рабочий день водителям автобусов

Редакция ОТ
Письмо от 24.09.2013 г. № 825/13/156-13

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

Об установлении ненормированного рабочего дня и доплаты за ненормированный рабочий день водителям автобусов

Письмо от 24.09.2013 г. № 825/13/156-13

 

Департамент заработной платы и условий труда Министерства социальной политики Украины рассмотрел письмо об установлении ненормированного рабочего дня и доплаты за ненормированный рабочий день водителям автобусов, занятым обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления, и в рамках компетенции сообщает.

Рабочее время и время отдыха водителей автотранспортных средств регулируется Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденным приказом Минтранссвязи от 07.06.2010 г. № 340 <…>

Согласно пункту 2.10 этого Положения водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день, т. е. сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Эта работа не считается сверхурочной и за нее не осуществляется дополнительная оплата переработанного времени. Количество часов переработанного времени определяется в коллективном договоре.

В случае установления ненормированного рабочего времени в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Украины «Об отпусках» работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 7 календарных дней согласно спискам должностей, работ и профессий, определенных коллективным договором, соглашением.

Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска и ненормированный рабочий день устанавливаются коллективным договором по каждому виду работ, профессий и должностей или трудовым договором в зависимости от времени занятости работника в этих условиях.

Список профессий и должностей, на которых может применяться ненормированный рабочий день, определяется коллективным договором.

В соответствии с Рекомендациями о порядке предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденными приказом Минтруда и социальной политики Украины от 10.10.97 г. № 7, министерства и другие центральные органы исполнительной власти по согласованию с ответственными отраслевыми профсоюзами могут утверждать ориентированные перечни работ, профессий и должностей работников с ненормированным рабочим днем.

Таким образом, предприятие, учреждение, организация самостоятельно в коллективном договоре определяет перечень профессий и должностей, к которым может применяться ненормированный рабочий день (с учетом ориентировочного перечня) и соответственно устанавливает продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день по каждому виду работ, профессий, должностей, учитывая периодичность выполнения работ сверх установленной продолжительности рабочего времени, круга обязанностей и объема выполнения работ.

Следует отметить, что условия оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов, утверждены приказом Минтруда от 02.10.96 г. № 77 «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» (с изменениями).

Так, в соответствии с пунктом 2 приложения 3 водителям легковых автомобилей, автобусов, занятым обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов, предусмотрено установление доплаты за ненормированный рабочий день в размере 25 процентов тарифной ставки за отработанное время.

 

Директор Департамента
А. Товстенко

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

Можно ли установить ненормированный рабочий день водителю автобуса

 

Письмо, которое мы с вами обсудим, касается водителей, занятых обслуживанием органов исполнительной власти и местного самоуправления. Однако с полной уверенностью можно сказать, что его выводы применимы ко всем работодателям, использующим труд «людей за рулем».

Как известно, для работодателя являются обязательными предписания КЗоТ в части регулирования трудовых взаимоотношений с работником. При этом водители — особая категория работников, к режиму их работы законодательство выдвигает специальные требования. В частности, рабочее время и время отдыха профессиональных водителей регулируются требованиями Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденного приказом Минтранссвязи от 07.06.2010 г. № 340 (далее — Положение № 340).

Пунктом 2.10 данного Положения предусмотрено: водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день, т. е. сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Эта работа не считается сверхурочной, и за нее не осуществляется дополнительная оплата переработанного времени. Количество часов переработанного времени при такой работе определяется в коллективном договоре.

И вот здесь возникает вопрос: означает ли указанная норма исключительный перечень категорий водителей, которым может быть установлен такой режим работы, как ненормированный рабочий день? Как быть, если «ненормированно-режимная» специфика работы присутствует и у водителя автобуса? Ведь такое транспортное средство не относится к легковым автомобилям! Получается, что установить для них ненормированный рабочий день невозможно?

Но не стоит отчаиваться и торопиться с выводами. В этой ситуации нам не следует забывать, что Положение № 340 является специальной нормой в отношении соблюдения именно «временных рамок» работы и отдыха водителей автотранспортных средств.

Сам механизм установления для работников ненормированного режима работы «инструктирует» другая спецнорма. Речь идет о Рекомендациях относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы, утвержденных приказом Минтруда от 10.10.97 г. № 7 (далее — Рекомендации № 7). Только в этом документе мы находим определение самого понятия «ненормированный рабочий день» и указания к его использованию.

Согласно п. 1 Рекомендаций № 7 ненормируемый рабочий день — это особый режим рабочего времени, который устанавливается для определенной категории работников в случае невозможности нормирования времени трудового процесса. При необходимости эта категория работников выполняет работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени (эта работа не считается сверхурочной). Мера труда в данном случае определяется не только продолжительностью рабочего времени, но также кругом обязанностей и объемом выполненных работ (нагрузкой).

Список профессий и должностей, на которых может применяться ненормированный рабочий день, определяется коллективным договором (п. 7 Рекомендаций № 7).

Анализируя приведенные нормы, приходим к выводу, что именно работодатель, принимая во внимание такие критерии, как круг обязанностей работника, объем работы, ее продолжительность, вправе установить для отдельных должностей режим ненормированного рабочего дня и соответственно закрепить такое свое решение в коллективном договоре. Таким образом, принимая во внимание специфику работы, характерную для конкретного предприятия, учреждения, заведения, водителю автобуса также можно установить ненормированный рабочий день.

Подтверждает указанный вывод и п. 2 приложения 3 к приказу Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77. А именно: водителям легковых автомобилей, автобусов, занятых обслуживанием органов исполнительной власти и местного самоуправления, устанавливается доплата за ненормированный рабочий день в размере 25 % тарифной ставки за отработанное время.

И последнее. Выполнение трудовых обязанностей в режиме ненормированного рабочего дня не относится к сверхурочной работе и не подлежит оплате как сверхурочная работа. В виде компенсации водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени (п. 2.10 Положения № 340). Дополнительный ежегодный отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется на основании п. 2 ст. 8 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР. Максимальная продолжительность такого отпуска — 7 календарных дней. Конкретная продолжительность отпуска устанавливается коллективным договором по каждому виду работ, профессий и должностей или трудовым договором.

 

Людмила ТРОХИМЕНКО, заместитель главного редактора
 (e-mail: l.trokhimenko@id.factor.ua)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше