Выплачиваем адресную помощь незащищенным слоям населения
Татьяна ГУЛЬ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор» (e-mail: t.gul@id.factor.ua)
Решением городского совета незащищенным слоям населения города, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, выплачивается одноразовая адресная материальная помощь за счет средств местного бюджета. Указанная помощь выплачивается через органы управления труда и социальной защиты населения.
Облагается ли налогом на доходы физических лиц такая помощь? С каким признаком дохода отображается указанная помощь в Налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщика налога, и сумм, удержанного с них налога по форме № 1ДФ?
(г. Харьков)
Действительно, органы местного самоуправления могут выплачивать помощь некоторым слоям населения.
В соответствии со ст. 16 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) органы местного самоуправления являются юридическими лицами и наделяются этим и другими законами собственными полномочиями, в пределах которых действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность согласно законодательству. К компетенции сельских, поселковых, городских советов относится, в частности, утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих территориально-административных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления (п. 22 ст. 26 Закона № 280). В то же время в ст. 34 этого Закона определены полномочия органов сельских, поселковых и городских советов в сфере социальной защиты населения.
Так, в частности, соответствующими программами могут быть предусмотрены средства и порядок выплаты одноразовой адресной материальной помощи незащищенным слоям населения, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах (пожар, лечение и пр.).
При утверждении соответствующей программы определяются источники ее финансирования. В данном случае, как следует из вопроса, адресная помощь выплачивается за счет средств местного бюджета, поэтому такие средства должны быть предусмотрены в местном бюджете с соответствующим кодом программной классификации расходов.
Таким образом, распоряжением/решением органа местного самоуправления может быть выплачена одноразовая адресная помощь незащищенным слоям населения, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. Выплата такой помощи производится непосредственно через органы управления труда и социальной защиты населения.
Согласно п.п. 165.1.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VІ (далее —НКУ) предусмотрены случаи, когда адресная денежная помощь, выплачиваемая физическим лицам за счет средств бюджетов, не подлежит налогообложению. В частности, это выплата государственной и социальной материальной помощи в виде адресных выплат, которые получает налогоплательщик из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования согласно закону.
Таким образом, если средства на выплату одноразовой помощи в виде адресных выплат незащищенным слоям населения, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, предусмотрены в местном бюджете по соответствующему коду программной классификации расходов, то такие выплаты не подлежат налогообложению на основании п.п. 165.1.1 НКУ.
Любой начисленный и выплаченный доход физическому лицу должен быть отражен в Налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщика налога, и сумм удержанного с них налога (форма № 1ДФ) (далее — Налоговый расчет по ф. № 1ДФ).
Поскольку выплату такой адресной материальной помощи осуществляют органы управления труда и социальной защиты населения, то Налоговый расчет по ф. № 1ДФ должны подавать они. При этом сумма такой помощи должна быть отражена с признаком дохода «128».