Темы статей
Выбрать темы

Введение должности учителя-логопеда в штат общеобразовательного учебного заведения

Редакция ОТ
Ответы на вопросы

Введение должности учителя-логопеда в штат общеобразовательного учебного заведения

 

Антонина КЛИМЕНКО, начальник Управления социально-экономической защиты ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины

 

Типовыми штатными нормативами общеобразовательных учебных заведений, утвержденными приказом МОН от 06.12.2010 г. № 1205, действующими с 01.09.2012 г., должность учителя-логопеда не предусмотрена.

В то же время такая должность предусмотрена Типовыми штатными нормативами дошкольных учебных заведений, утвержденными приказом МОН от 04.11.2010 г. № 1055, и Типовыми штатными нормативами специальных общеобразовательных школ для детей, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития, утвержденными приказом МОН от 05.12.2008 г. № 1105.

Ввиду большого внимания со стороны правительства к проблемам детей с особыми образовательными потребностями, предоставлению своевременной и качественной консультативной и коррекционной помощи, введению инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, не утратил своей силы приказ Министерства образования Украины «Об утверждении Положения о логопедических пунктах системы образования» от 13.05.93 г. № 135. Пунктами 1.1, 1.2, 2.1 этого Положения предусмотрено при общеобразовательных школах организовывать логопедические пункты, где получают помощь дети, речевые дефекты которых препятствуют успешному обучению.

В связи с вышеприведенным просим предоставить разъяснения относительно введения в штатные расписания общеобразовательных учебных заведений должностей учителей-логопедов.

(г. Тернополь)

 

Типовыми штатными нормативами общеобразовательных учебных заведений, утвержденными приказом Министерства образования и науки Украины от 06.12.2010 г. № 1205, действительно не предусмотрены нормативы введения в штаты общеобразовательных учебных заведений должностей учителей-логопедов.

Для предоставления помощи детям с дефектами речи в соответствии с Положением о логопедических пунктах системы образования, утвержденным приказом Министерства образования Украины от 13.05.93 г. № 135 (далее — Положение), при общеобразовательных школах организуются логопедические пункты.

Основной задачей логопедических пунктов является устранение различных нарушений устной и письменной речи, предотвращение различных отклонений языкового развития учащихся, пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Пунктом 1.3 Положения предусмотрено, что орган государственного управления образования за каждым логопедическим пунктом закрепляет дошкольные заведения и школы, общее количество подготовительных групп и начальных классов в которых должно быть не менее 20, в сельской местности — не менее 4 школ и дошкольных заведений независимо от количества детей.

Согласно п. 2.1 Положения в логопедические пункты зачисляют учащихся общеобразовательных школ, воспитанников подготовительных групп детских садов, имеющих различные отклонения речевого развития, обнаруженные учителем-логопедом или врачом районной поликлиники.

Учителями-логопедами логопедических пунктов назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование, в порядке, установленном для учителей общеобразовательных школ (пп. 3.1 и 3.2 Положения).

За организацию и проведение работы в логопедическом пункте перед районным (городским) органом государственного управления образования отвечает учитель-логопед.

Согласно п. 3.4 Положения труд учителей-логопедов, работающих в логопедических пунктах, оплачивается в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Учитель-логопед ведет занятия с детьми по исправлению дефектов устной и письменной речи; способствует преодолению обусловленной ими неуспеваемости по родному языку; осуществляет систематическую связь с заместителями директоров школ по учебной работе и классными руководителями учащихся, посещающих логопедический пункт; посещает уроки в прикрепленных школах для осуществления единой направленности в работе с учащимися, имеющими дефекты речи; составляет ежегодный отчет о работе и подает его в районный (городской) орган государственного управления образования; принимает участие в заседаниях методических объединений учителей-логопедов; информирует педагогические советы прикрепленных школ о задачах, содержании, результатах работы логопедического пункта; осуществляет связь с дошкольными заведениями, школами для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник; ведет пропаганду логопедических знаний среди родителей; периодически выступает на родительских собраниях с докладами о задачах и специфике логопедической работы по повышению успеваемости учащихся; предоставляет родителям консультации, которые записываются в журнале учета консультаций (п. 3.5 Положения).

Для учителей-логопедов логопедических пунктов действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей специальных школ-интернатов для детей с недостатками физического или умственного развития (п. 3.6 Положения).

Согласно п. 5.1 Положения логопедический пункт может размещаться в помещении детского сада, одной из общеобразовательных школ или в помещении методического кабинета районного (городского) органа государственного управления образования. Логопедический пункт, размещенный в школе, считается классом-комплектом при установлении штатов школы только в отношеннии количества ставок рабочего и обслуживающего персонала (п. 5.2 Положения).

То есть должности учителей-логопедов для оказания помощи учащимся общеобразовательных учебных заведений с дефектами речи вводятся в штатные расписания логопедических пунктов.

Для обслуживания детей специальных и комбинированных дошкольных учебных заведений с нарушениями речи в соответствии с п. 3 разд. III Типовых штатных нормативов дошкольных учебных заведений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Украины от 04.11.2010 г. № 1055, вводится по 1 штатной единице учителя-логопеда на каждую такую группу. Для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, у которых обнаружены речевые нарушения, вводится 1 штатная единица учителя-логопеда на каждые 10 детей с тяжелыми нарушениями речи (ринолалия, заикание, общее недоразвитие, алалия, афазия, дизартрия) или на каждые 12 детей с фонетико-фонематичним недоразвитием, дислалией (п. 4 разд. III).

В соответствии с п. 4 Типовых штатных нормативов специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, утвержденных приказом Министерства образования и науки Украины от 05.12.2008 г. № 1105, должность учителя-логопеда в школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для умственно отсталых детей, для детей с задержкой психического развития, слепых детей, детей со сниженным зрением вводится из расчета 1 штатная единица на 25 — 30 учащихся с тяжелыми нарушениями речи; в дошкольных группах школ-интернатов — из расчета 1 штатная единица на каждые 15 детей с фонетико-фонематичним недоразвитием речи или на каждые 12 детей с тяжелыми нарушениями речи.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше