Темы статей
Выбрать темы

Военнослужащие-женщины, имеющие детей: какие «льготные» режимы службы можно установить, как начислить денежное обеспечение

Редакция ОТ
Статья

Военнослужащие-женщины, имеющие детей: какие «льготные» режимы службы можно установить, как начислить денежное обеспечение

 

Любая служба предполагает соблюдение определенного режима. А если учесть, что это служба военная… и несут такую службу и женщины… при этом имеющие несовершеннолетних детей?! Допустимо ли для военнослужащих-женщин применить удобство и комфорт, сочетая материнские интересы и военно-профессиональные условия службы? Возможно ли им установить «льготные» режимы службы, например гибкий или неполный? Если да, то каким образом начислять денежное обеспечение при таких режимах?

Учитывая, что затронутые нами вопросы законодательно не урегулированы, хорошим помощником в решении этих спорных моментов послужит данная статья.

 

Валерий ШАШЕРИН, главный бухгалтер воинской части А4502

Возможность установить для военнослужащих-женщин в период прохождения ими службы гибкого режима рабочего времени, неполного рабочего времени рассмотрена в письме Министерства социальной политики Украины от 19.11.2013 г. № 1276/13/84-13, далее — письмо № 1276 (см. с. 12 этого номера).

Прежде всего необходимо отметить, что п. 1 ст. 10 Закона № 2011 установлено, что общая продолжительность служебного времени военнослужащих в неделю не может превышать нормальную продолжительность рабочего времени за соответствующий период, определенную законодательством Украины. Таким образом, в вопросах режима службы военнослужащих понятие «рабочее время» для военнослужащего можно считать соответствующим его служебному времени.

При этом специалисты «трудового» Министерства обращают внимание на ключевой момент. Законодательство о труде регулирует исключительно трудовые отношения работников. В отличие от обычных работников, военнослужащие не состоят в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями, они проходят службу! Порядок прохождения службы в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях урегулирован специальными нормативно-правовыми актами. Этими документами на лиц, несущих службу, возлагаются дополнительные обязанности и ответственность. Исходя из этого ведомство резюмирует: на военнослужащих КЗоТ не распространяется!

Закономерно возникает вопрос: каким нормативно-правовым актом следует руководствоваться в вопросах предоставления специальных «трудо-режимных» законодательных гарантий для женщин, имеющих детей, в том числе военнослужащих? Ведь военнослужащие-женщины пользуются всеми льготами, предусмотренными законодательством по вопросам социальной защиты женщин, охраны материнства и детства (ч. 5 ст. 11 Закона № 2011).

Итак, рассмотрим выводы специалистов Минсоцполитики в письме № 1276 по существующим «режимным» вопросам для военнослужащих-женщин.

1. Гибкий режим рабочего времени для военнослужащих-женщин применять нельзя.

Дело в том, что гибкий режим рабочего времени — это такая форма организации труда, которая может быть установлена для некоторых категорий работников. Она предусматривает режим работы с саморегулированием начала, окончания и продолжительности рабочего дня в течении такого дня.

Возможность внедрения гибкого режима рабочего времени предусмотрена нормами ст. 13 КЗоТ и ст. 7 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII. Они указывают на то, что режим работы, продолжительность рабочего времени и отдыха устанавливаются в коллективном договоре по согласованию подписавших его сторон. Для использования предприятиями, учреждениями, организациями гибкого режима рабочего времени приказом Минтруда от 04.10.2006 г. № 359 утверждены Методические рекомендации по установлению гибкого режима рабочего времени.

Но как мы уже упоминали, военнослужащие — особая категория. В случаях, предусмотренных Конституцией Украины, для военнослужащих в законодательном порядке установлены определенные ограничения отдельных конституционных прав и свобод.

Принимая во внимание то, что нормы трудового законодательства не распространяются на военно­служащих, гибкий режим рабочего времени не может применяться во время прохождения службы военнослужащих-женщин, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет.

2. Неполное время службы для военнослужащих-женщин может быть установлено.

Аргументируют свои выводы в этом вопросе специалисты Минсоцполитики следующими фактами:

— военнослужащие пользуются всеми правами и свободами человека и гражданина, гарантиями этих прав и свобод, закрепленными в Конституции Украины и законах Украины с учетом особенностей, установленных Законом № 2011 и другими законами (ст. 1 и 2 Закона № 2011);

— военнослужащие-женщины пользуются всеми льготами, предусмотренными законодательством по вопросам социальной защиты женщин, охраны материнства и детства (ч. 5 ст. 11 Закона № 2011). К таким гарантиям относится и установление военнослужащим-женщинам, которые имеют детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, неполного рабочего времени в соответствии со ст. 56 КЗоТ.

Нормами данной статьи предусмотрено: по просьбе беременной женщины; женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, в том числе находящегося на ее попечении; женщины, осуществляющей уход за больным членом семьи согласно медицинскому заключению, работодатель обязан установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

Таким образом, специалисты Минсоцполитики резюмируют: военнослужащие-женщины (отцы из числа военнослужащих, которые воспитывают детей без матери) имеют право на установление им неполного рабочего (служебного) времени с пропорциональной выплатой денежного обеспечения.

Следует обратить внимание, что служба в режиме неполного рабочего времени не предусмотрена ни Законом № 2011, ни Положением № 1153. Но поскольку разъяснение Минсоцполитики (письмо № 1276) доведено до воинских частей для использования (письмо Департамента финансов Министерства обороны Украины от 29.11.2013 г. № 248/3/9/1/869), то попробуем разобраться, как же в таких ситуациях начислить денежное обеспечение.

Для начала вспомним, что неполное рабочее время может применяться в трех вариантах: неполная рабочая неделя, неполный рабочий день и путем сочетания этих вариантов одновременно.

В свою очередь, размер денежного обеспечения, которое положено военнослужащему не за полный месяц, а за несколько дней, рассчитывается исходя из количества календарных дней такого месяца (п. 1.7 Инструкции № 260). Именно эта норма дает нам инструмент для расчета денежного обеспечения при прохождении службы на условиях неполной рабочей (служебной) недели. Аналогом порядка такого расчета могут служить расчеты, которые осуществляются в воинских частях при использовании военнослужащими отпусков, за которые они не получают денежное обеспечение (отпуска по семейным обстоятельствам и др.).

А как быть в ситуациях использования остальных двух вариантов применения неполного времени службы? Ведь порядок выплаты денежного обеспечения на условиях неполного рабочего дня или комбинирования неполного рабочего дня и неполной рабочей недели Инструкцией № 260 не определен.

Поэтому давайте попытаемся все случаи применения неполного рабочего (служебного) времени для военнослужащих-женщин рассмотреть в виде возможных рекомендаций.

 

РАССЧИТЫВАЕМ ДЕНЕЖНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ

Режим службы на условиях неполной рабочей недели предусматривает, что военнослужащему предоставляются определенные дни недели, когда он на службу не выходит. Начисление денежного обеспечения с учетом особенностей его выплаты (часть составляющих денежного обеспечения выплачивается в текущем месяце за прошедший месяц) рассмотрим на следующем примере.

 

Пример 1. Военнослужащая, имеющая ребенка в возрасте до 14 лет, написала рапорт о предоставлении ей с 1 декабря 2013 года одного свободного от службы дня еженедельно по пятницам. В декабре 2013 года она отслужила 26 календарных дней, в январе 2014 года — также 26 календарных дней.

 

Составляющие денежного обеспечения и расчет денежного обеспечения приведем в табл. 1.

Таблица 1

 

Составляющие денежного обеспечения

Размер в расчете на месяц, грн.

Начислено, грн.

Примечания

за декабрь 2013 года

за январь 2014 года

1

2

3

4

5

1. Оклад по воинскому званию

120,00

100,65

(120 : 31 х 26)

100,65

(120 : 31 х 26)

Определяется ежемесячно пропорционально времени службы

2. Должностной оклад

870,00

729,68

(870 : 31 х 26)

729,68

(870 : 31 х 26)

Определяется ежемесячно пропорционально времени службы

3. Надбавка за выслугу лет (20 % от суммы пп. 1 + 2)

198,00

166,07

((100,65 + 729,68) х 20 %)

166,07

((100,65 + 729,68) х 20 %)

Рассчитывается от фактической суммы выплат по пп. 1 и 2

4. Надбавка за выполнение особо важных заданий (50 % от суммы пп. 1 + 2 + 3)

594,00

594,00

(выплата в текущем месяце за ноябрь)

498,20

(выплата в текущем месяце за декабрь)

В декабре 2013 года выплачивается от суммы (пп. 1 + 2 + 3) ноября 2013 года,

в январе 2014 года — от суммы (пп. 1 + 2 + 3) декабря 2013 года

5. Премия
(90 % от п. 2)

783,00

783,00

(выплата в текущем месяце за ноябрь)

656,71

(выплата в текущем месяце за декабрь)

В декабре 2013 года выплачивается от суммы (п. 2) ноября 2013 года, в январе 2014 года — от суммы (п. 2) декабря 2013 года

6. Итого (пп. 1 + 2 + 3 + 4 + 5)

2565,00

2373,40

2151,31

7. Ежемесячное дополнительное денежное вознаграждение (40 % от п. 6)

1026,00

1026,00

(выплата в текущем месяце за ноябрь)

949,36

(выплата в текущем месяце за декабрь)

В декабре 2013 года выплачивается от суммы (п. 6) ноября 2013 года, в январе 2014 года — от суммы (п. 6) декабря 2013 года*

Всего начислено (пп. 5 + 6)

3591,00

3390,40

3100,67

* При увеличении с 1 января 2014 года ежемесячного денежного вознаграждения до 60 % его размер

в феврале 2014 года будем определять от суммы п. 6 января 2014 года.

 

РАССЧИТЫВАЕМ ДЕНЕЖНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОГО РАБОЧЕГО ДНЯ

Вариант режима службы на условиях неполного рабочего дня предусматривает сокращение ежедневной продолжительности рабочего дня на определенное количество часов согласно приказу командира воинской части. Для определения нормы рабочего времени для военнослужащих следует обратиться к Закону № 2011 (пп. 1 и 4 ст. 10) и ст. 199 Устава внутренней службы.

Согласно требованиям этих нормативно-правовых актов для военнослужащих (кроме военно­служащих срочной службы) устанавливается пяти­дневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Общая продолжительность рабочего (служебного) времени за неделю не может превышать нормальной продолжительности рабочего времени за соответствующий период согласно действующему законодательству.

Нормальная продолжительность рабочей недели установлена ст. 50 КЗоТ и не должна превышать 40 часов в неделю. Для определения ежемесячной нормы рабочего времени в данной ситуации следует обратиться к рекомендациям Минсоцполитики по установлению продолжительности рабочего времени на соответствующий календарный год (см. письма Минсоцполитики от 21.08.2012 г. № 9050/0/14-12/13 и от 04.09.2013 г. № 9884/0/14-13/13). Порядок расчета денежного обеспечения в качестве рекомендации в такой ситуации рассмотрим на следующем примере.

 

Пример 2. Военнослужащая, имеющая ребенка в возрасте до 14 лет, написала рапорт о прохождении с 1 декабря 2013 года службы на условиях неполного рабочего дня с недоработкой ежедневно одного часа от установленной распорядком дня продолжительности служебного времени.

 

Норма рабочего времени в декабре 2013 года — 175 ч (22 р. дн.), в январе 2014 года — 167 ч (21 р. дн.) без учета переноса праздничных дней с 1 по 7 января 2014 года. Таким образом, военнослужащая не была на службе 22 ч в декабре 2013 года и 21 ч в январе 2014 года. Размеры денежного обеспечения на условиях данного примера приведем в табл. 2.

Таблица 2

 

Составляющие денежного обеспечения

Размер в расчете на месяц, грн.

Начислено, грн.

Примечания

за декабрь 2013 года

за январь 2014 года

1

2

3

4

5

1. Оклад по воинскому званию

120,00

104,91

(120 : 175 х 153)

104,91

(120 : 167 х 146)

Определяется ежемесячно пропорционально времени службы

2. Должностной оклад

870,00

760,63

(870 : 175 х 153)

760,60

(870 : 167 х 146)

Определяется ежемесячно пропорционально времени службы

3. Надбавка за выслугу лет
(20 % от суммы пп. 1 + 2)

198,00

173,11

((104,91 + 760,63) х 20 %)

173,10

((104,91 + 760,60) х 20 %)

Рассчитывается от фактической суммы выплат по пп. 1 и 2

4. Надбавка за выполнение особо важных заданий
(50 % от суммы пп. 1 + 2 + 3)

594,00

594,00

(выплата в текущем месяце за ноябрь)

519,33

(выплата в текущем месяце за декабрь)

В декабре 2013 года выплачивается от суммы (пп. 1 + 2 + 3) ноября 2013 года, в январе 2014 года — от суммы (пп. 1 + 2 + 3) декабря 2013 года

5. Премия (90 % от п. 2)

783,00

783,00

(выплата в текущем месяце за ноябрь)

684,57

(выплата в текущем месяце за декабрь)

В декабре 2013 года выплачивается от суммы (п. 2) ноября 2013 года, в январе 2014 года — от суммы (п. 2) декабря 2013 года

6. Итого
(пп. 1 + 2 + 3 + 4 + 5)

2565,00

2415,65

2242,51

7. Ежемесячное дополнительное денежное вознаграждение
(40 % от п. 6)

1026,00

1026,00

966,26

В декабре 2013 года выплачивается от суммы (п. 6) ноября 2013 года, в январе 2014 года — от суммы (п. 6) декабря 2013 года*

Всего начислено (пп. 5 + 6)

3591,00

3441,65

3208,77

* При увеличении с 1 января 2014 года ежемесячного денежного вознаграждения до 60 % его размер в феврале 2014 года будем определять от суммы п. 6 января 2014 года.

 

РАССЧИТЫВАЕМ ДЕНЕЖНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОГО РАБОЧЕГО ДНЯ И НЕПОЛНОЙ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ ОДНОВРЕМЕННО

В данной ситуации, на наш взгляд, расчет денежного обеспечения следует проводить исходя из нормативной месячной нормы рабочего времени на условиях примера 2. Продолжительность дней службы, когда военнослужащая полностью не находилась на службе, следует учитывать как 8 ч. Тогда общую продолжительность времени, когда военнослужащая была освобождена от выполнения служебных обязанностей, определим следующим образом: к сумме полных дней освобождения от службы (на условиях неполной рабочей недели), умноженной на 8 ч, прибавим количество часов, когда военнослужащая не была на службе в связи с неполным рабочим днем.

 

Еще раз обращаем внимание, что приведенные примеры расчета денежного обеспечения носят рекомендательный характер.

Окончательное решение данного вопроса требует внесения корректив в Инструкцию № 260 примерно такого содержания: «за период исполнения военнослужащей — женщиной обязанностей по должности на условиях неполного служебного времени ей выплачивается денежное обеспечение по нормам, установленным законодательством, пропорционально отработанному служебному времени». Внесение изменений в Инструкцию № 260 является компетенцией Министерства обороны Украины и Департамента финансов этого ведомства, которых следует дождаться.

Кстати, аналогичная ситуация для военнослужащих-женщин была разрешена в 2012 году путем внесения нового п.п. 4.7.5 (в редакции, аналогичной вышеприведенной) в Инструкцию о порядке выплаты денежного обеспечения военнослужащим Госпогранслужбы Украины, утвержденную приказом Администрации Государственной пограничной службы Украины от 20.05.2008 г. № 425.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 2011 — Закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-ХII.

Положение № 1153 — Положение о прохождении гражданами военной службы в Вооруженных Силах Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 10.12.2008 г. № 1153/2008.

Инструкция № 260 — Инструкция о порядке выплаты денежного обеспечения военнослужащим Вооруженных Сил Украины и некоторым другим лицам, утвержденная приказом Министра обороны Украины от 11.06.2008 г. № 260.

Устав внутренней службы — Устав внутренней службы Вооруженных Сил Украины, утвержденный Законом Украины от 24.03.99 г. № 548-XIV.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше