Колдоговором госоргана предусмотрены дополнительные виды матпомощи: правомерно ли это
Алла ЛИТВИН, заместитель директора Департамента по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда — начальник отдела государственного регулирования заработной платы в бюджетной сфере
Можно ли выплатить государственному служащему материальную помощь на погребение, предусмотренную коллективным договором, если ему в этом году была выплачена материальная помощь на оздоровление и материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов?
Можно ли выплатить рабочему, обслуживающему госорган, материальную помощь на лечение согласно коллективному договору, если в этом году ему была выплачена материальная помощь на оздоровление во время ежегодного отпуска?
(вопрос из электронной почты редакции ot@id.factor.ua)
Несмотря на то что условия оплаты труда государственных служащих и рабочих, обслуживающих госорганы, регулируются разными нормативно-правовыми документами, суть вопроса одна и та же: можно ли в колдоговоре госоргана предусмотреть дополнительные виды материальной помощи.
Для начала выясним, на какую материальную помощь имеют право такие работники согласно действующему законодательству.
Государственным служащим выплата материальной помощи предусмотрена двумя нормативными документами: Законом Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ и постановлением Кабинета Министров Украины «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее — постановление № 268).
В этих документах речь идет о двух видах материальной помощи: на оздоровление и для решения социально-бытовых вопросов. Руководители соответствующих госорганов имеют право предоставлять работникам в пределах утвержденного фонда оплаты труда материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска (п.п. 3 п. 2 постановления № 268). При этом размер каждой из этих видов материальной помощи не должен превышать среднемесячную заработную плату работника.
Обратите внимание: для госслужащих помощь на оздоровление является обязательной выплатой. В размере должностного оклада эта выплата гарантирована госслужащему при уходе в отпуск. При наличии денежных средств она может быть выплачена в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату. А вот выплата материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов не является обязательной. Такая помощь может быть предоставлена госслужащему на основании его заявления в случае наступления непредвиденных обстоятельств (например, в случае продолжительной болезни работника, рождения ребенка, сложного материального положения, в связи с семейными обстоятельствами, для компенсации материального ущерба в результате стихийного бедствия и по другим уважительным причинам, в том числе погребения).
Для рабочих, обслуживающих органы государственной власти, оплата труда регламентирована приказом Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77. В этом документе сказано, что руководитель может выплатить в пределах установленного фонда оплаты труда такому рабочему только одну материальную помощь в размере среднемесячной заработной платы. При этом целевой «направленности» эта материальная помощь не имеет, т. е. ее можно выплатить к ежегодному отпуску, в связи с семейными обстоятельствами и пр.
Таким образом, вышеуказанные нормативно-правовые документы не содержат норм о возможности предоставления за счет средств госучреждения отдельной помощи на погребение* госслужащим, а также рабочим — помощи на лечение.
Вместе с тем в вопросе указано, что коллективным договором государственного органа такие дополнительные виды материальной помощи предусмотрены. Поэтому давайте выясним, является ли такой факт правомерным и что сказано по этому поводу на законодательном уровне.
Действительно, ст. 7 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 16.12.93 г. № 3356-XII дает возможность предусмотреть в колдоговоре дополнительные, по сравнению с действующим законодательством и соглашениями, гарантии и социально-бытовые льготы. В соответствии с гл. II Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. коллективный договор заключают на основе действующего законодательства. Его содержание определяется сторонами в пределах их компетенции. Но касаются эти нормы исключительно хозрасчетных предприятий.
Условия размеров оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, определяются Кабинетом Министров Украины (ч. 2 ст. 8 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР). Для таких учреждений и организаций расходы на оплату труда, в том числе и выплату материальной помощи, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований и других дополнительных источников. Указом Президента Украины «О мерах по обеспечению наполнения Государственного бюджета и усилению финансово-бюджетной дисциплины» от 28.02.97 г. № 187/97 бюджетным организациям запрещено использование средств на цели, не предусмотренные утвержденными сметами доходов и расходов, и сверхлимитное использование бюджетных ассигнований.
Итак, подытожим вышеизложенное. Поскольку условия оплаты труда работников бюджетных учреждений, в частности и госорганов, регулируются КМУ, то такие условия не могут быть расширены в колдоговоре. Поэтому выплата помощи на погребение и помощи на лечение за счет средств бюджетной организации в указанном случае является неправомерной.
* О порядке предоставления госслужащим помощи на погребение за счет средств ФСС ВПТ см. «ОТ», 2013, № 12, с. 9. — Примеч. ред.