Темы статей
Выбрать темы

Оплачиваем период повторной мобилизации: как учесть новую гарантию

Синько Неля, начальник отдела оплаты труда во внебюджетной сфере Департамента заработной платы и условий труда
Работник, демобилизовавшийся 03.08.2015 г., к выполнению должностных обязанностей у работодателя приступил 04.08.2015 г. Он работает по пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями. Уже 06.08.2015 г. работника повторно мобилизовали. Должностной оклад работника — 2062,00 грн. Предыдущий мобилизационный период оплачивали исходя из средней зарплаты в размере 144,19 грн. Распространяется ли на него новая гарантия* в определении средней зарплаты для оплаты нового периода мобилизации?

* Мы прокомментировали изменения, внесенные в механизм расчета среднего заработка для мобилизованных работников в «ОТ», 2015, № 15, с. 4. Кратко о новшестве: теперь период повторной мобилизации оплачивают по средней зарплате, которая не может быть ниже средней зарплаты, по которой оплачивался период предыдущей мобилизации. Однако, к сожалению, на практике не все так гладко. За разъяснениями по спорным моментам в реализации новой гарантии для демобилизованно-мобилизованных работников мы обратились к специалисту главного «зарплатного» ведомства — Минсоцполитики. — Примеч. ред.

Постановление «О внесении изменения в пункт 4 Порядка исчисления средней заработной платы» от 29.07.2015 г. № 542 (далее — постановление № 542) вступило в силу с 07.08.2015 г. Именно с этой даты действует норма абз. 4 п. 4 Порядка № 100** о начислении среднего заработка повторно призванным в связи с мобилизацией:

** Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

«Если рассчитанная в установленном порядке средняя заработная плата является ниже средней заработной платы, сохранявшейся за работником в течение периода предыдущей военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, для расчета компенсации применяется средняя заработная плата, которая сохранялась за работником в течение периода предыдущей военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период.».

Прежде чем рассмотреть ситуацию, приведенную в вопросе, рассмотрим отдельные нюансы.

На кого распространяется введенное новшество? На работников, которые были демобилизованы, но затем повторно призваны для прохождения военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период. Причем норма действует независимо от продолжительности перерыва между датой демобилизации и датой повторной мобилизации (например, работника демобилизовали в апреле 2015 года, а повторно призвали в августе 2015 года).

Внимание! При этом не важно, каким числом августа 2015 года датирован повторный призыв: до 7-го числа (даты вступления в силу постановления № 542) или после. Ведь начисляют (проводят в бухучете) сумму оплаты периода повторной мобилизации в последний день августа, когда абз. 4 п. 4 Порядка № 100 уже действует. Именно на эту дату и определяют расчетный период для оплаты повторной мобилизации. Как правило, для работников, повторно призванных в августе 2015 года, расчетным периодом будет июнь — июль 2015 года. Все перечисленные факторы (дата начисления оплаты и определение расчетного периода) и приводят к вышеприведенному выводу.

Как обеспечить выполнение новой гарантии для демобилизованно-мобилизованных работников? Повторная мобилизация — это новое событие. Поэтому для оплаты периода повторного призыва на военную службу во время мобилизации необходимо определить новый расчетный период и рассчитать новую среднюю зарплату.

Напомним: расчет средней зарплаты необходимо проводить исходя из выплат за последние 2 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором работника призвали в связи с повторной мобилизацией. Для этого в общем случае заработок за 2 месяца разделите на количество дней, отработанных в них.

Внимание! Возможны ситуации, когда данных для расчета не будет. Причина: период, в течение которого работник не работал и за ним сохранялся средний заработок, исключают из расчетного периода ( абз. 2 п. 4 Порядка № 100). Сохранение среднего заработка за период мобилизации как раз такой случай, поэтому дни мобилизации и средний мобилизационный заработок не принимаем во внимание при расчете среднего заработка за 2 месяца. В этом случае также смотрят на предшествующие им 2 календарных месяца. Если в течение и этого периода работнику начисляли только средний заработок, то среднедневную зарплату исчисляют исходя из оклада ( абз. 4 п. 2 Порядка № 100). При этом оклад делят на среднемесячное число рабочих дней.

После определения новой средней зарплаты ее размер необходимо сравнить со средней зарплатой, по которой оплачивался прошлый мобилизационный период. Далее учитываем норму абз. 4 п. 4 Порядка № 100 и определяемся со средней зарплатой, исходя из которой следует оплачивать новый период мобилизации*.

* Остается открытым вопрос о начислении оплаты работникам, повторно мобилизованным до августа 2015 года. С одной стороны, на них не распространяется гарантия абз. 4 п. 4 Порядка № 100. Однако, по имеющейся информации, в задумках чиновников распространить действие абз. 4 п. 4 Порядка № 100 и на работников, повторно мобилизованных до августа 2015 года. Как они реализуют задуманное — пока непонятно. Нам же остается ждать либо новых уточнений в сам Порядок № 100, либо разъяснений официальных органов. — Примеч. ред.

Всю схему по определению оплаты периода повторной мобилизации представим в пошаговом алгоритме (см. схему ниже).

img 1

Теперь рассмотрим ситуацию, приведенную в вопросе.

1. Расчетным периодом для оплаты нового мобпериода является июнь — июль 2015 года, поскольку дата начала повторной мобилизации приходится на август 2015 года (06.08.2015 г.).

2. Рассчитываем новую среднюю зарплату. В расчетном периоде (июнь — июль 2015 года) нет данных для расчета. Таких данных нет и на протяжении предыдущих двух месяцев (в апреле — мае 2015 года). Ведь работник в этот период находился на военной службе по призыву во время мобилизации, а этот период ему оплачивали по средней зарплате.

Поэтому среднюю зарплату для оплаты периода повторной мобилизации исчисляем исходя из установленного ему оклада ( абз. 3 п. 4 Порядка № 100). Новая средняя зарплата составит:

(2062,00 грн. + 2062,00 грн.) : (20 р. дн. + 23 р. дн.) = 95,91 грн.,

где 20 и 23** — количество рабочих дней в июне и июле 2015 года по графику работы учреждения с пятидневной рабочей неделей с двумя выходными днями.

** Норму продолжительности рабочего времени на 2015 год см. в спецвыпуске «ОТ», 2015, № 8/1, с. 31. — Примеч. ред.

3. Сравним новую среднюю зарплату со средней зарплатой, по которой оплачивали период предыдущей мобилизации. Повторная мобилизация произошла до вступления в силу новой нормы Порядка № 100. Но для такого работника ее учитываем, так как начисления проводим в конце августа в период действия абз. 4 п. 4 Порядка № 100.

Как видим, новая средняя зарплата оказалась ниже средней, по которой оплачивали предыдущий период мобилизации (95,91 грн. < 144,19 грн.). Поэтому с 06.08.2015 г. и далее по дату новой фактической демобилизации все рабочие дни, не отработанные работником в связи с новой мобилизацией, оплачиваем по средней зарплате в размере 144,19 грн. Так, сумма оплаты периода повторной мобилизации за август 2015 года составит:

144,19 грн. х 17 р. дн. = 2451,23 грн.,

где 17 — количество рабочих дней в августе 2015 году по графику работы, неотработанных по причине повторной мобилизации (с 06.08.2015 г. по 31.08.2015 г.).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше