Тропа госбюджетных новинок: шагаем вместе

В избранном В избранное
Печать
Белевцова Людмила
Оплата труда Август, 2014/№ 15
У всех на устах последние изменения к госбюджету. Виновник один — Закон № 1622*. Не будем скрывать — ново­введения масштабные: изменение соцстандартов в случае введения военного положения, новые ограничения для органов власти и даже ожидание нового порядка индексации. Перечень далеко не полный. Как работать с госбюджетными новинками? Читайте в статье.

* О конкретной дате вступления в силу этого Закона ведутся дискуссии. Мы сообщим вам, как только появятся точные данные по этому поводу. Но факт остается фактом — Закон есть, и придерживаться его рано или поздно будет необходимо.

 

Соцстандарты изменят… при военном положении

Все мы ежедневно наблюдаем за новостями в нашей стране. А поэтому знаем, что политики и правительственные чиновники неоднократно говорили о введении военного положения. Как свидетельствует Закон № 1622, к такой грустной перспективе на всякий случай готовят и госбюджет. Надеемся на лучшее! Однако все же не помешает ознакомиться с трудозарплатными нововведениями к Закону о госбюджете, которые нас будут ожидать в условиях военного положения.

Соцстандарты. В случае введения военного положения в 2014 году размер прожиточного минимума, минимальной заработной платы и уровень обеспечения прожиточного минимума для назначения социальной помощи малообеспеченным семьям будет определять Кабинет Министров Украины. Напомним, что размеры указанных соцстандартов для 2014 года приведены в ст. 7 — 9 Закона о госбюджете. Если введут военное положение, то эти размеры и порядок их применения пересмотрят. Более того, все остальные нормы и положения законодательных актов, регламентирующих выплату других соцстандартов и гарантий, также пропишет Правительство (Закон о госбюджете дополнили ст. 30).

Защищенные расходы бюджета. В случае введения военного положения не будут применять норму о защищенных расходах бюджета. Напомним, что защищенными расходами бюджета признают расходы общего фонда бюджета, объем которых не может изменяться при осуществлении сокращения утвержденных бюджетных назначений (ч. 1 ст. 55 БКУ). Кстати, к ним относят расходы на оплату труда работников бюджетной сферы и начисления на заработную плату. В случае введения военного положения в 2014 году нормы о защищенных расходах уже не будут действовать. Об этом идет речь в дополненном п. 65 Заключительных положений Закона о госбюджете.

В связи с этим откорректировали и абзац третий ч. 2 ст. 4 БКУ. Что это означает? Если до конца 2014 года введут военное положение, то поступления и расходы госбюджета будет определять не только Закон о госбюджете. Вероятнее, речь идет о постановлениях Правительства, которые оно будет издавать при введении военного положения.

 

Индексируем по особому порядку

Индексация денежных доходов — это головная боль практически каждого бухгалтера. Об этом свидетельствуют многочисленные вопросы наших читателей (см. статью на с. 23 этого номера). Мы прилагаем все усилия для разрешения индексационных головоломок. И вот Закон № 1622 принес сразу несколько новостей, касающихся индексации денежных доходов. Какие они? Давайте посмотрим.

Важно! Денежные доходы населения индексируют в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней на 2014 год. Для этого Кабинет Министров Украины утвердит особый порядок (п. 64 Заключительных положений Закона о госбюджете).

Выходит, что заработную плату будут индексировать согласно порядку, который разработает Правительство. Что он с собой принесет и с какой даты будет действовать? Ответы на сегодняшний день остаются загадками. Поэтому ожидаем его появления, чтобы освоить все вместе, — следите за публикациями в нашем издании!

А пока предлагаем индексировать доходы с использованием старого механизма. Объясняем это тем, что Закон № 1622 не содержит рекомендаций по поводу переходного периода, т. е. до утверждения Правительством особого порядка индексации.

 

Контролирующие органы НЕ пожалуют на проверку

А вот и настоящий подарок от законодателей. О нем идет речь в ст. 31, которой «пополнился» Закон о госбюджете.

Обратите внимание! Контролирующие органы не будут осуществлять проверки предприятий, учреждений и организаций в течение августа — декабря 2014 года. В упомянутой норме не конкретизируется, на субъектов хозяйствования какой формы собственности распространяется такая норма. Поэтому считаем, что табу на проверки касается также бюджетных учреждений, организаций и заведений.

Однако без исключений здесь не обошлось. Так, представителям Государственной фискальной службы (т. е. налоговикам) разрешили осуществлять проверки в указанный период. Но это не все. Контролирующие органы могут «пожаловать» с проверкой на предприятия, в учреждения и организации при наличии:

— разрешения Кабинета Министров Украины;

— заявки субъекта хозяйствования на проверку.

 

«Голый» должностной оклад, но не для всех

Члены Кабинета Министров Украины, народные депутаты Украины, руководители центральных органов исполнительной власти и других государственных органов (кроме органов, подразделения которых принимают участие в проведении АТО) будут получать месячную заработную плату в размере должностного оклада, т. е. без надбавок и доплат. Как долго? До завершения АТО.

Вынуждены констатировать, что четкого определения государственного органа нет. Анализируя практику, приходим к выводу, что такое понятие достаточно широкое и содержит в себе целый спектр государственных образований. Скорее всего, законодатель хотел ограничить размер должностного оклада всех руководителей государственных органов. Однако имейте в виду, что речь идет именно о руководителях этих органов, а не их структурных подразделений. Надеемся, что в свете таких нововведений мы скоро получим более четкий перечень государственных органов.

Напомним, что это не первая попытка уменьшить размер должностного оклада руководителей государственных органов. С марта 2014 года им и руководителям органов государственной власти ограничили размер месячной заработной платы 15 размерами минзарплаты* (п. 13 Мероприятий № 65).

Отметим также, что месячный размер судейское вознаграждение ограничили 15 размерами минимальной заработной платы. Об этом указано в п. 64 Заключительных положений Закона о госбюджете. Напомним, что судейское вознаграждение состоит из должностного оклада и доплат за: выслугу лет, пребывание на административной должности в суде, ученую степень и работу, предусматривающую доступ к государственной тайне (ч. 2 ст. 129 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI).

 

Крайние меры по уменьшениЮ расходов на оплату труда касаются не всех

Настоящий пакет из «крайних» мер ожидает бюджетников. Однако касается он не всех, а только ограниченного круга ведомств. Отметим, что сначала проект Закона № 1622 предусматривал, что такой пакет по сокращению численности и урезке определенных гарантий коснется всех без исключения бюджетных учреждений и организаций. Однако при рассмотрении законопроекта законодатели не пошли на это. Хотя норма все же присутствует в окончательном тексте Закона № 1622. В связи с этим Заключительные положения Закона о госбюджете дополнили п. 66. Не паникуйте, как мы уже отметили, она распространяется не на всех. Укажем тех, кому не повезло.

Важно! Работников центральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в соответствующих отраслях и сферах, и работников центральных органов исполнительной власти, выполнение функций которых могут осуществлять соответствующие министерства, ожидают значительные изменения в организации труда.

Заметим, что систему центральных органов исполнительной власти составляют министерства Украины и другие центральные органы исполнительной власти (ст. 1 Закона № 3166). В свою очередь, центральные органы исполнительной власти создаются для выполнения отдельных функций по реализации государственной политики как службы, агентства, инспекции (ст. 16 Закона № 3166). Ориентировочный перечень центральных органов исполнительной власти можно найти в Указе Президента Украины от 09.12.2010 г. № 1085/2010. Почему ориентировочный? Дело в том, что в нем до сих пор фигурирует, например, Министерство доходов и сборов Украины, которое уже реорганизовали в Государственную фискальную службу Украины.

Подчеркнем, что п. 66 Заключительных положений Закона о госбюджете распространяется не на все центральные органы исполнительной власти, а только на те, которые осуществляют функции контроля и надзора или выполнение функций которых могут осуществлять министерства.

Какие меры ожидают работников указанных органов? Их руководители должны:

оптимизировать штатную численность работников. По сути, это означает сокращение численности сотрудников. Ознакомьтесь со статьей «Сокращаем персонал грамотно: пошаговая шпаргалка» // «ОТ», 2014, № 10, с. 22;

— предоставлять работникам отпуск без сохранения заработной платы. Здесь отметим, что ст. 84 КЗоТ и ст. 26 Закона № 504 строго ограничивают продолжительность отпуска без сохранения заработной платы — не более 15 календарных дней в год, а предоставлять его можно исключительно по желанию работника (детали — в консультации «Отпуск за свой счет: когда сказать «стоп» работнику» // «ОТ», 2014, № 11, с. 27). Но на работников вышеупомянутых органов такая норма отныне не распространяется. Их руководителю предоставлено право самостоятельно принимать решение об отправлении работников в отпуск без сохранения заработной платы и определять его продолжительность. В п. 66 Заключительных положений Закона о госбюджете четко сказано, что нормы ст. 84 КЗоТ и ст. 26 Закона № 504 не распространяются на работников упомянутых выше органов;

— устанавливать режим работы на условиях неполного рабочего времени. Узнайте больше о таком режиме работы из статей в «ОТ», 2013, № 22, с. 7 и 13. Напомним, что введение работодателем неполного рабочего времени рассматривают как изменение существенных условий труда (ч. 3 ст. 32 КЗоТ). Об этом работодатель должен сообщить работнику не позднее чем за два месяца. А вот работникам упомянутых органов за два месяца не будут сообщать об установлении им режима неполного рабочего времени, поскольку норма ч. 3 ст. 32 КЗоТ на них не распространяется;

— уменьшить или отменить стимулирующие выплаты, повышения к должностным окладам, а также уменьшить надбавки и доплаты, установленные в предельном размере.

Работникам указанных центральных органов исполнительной власти разрешили работать по совмещению и совместительству в период их пребывания в отпуске без сохранения заработной платы. Конечно, это касается тех работников, для которых установлен запрет на труд на условиях совместительства или совмещения.

 

Ожидаем размеры ВЫПЛАТ от Правительства

Начнем с того, что несколько лет подряд госбюджеты содержали перечень законов, отдельные выплаты по которым осуществляли при наличии финансовых ресурсов и в порядке, установленном Правительством. Однако Закон о госбюджете для 2014 года до недавнего времени такого не содержал. Теперь положение вещей изменилось.

Так, Заключительные положения Закона о госбюджете дополнили п. 67. Как раз в нем и сказано, что применяют в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины исходя из имеющихся финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, бюджета Пенсионного фонда Украины и бюджетов других фондов общеобязательного государственного социального страхования на 2014 год, в частности:

— ст. 20, 21, 22, 23, 30, 31, 37, 39, 48, 50, 51, 52 и 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы« от 28.02.91 г. № 796-XII;

— п. «ж» ч. 1 ст. 77 Основ законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.92 г. № 2801-XII.

Вероятно, в последнем случае речь идет о размерах должностных окладов, которые ежегодно утверждает Кабинет Министров Украины (в 2014 году — это постановление от 25.03.2014 г. № 110 // «ОТ», 2014, № 9, с. 4). Если же нет, то как и в первом случае, необходимо ожидать постановлений от Правительства, которыми для 2014 года определяются размеры выплат, урегулированных указанными нормами.

 

Использованные документы

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 1622 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31.07.2014 г. № 1622-VII.

Закон о госбюджете — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VII.

Закон № 504 — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон № 3166 — Закон Украины «О центральных органах исполнительной власти» от 17.03.2011 г. № 3166-VI.

Мероприятия № 65 — Мероприятия по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета, приведенные в приложении к постановлению Кабинета Министров Украины от 01.03.2014 г. № 65.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить