Темы статей
Выбрать темы

Назначена пенсия государственного служащего — имеешь право на вознаграждение

Редакция ОТ
Ответы на вопросы

НАЗНАЧЕНА ПЕНСИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО — ИМЕЕШЬ ПРАВО НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

 

Татьяна МИХНО, юрист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В марте 2013 года заместитель главы районной государственной администрации был уволен с занимаемой должности в соответствии со ст. 10 Закона Украины «О местных государственных администрациях».

На момент увольнения он имел стаж государственной службы 11 лет 11 месяцев и 28 дней, состоящий из службы в рядах Советской армии в течение 2 лет 1 месяца и 3 дней, службы в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления 9 лет 10 месяцев и 25 дней.

Имел ли право такой работник на выплату денежной помощи в размере 10 месячных должностных окладов при увольнении?

(Харьковская обл.)

 

Отвечая на вопрос, отметим, что, кроме общих оснований расторжения трудового договора, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, в ч. 1 ст. 30 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII (далее — Закон о государственной службе) перечислены другие основания прекращения государственной службы. Так, согласно ст. 30 Закона о государственной службе основаниями, прекращающими прохождение лицом государственной службы, являются:

1) нарушение условий реализации права на государственную службу (ст. 4);

2) несоблюдение связанных с прохождением государственной службы требований, предусмотренных ст. 16 и 161данного Закона;

3) достижение государственным служащим предельного возраста прохождения государственной службы (ст. 23);

4) отставка государственного служащего, занимающего должность первой или второй категории (ст. 31);

5) выявление или возникновение обстоятельств, препятствующих пребыванию государственного служащего на государственной службе (ст. 12);

6) отказ государственного служащего от принятия или нарушение Присяги, предусмотренной ст. 17 данного Закона;

7) привлечение государственного служащего к уголовной или административной ответственности за коррупционные правонарушения, связанные с нарушением ограничений, предусмотренных Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».

Относительно механизма увольнения с должности лиц, являющихся государственными служащими и занимающих должности заместителей глав районных государственных администраций, в ч. 2 ст. 10 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV отмечено, что заместители главы районной государственной администрации назначаются на должность и увольняются с должности главой районной государственной администрации по согласованию с главой областной государственной администрации. Кстати, обратите внимание на тот факт, что в любом случае нельзя нарушать эту процедуру. Она применяется при каждом случае увольнения, несмотря на основания, которые привели к увольнению.

Также в соответствии с ч. 3 ст. 10 указанного выше Закона первые заместители и заместители глав местных государственных администраций заявляют о прекращении своих полномочий вновь назначенным главам местных государственных администраций в день их назначения. То есть этой нормой установлено еще одно основание, препятствующее последующему пребыванию на должности государственного служащего, занимающего должность заместителя главы районной государственной администрации. То есть назначение нового главы районной государственной администрации допускает увольнение с занимаемой должности заместителя прежнего главы районной государственной администрации.

В отношении самой денежной помощи следует отметить, что согласно ч. 13 ст. 37 Закона о государственной службе денежная помощь в размере 10 месячных должностных окладов выплачивается государственным служащим в случае выхода на пенсию при наличии стажа государственной службы не менее 10 лет. Из указанной нормы усматривается два существенных условия, влияющих на возможность получения такой денежной помощи, — факт выхода на пенсию государственного служащего и наличие у лица не менее 10 лет государственной службы.

Так, в постановлении Верховного Суда Украины от 18.09.2012 г. по делу № 21-211а12 было указано что обязательным условием для получения денежной помощи в размере 10 должностных окладов в соответствии с ч. 13 ст. 37 Закона о государственной службе является наличие права на выход на пенсию государственного служащего на момент увольнения с работы, а не любое другое основание для прекращения государственной службы.

Поскольку из письма нам не удалось установить истинную причину увольнения должностного лица, рассмотрим два возможных пути решения ситуации.

Первая ситуация: допустим, что лицо увольняется в связи с выходом на пенсию.

Частью 1 ст. 37 Закона о государственной службе установлено, что на получение пенсии государственных служащих имеют, в частности, право мужчины, которые достигли возраста 62 лет, при наличии страхового стажа не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы — не менее 10 лет, и которые на момент достижения пенсионного возраста работали на должностях государственных служащих, а также лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, — независимо от места работы на момент достижения пенсионного возраста.

До достижения мужчинами указанного возраста право на пенсию по возрасту имеют государственные служащие — мужчины 1955 года рождения и старше после достижения ими нижеуказанного возраста:

60 лет — родившиеся по 31 декабря 1952 года;

60 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 января 1953 года по 31 декабря 1953 года;

61 года — родившиеся с 1 января 1954 года по 31 декабря 1954 года;

61 года 6 месяцев — родившиеся с 1 января 1955 года по 31 декабря 1955 года.

Таким образом, анализируя данные, указанные в вопросе, и нормы законодательства, можно прийти к выводу, что когда заместитель главы районной государственной администрации увольняется с занимаемой должности в связи с достижением пенсионного возраста, установленного для государственных служащих, он имеет право на получение денежной помощи в размере 10 должностных окладов, поскольку выходит на пенсию с должности государственного служащего и имеет стаж государственной службы более 10 лет. Обосновывая этот вывод, напомним, что для назначения пенсии следует пользоваться Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 03.05.94 г. № 283. Согласно абзацу пятому п. 3 этого Порядка время военной службы в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях также включается в стаж государственной службы.

Следовательно, в таком случае существенные условия для получения денежной помощи в размере 10 должностных окладов выполнены. А поэтому лицо будет иметь право на получение такой выплаты. При этом в заявлении такого государственного служащего и акте о его увольнении с должности должно быть указано именно такое основание для этого: «в связи с выходом на пенсию государственного служащего».

Относительно второй ситуации отметим следующее.

Если основанием для увольнения лица, которое было заместителем главы государственной администрации, было, например, назначение нового главы районной государственной администрации, и при этом лицо не достигло возраста, с которого возможен выход на пенсию государственного служащего, то назначение ему пенсии государственного служащего не является возможным. Таким образом, при увольнении ему не может быть начислена и выплачена денежная помощь в размере 10 должностных окладов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше