Темы статей
Выбрать темы

О проблемных вопросах, возникающих в процессе реализации Закона Украины «О государственной службе»

Государственная судебная администрация Украины
Письмо от 13.07.2016 г. № 12-5013/16

ГСА Украины по результатам проведенного семинара, состоявшегося 25 — 26 мая 2016 года при участии главных бухгалтеров бюджетных учреждений, в связи с многочисленными телефонными запросами и с целью урегулирования проблемных вопросов, возникающих в процессе реализации с 1 мая 2016 года Закона Украины от 10.12.2015 № 889-VIII «О государственной службе» (далее — Закон № 889), предоставляет в рамках полномочий разъяснение по следующим вопросам.

1. Штатное расписание государственного учреждения с 01.05.2016 с учетом Закона № 889

В связи со вступлением в силу 01.05.2016 Закона № 889 и постановлений Кабинета Министров Украины, регулирующих оплату труда работников государственных органов ( от 06.04.2016 № 268 «Об условиях оплаты труда работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, в 2016 году», от 06.04.2016 № 292 «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году», от 05.05.2016 № 323 «Об условиях оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах»), все государственные органы должны разработать новое штатное расписание.

Исходя из норм части четвертой статьи 3 Закона № 889 и в соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 06.04.2016 № 271 «Об утверждении критериев определения перечня должностей работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию», в частности, государственные органы, юрисдикция которых распространяется на территорию одной или нескольких областей, г. Киева или г. Севастополя, на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, в месячный срок должны были разработать в соответствии с утвержденными данным постановлением критериями и подать соответствующим территориальным органам Национального агентства по вопросам государственной службы (далее — Нацгосслужба) для утверждения перечень должностей работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию (далее — Перечень).

После получения утвержденного Нацгосслужбой Перечня следует в установленном порядке подать на утверждение сформированное штатное расписание с 01.05.2016 с копией Перечня. Утвержденное штатное расписание вводится в действие приказом соответствующего учреждения.

С момента введения в действие штатного расписания у большинства работников состоится изменение существенных условий оплаты труда, а именно:

— уменьшение заработной платы (без учета премий);

— изменение статуса государственного служащего на работника, выполняющего функции по обслуживанию, или работника патронатной службы.

Частью третьей статьи 32 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) установлено, что в связи с изменениями в организации производства и труде допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности. Об изменении существенных условий труда — систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий, изменении разрядов и наименования должностей и пр. — работник должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца.

В части четвертой статьи 97 КЗоТ отмечено, что собственник или уполномоченный им орган либо физическое лицо не имеет права в одностороннем порядке принимать решения по вопросам оплаты труда, которые ухудшают условия, установленные законодательством, соглашениями, коллективными договорами.

Кроме того, статьей 103 КЗоТ установлено, что о новых или изменении действующих условий оплаты труда в сторону ухудшения собственник или уполномоченный им орган должен уведомить работника не позднее чем за два месяца до их внедрения или изменения.

При этом следует обратить внимание, что изменение существенных условий государственной службы определено статьей 43 Закона № 889. В соответствии с частью четвертой указанной статьи об изменении существенных условий службы руководитель государственной службы в письменном виде уведомляет государственного служащего не позднее чем за 60 календарных дней до изменения существенных условий государственной службы, кроме случаев повышения заработной платы.

Таким образом, работников, у которых состоялось изменение существенных условий оплаты труда (указаны выше), нужно в письменном виде уведомить о внедрении этих изменений. Такое уведомление происходит с момента издания приказа о введении в действие штатного расписания. Фактически изменять условия оплаты труда конкретному работнику нужно по истечении двухмесячного срока / 60 календарных дней с даты его уведомления об указанных изменениях или ранее, если работник согласится на эти изменения, о чем должен подать соответствующее заявление.

До истечения двухмесячного срока / 60 календарных дней с даты ознакомления работника с уведомлением об изменении существенных условий оплаты труда или меньшего срока, если работник согласится на новые условия раньше и подаст соответствующее заявление, за таким работником сохраняются все условия и гарантии, установленные до 01.05.2016 (оплата труда в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» и т. п.).

2. Порядок начисления заработной платы работникам с 01.05.2016 в связи со вступлением в силу Закона № 889

Приводим несколько примеров начисления заработной платы с 01.05.2016.

1. Изменение структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов.

К такой категории работников относятся те, у кого не только изменилась структура заработной платы, но и состоялось повышение должностных окладов [работники (государственные служащие) ГСА Украины и ее территориальных управлений, Высшей квалификационной комиссии судей Украины и отдельные работники аппаратов судов].

Для указанных работников с 01.05.2016 будут применяться новые условия оплаты труда, определенные Законом № 889 и новыми подзаконными нормативно-правовыми актами, в частности, постановлениями Кабинета Министров Украины от 06.04.2016 № 292 «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году», от 06.04.2016 № 289 «Об утверждении Положения о применении стимулирующих выплат государственным служащим». Учитывая требования части четвертой статьи 43 Закона № 889, уведомление об изменении существенных условий государственной службы (в части оплаты труда) таким работникам не предоставляется.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 № 100 (далее — Порядок № 100), в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с актами законодательства период до изменения структуры заработной платы исключается из расчетного периода.

То есть для расчета отпускных период начинается с 01.05.2016. Пример такого расчета приведен в совместном письме Министерства труда и социальной политики Украины и Министерства финансов Украины от 04.04.2006 № 2300/0/14-06/13-15 и № 31-18040-02-5/6826.

Определение понятия «изменение структуры заработной платы» приведено в письме Министерства труда и социальной политики Украины от 07.09.2009 № 538/13/84-09.

Дополнительно следует обратить внимание, что в соответствии с абзацем восьмым пункта 2 Порядка № 100 в случае, когда изменение структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти и органов местного самоуправления состоялось в период, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата, а также когда заработная плата в расчетном периоде не сохраняется, исчисление средней заработной платы проводится с учетом выплат, предусмотренных работнику согласно условиям оплаты труда, установленным после повышения должностных окладов.

То есть необходимо провести перерасчет отпускных, начисленных в апреле 2016 года, за период с 01.05.2016 при условии, что такой перерасчет не приведет к уменьшению начисленной суммы отпускных.

2. Уменьшение оклада и, как результат, общей суммы начисленной заработной платы (работники аппаратов судов) и изменение статуса государственного служащего на работника, выполняющего функции по обслуживанию, или работника патронатной службы.

Как отмечалось выше, с момента издания приказа о введении в действие штатного расписания таких работников необходимо уведомить об изменении существенных условий труда и в течение двух месяцев / 60 календарных дней с даты уведомления об указанных изменениях или меньшего срока, если работник согласится на эти изменения (о чем подал соответствующее заявление), за ними сохраняются все условия и гарантии, установленные до 01.05.2016. В течение такого переходного периода новый(ая)/очередной(ая) ранг государственного служащего не присваивается и надбавка за выслугу лет по Закону № 889 не устанавливается, поскольку работник не соглашается на новые условия оплаты труда.

Расчет отпускных таким работникам должен осуществляться на общих основаниях согласно Порядку № 100 за последние 12 месяцев, предшествующих событию. При этом следует применять корректирующий коэффициент согласно пункту 10 Порядка № 100 с учетом повышения должностных окладов, имевшего место в периоде, который будет приниматься в расчет.

Материальная помощь на оздоровление к ежегодному отпуску до момента перехода на новые условия в этот период должна предоставляться в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы работника.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 57 Закона № 889 государственным служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законом не предусмотрено более продолжительного отпуска, с выплатой пособия в размере среднемесячной заработной платы.

3. Об установлении стимулирующих и других выплат.

С момента перехода на новые условия оплаты труда к государственным служащим могут применяться нормы абзацев седьмого и восьмого пункта 14 Заключительных и переходных положений Закона № 889, согласно которым руководители государственной службы имеют право в случае уменьшения, в связи с установлением новых условий оплаты труда, размера заработной платы (без премии) у отдельных государственных служащих на время работы на занимаемой должности выплачивать в пределах расходов, предусмотренных на оплату труда, разницу между заработной платой, определенной по предыдущим условиям оплаты труда (без премии), и размером заработной платы, установленным по новым условиям оплаты труда.

При этом руководители государственной службы в течение двух лет со дня вступления в силу Закона № 889 в пределах экономии фонда оплаты труда имеют право устанавливать государственным служащим дополнительные стимулирующие выплаты в соответствии с Положением о применении стимулирующих выплат, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

В соответствии с пунктом 7 Заключительных и переходных положений Закона № 889 условия оплаты труда работников органов государственной власти, других государственных органов, их аппаратов (секретариатов), государственных предприятий, учреждений и организаций, органов власти Автономной Республики Крым, которые на день вступления в силу данного Закона являются государственными служащими и должности которых в соответствии с данным Законом не являются должностями государственной службы, определяются Кабинетом Министров Украины и не могут предусматривать уменьшение размера их заработной платы.

То есть эта норма применяется только к работникам, которые со вступлением в силу Закона № 889 утратят статус государственного служащего и соответственно приобретут статус работника, выполняющего функции по обслуживанию, или работника патронатной службы.

Поскольку порядок расчета заработной платы, которая не может быть уменьшена, законодательно не определен, то ГСА Украины рекомендует применять такой же порядок, как и для государственных служащих, т. е. рассчитанную разницу между заработной платой, определенной по предыдущим условиям оплаты труда, и размером заработной платы, установленным по новым условиям оплаты труда. За базовую величину такой заработной платы следует взять начисленную заработную плату за апрель 2016 года, рассчитанную за полностью отработанный месяц (без учета стимулирующих выплат).

4. Выплата других надбавок государственным служащим с 01.05.2016.

Частью второй статьи 50 Закона № 889 определено, что заработная плата государственного служащего состоит из:

1) должностного оклада;

2) надбавки за выслугу лет;

3) надбавки за ранг государственного служащего;

4) выплаты за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего государственного служащего в размере 50 процентов должностного оклада временно отсутствующего государственного служащего;

5) выплаты за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности государственной службы за счет экономии фонда должностного оклада по соответствующей должности;

6) премии (в случае установления).

Нормы актов Кабинета Министров Украины, определявшие условия оплаты труда государственных служащих до вступления в силу Закона № 889, не применяются с момента предоставления согласия работника на новые условия оплаты труда в соответствии со статьями 32, 97, 103 КЗоТ и статьей 43 Закона № 889 или истечения двухмесячного срока / 60 календарных дней с даты ознакомления работника с уведомлением об изменении существенных условий оплаты труда.

Таким образом, именно с момента установления новых условий оплаты труда выплата надбавок за почетное звание, за знание и использование в работе иностранного языка, доплаты за ученую степень, за ведение воинского учета и т. п. прекращается.

Что касается выплаты компенсации государственным служащим доплаты за работу в условиях режимных ограничений, то статьей 30 Закона Украины «О государственной тайне» предусмотрено, что в случае если по условиям своей профессиональной деятельности гражданин постоянно работает со сведениями, составляющими государственную тайну, ему должна предоставляться соответствующая компенсация за работу в условиях режимных ограничений, виды, размеры и порядок предоставления которой устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Положением о видах, размерах и порядке предоставления компенсации гражданам в связи с работой, предусматривающей доступ к государственной тайне, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.94 № 414, определены виды, размеры и порядок предоставления компенсации работникам органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов прокуратуры и других органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, которые по условиям своей профессиональной деятельности постоянно работают со сведениями, составляющими государственную тайну.

Таким образом, учитывая, что предоставление компенсации за работу в условиях режимных ограничений предусмотрено именно Законом Украины «О государственной тайне», а Законом № 889 не предусмотрены какие-либо ограничения по применению указанного Закона, ГСА Украины считает правомерным применение норм Закона Украины «О государственной тайне».

3. Оплата труда мобилизованному работнику

В соответствии с частью четвертой статьи 119 КЗоТ за работниками, которые были призваны во время мобилизации, на особый период, и которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с приемом на военную службу по контракту, но не более чем на срок заключенного контракта, сохраняются место работы, должность и средний заработок в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва. Таким работникам осуществляется выплата денежного обеспечения за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

При расчете среднего заработка мобилизованному работнику применяются нормы абзаца третьего пункта 2 Порядка № 100, в соответствии с которым среднемесячная заработная плата должна исчисляться исходя из выплат за последних 2 календарных месяца работы, предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата, т. е. исходя из фактически начисленных и оплаченных выплат, с которых удержаны налоги, взносы и сборы в соответствии с действующим законодательством.

При этом следует обратить внимание, что с целью недопущения снижения средней заработной платы в связи с повышением на предприятии, в учреждении, организации тарифных ставок, окладов пунктом 10 вышеуказанного Порядка № 100 предусмотрено, что в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Коэффициент корректировки определяется путем деления оклада, установленного работнику после повышения, на оклад, который был у работника до повышения.

Если повышение окладов состоялось в периоде, в течение которого за работником сохранялся средний заработок (в том числе мобилизованному работнику), такой заработок корректируется на коэффициент повышения за дни сохранения средней заработной платы, которые приходятся со дня повышения окладов (разъяснение ГСА Украины от 01.02.2016 № 11-682/16 в этой части не применять).

Если мобилизованный работник без перерыва продолжает военную службу по контракту, то для расчета средней заработной платы расчетный период остается тот же.

Справочно сообщаем, что разъяснение по оплате труда мобилизованным работникам приведено в письме Министерства социальной политики Украины от 11.01.2016 № 11/13/84-16.

4. Правомерно ли начислять судейское вознаграждение за весь период пребывания судьи в отпуске и выплачивать за 3 дня до еГО наступления, если это не отпускные, а судейское вознаграждение?

В соответствии со статьей 134 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» судьям предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 рабочих дней с выплатой, кроме судейского вознаграждения, помощи на оздоровление в размере должностного оклада. Судьям, имеющими стаж работы более 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней.

Таким образом, в период отпуска судьи ему выплачивается вознаграждение в расчете на количество рабочих дней пребывания судьи в отпуске в течение месяца, в котором судья находился в отпуске.

В то же время указанный Закон не содержит нормы о порядке (сроке) выплаты судейского вознаграждения во время пребывания судьи в отпуске.

В соответствии с пунктом 14 части первой статьи 92 Конституции Украины статус судей, составляющими которого является материальное и социально-бытовое обеспечение судей, определяется исключительно законами Украины.

Это корреспондируется с положениями части третьей статьи 8 Закона Украины «Об оплате труды», согласно которым условия, размер оплаты труда судей определяются законом.

В соответствии с частью четвертой статьи 115 КЗоТ и частью первой статьи 21 Закона Украины «Об отпусках» заработная плата работникам за все время ежегодного отпуска выплачивается не позднее чем за три дня до начала отпуска.

Поскольку действие КЗоТ и указанного Закона в части срока выплаты судейского вознаграждения за время отпусков не противоречит Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей», то можно применять соответствующую норму КЗоТ и Закона Украины «Об отпусках».

5. О помощниках судей

В соответствии с частью первой статьи 92 Закона № 889 должности помощников судей относятся к должностям патронатной службы.

Помощник судьи, как уже отмечалось, в письменном виде уведомляется об изменении существенных условий труда в связи с переводом в патронатную службу. В соответствии с частью четвертой статьи 92 Закона № 889 на работников патронатной службы распространяется действие законодательства о труде, кроме статей 391, 41 — 431, 492 КЗоТ.

Государственные гарантии права на отпуска, условия, продолжительность и порядок предоставления их работникам определены Законом Украины «Об отпусках». При этом неиспользованная часть отпусков работникам патронатной службы, которые на день вступления в силу Закона № 889 были государственными служащими, предоставляется в соответствии с нормами законодательства, действовавшего до 01.05.2016.

На период предупреждения указанной категории работников (до истечения двухмесячного срока / 60 календарных дней с даты ознакомления с уведомлением об изменении существенных условий оплаты труда или меньшего срока, если помощник согласится на новые условия раньше и подаст соответствующее заявление) оплата их труда, льготы, гарантии, компенсации, которые они имели в связи с наличием статуса государственного служащего, должны быть за ними сохранены в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.05.2016.

Учитывая, что порядок отбора помощников судей, определенный статьей 154 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», не изменялся, отсутствуют основания для представления судей в отношении помощников, занимавших эти должности по состоянию на 01.05.2016.

Дополнительно обращаем внимание, что:

в соответствии со статьей 13 Закона центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере государственной службы, в частности, предоставляет разъяснение по вопросам применения Закона № 889 и других нормативно-правовых актов в сфере государственной службы. На официальном веб-сайте Национального агентства Украины по вопросам государственной службы (http://www.guds.gov.ua) в разделе «Разъяснения» размещен ряд разъяснений по вопросам применения Закона № 889 и других нормативно-правовых актов в сфере государственной службы, в том числе о присвоении рангов;

для использования в работе изданы приказы ГСА Украины от 04.07.2016 № 131 «Об утверждении Положения об учетной политике» и № 132 «Об организации бухгалтерского учета», которые можно найти на официальном веб-портале «Судебная власть Украины» в разделе «Нормативно-правовая база»;

приказом Министерства социальной политики Украины от 13.06.2016 № 646 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 30.06.2016 № 903/29033) утверждено Типовое положение о премировании государственных служащих органов государственной власти, других государственных органов, их аппаратов (секретариатов).

Глава З. Холоднюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше