Местные выборы: оплачиваем труд членов избирательных комиссий
Людмила БЕЛЕВЦОВА, эксперт по вопросам оплаты труда (e-mail: l.belevtsova@id.factor.ua)
Как оплатить труд членов избирательных комиссий, создаваемых для проведения выборов местных глав и депутатов местных советов?
(вопрос из электронной почты редакции: ot@id.factor.ua)
В некоторых регионах нашей страны 25.05.2014 г. граждане будут избирать не только Президента, но и городских голов (например, мэра города Киева) и депутатов местных советов (в частности, Киевского городского совета). Конечно, для обеспечения нормального хода таких выборов уже действуют избирательные комиссии (далее — ИК).
При проведении местных выборов функционируют Центральная, территориальные и участковые ИК. Подчеркнем: в случае проведения местных выборов одновременно с выборами Президента Украины участковые ИК не создаются, их полномочия выполняют соответствующие участковые ИК по выборам Президента Украины (ч. 9 ст. 23 Закона Украины от 10.07.2010 г. № 2487-VI, ч. 5 ст. 27 Закона Украины от 05.03.99 г. № 474-XIV).
Выходит, что участковые ИК едины как для президентских, так и для местных выборов. Тогда члены таких комиссий получают плату только один раз — за осуществление полномочий как членов участковых ИК, созданных для проведения выборов Президента Украины. Как осуществить такую оплату, см. в статье на с. 15 этого номера.
Сосредоточимся на оплате труда членов территориальных ИК (на платной основе привлекается не более трех лиц). Для этого взглянем на Порядок, приведенный в приложении 1 к постановлению Центральной избирательной комиссии от 08.10.2010 г. № 397 (далее — Порядок № 397).
Сначала определимся с месячной оплатой труда членов территориальных ИК, привлеченных к выполнению таких полномочий на постоянной основе и не имеющих основного места работы (не состоящих в трудовых отношениях с работодателем), — пенсионеров и временно не работающих лиц. Оплата труда таким лицам определяется размерами, приведенными в приложении 3 к постановлению Кабинета Министров Украины от 28.07.2004 г. № 966 (далее — постановление № 966). Приведем такие размеры в таблице на с. 20.
Наименование территориальной ИК | Месячная заработная плата, грн. | |||
председателя | заместителя председателя | секретаря | члена комиссии | |
Областная, городская (г. Киева) | 1505 | 1460 | 1430 | 1390 |
Городская (городов областного значения) | 1440 | 1380 | 1320 | 1305 |
Районная | 1390 | 1365 | 1285 | 1260 |
Городская (городов районного значения) | 1340 | 1285 | 1245 | 1230 |
Районная в городе | 1395 | 1330 | 1290 | 1240 |
Сельская, поселковая | 1230 | 1205 | 1170 | 1120 |
Отметим, что размер заработной платы члена ИК, не имеющего основного места работы (пенсионера, временно не работающего лица), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного на момент ее начисления (в течение 2014 года — 1218 грн.). Такая норма установлена абзацем третьим п. 6 Порядка № 397. Так, месячная заработная плата заместителя председателя, секретаря и члена территориальной сельской (поселковой) ИК должна составлять 1218 грн.
Теперь переходим к определению месячной заработной платы члена территориальной ИК, осуществляющего свои полномочия на постоянно-
платной основе и имеющего основное место работы. В общем случае ему осуществляют оплату, приведенную в вышеуказанной таблице (с учетом гарантий в размере минимальной заработной платы). Однако в таком вопросе помните о нюансах, установленных п. 6 Порядка № 397. Так, месячная заработная плата таким членам ИК не может быть:
— ниже средней заработной платы по основному месту работы. Для этого член ИК подает в комиссию справку с основного места работы о средней заработной плате. Бывают ситуации, когда средний заработок, указанный в справке, меньше минимальной заработной платы (т. е. 1218 грн.). В таком случае ему осуществляют оплату за выполнение полномочий члена ИК в размерах, приведенных в таблице (с учетом гарантий в размере минимальной заработной платы). Это определено абзацем третьим п. 1 постановления № 966;
— выше размера заработной платы соответствующего сельского, поселкового, городского головы или председателя соответствующего совета. Для выполнения такого условия территориальная ИК обращается в соответствующий совет с просьбой предоставить справку о размере заработной платы таких должностных лиц за последний полностью отработанный месяц, предшествующий избирательному процессу.
Подчеркнем, что по месту работы за такими членами ИК сохраняется соответствующий стаж, а вот заработную плату им не начисляют. Тогда как лица, выполняющие свои полномочия членов территориальных ИК на непостоянной основе (привлекаемые на определенное время) и имеющие основное место работы, у работодателя получают средний заработок, но не получат месячную оплату от территориальной ИК.
Месячную заработную плату членам территориальных ИК выплачивают не реже двух раз в месяц (п. 24 Порядка № 397).
Всем членам территориальных ИК, привлеченным для выполнения таких функций на платной и безоплатной основе, за отработанные день голосования и дни подсчета голосов осуществляют оплату (не более двух дней). Ее размер не может превышать 14 % минимальной заработной платы (170,52 грн.) за такие отработанные дни (п. 17 Порядка № 397).
Также все члены территориальных ИК являются претендентами на единовременное денежное вознаграждение (пп. 19 — 22 Порядка № 397). Его размер зависит от личного взноса члена ИК в работу комиссии, но не может превышать размеры месячной заработной платы, приведенные в таблице выше. Такое вознаграждение не является обязательной выплатой и осуществляется при наличии экономии средств фонда оплаты труда, предусмотренного сметой расходов территориальной ИК.
Не забывайте о начислении и удержании единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и обложении налогом на доходы физических лиц указанных выплат (подробнее — на с. 18 этого номера).