Министерство социальной политики рассмотрело письмо, касающееся применения постановления Кабинета Министров Украины от 6 апреля 2016 года № 292 «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году», и в пределах компетенции сообщает.
Что касается возможности выплаты надбавок за знание и использование в работе иностранного языка, доплаты за ученую степень, надбавки за почетное звание, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 г. № 268, то необходимо отметить следующее.
Закон Украины от 10 декабря 2015 года № 889-VIII «О государственной службе» вступил в силу с 1 мая 2016 года.
Частью второй статьи 50 указанного Закона Украины определено, что заработная плата государственного служащего состоит из:
— должностного оклада;
— надбавки за выслугу лет;
— надбавки за ранг государственного служащего;
— выплаты за дополнительную нагрузку в связи с исполнением обязанностей временно отсутствующего государственного служащего в размере 50 процентов должностного оклада временно отсутствующего государственного служащего; выплаты за дополнительную нагрузку в связи с исполнением обязанностей по вакантной должности государственной службы за счет экономии фонда должностного оклада по соответствующей должности; премии (в случае установления).
Во исполнение норм указанного Закона Кабинетом Министров Украины утверждена схема должностных окладов на должностях государственной службы в государственных органах, размеры надбавок за ранги государственных служащих и приравнивания должностей государственной службы ( постановление Кабинета Министров Украины от 6 апреля 2016 г. № 292 (с изменениями)).
При этом нормы актов Кабинета Министров Украины, определявшие условия оплаты труда государственных служащих до вступления в силу Закона Украины «О государственной службе», не применяются.
С целью избежания неоднозначного толкования норм законодательства и приведения актов Кабинета Министров Украины по вопросам оплаты труда в соответствие с Законом Украины «О государственной службе» разработан проект постановления Кабинета Министров Украины, которым предлагается признать утратившими силу некоторые акты Кабинета Министров Украины.
Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 6 апреля 2016 года № 292 «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» (с изменениями) к группе 4 оплаты труда относятся должности руководителей самостоятельных структурных подразделений других государственных органов, поэтому должностной оклад руководителя аппарата местной администрации должен определяться по этой группе, по нашему мнению, на уровне руководителя департамента, а заместителя руководителя аппарата — к группе 5 оплаты труда с соответствующим должностным окладом с учетом юрисдикции государственных органов.
Должности руководителей структурных подразделений и их заместителей в аппарате местной государственной администрации определяются как для руководителей структурных подразделений в составе департамента, службы, самостоятельного управления по группе 6 оплаты труда.
Что касается должности администратора, то на настоящий момент эта должность в приложении 3 не определена, поэтому до внесения соответствующих изменений предлагаем должностной оклад администратора определять на уровне государственного администратора (группа 6). Такие изменения на данный момент прорабатываются Минсоцполитики.
Должностные оклады государственных служащих районных в городе Киеве государственных администраций определяются как для государственных органов, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения.
В то же время отмечаем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, по своей природе они носят информационный, разъяснительный и рекомендательный характер и не должны устанавливать новые правовые нормы.
Заместитель Министра — руководитель аппарата В. Иванкевич
Комментарий редакции
Как установить оклады, надбавки госслужащим МГА после 01.05.2016 г.: разъяснения Минсоцполитики
В комментируемом письме специалисты Минсоцполитики изложили свое мнение по поводу следующих вопросов:
1. Выплачиваются ли госслужащим надбавка за знание и использование в работе иностранного языка, доплата за ученую степень, надбавка за почетное звание после 01.05.2016 г.?
2. К какой группе оплаты труда относятся должности руководителя аппарата местной государственной администрации (далее — МГА), заместителя руководителя аппарата МГА, руководителей структурных подразделений МГА и их заместителей?
3. Как определяются должностные оклады госслужащих районных государственных администраций в г. Киеве?
Рассмотрим их подробнее.
Госслужащему со знанием иностранного языка, учЕной степенью или почетным званием старые надбавки и доплаты с 1 мая 2016 года не положены
С 01.05.2016 г. Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889) диктует новые условия оплаты труда в первую очередь для госслужащих. В связи с этим возник резонный вопрос: можно ли с указанной даты госслужащим, на которых распространяется действие Закона № 889, начислять надбавку за знание и использование в работе иностранного языка, доплату за ученую степень, надбавку за почетное звание? Речь идет о тех выплатах, которые предусмотрены постановлением КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и прочих органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее — постановление № 268).
Из разъяснения, представленного в комментируемом письме, становится ясно: с 01.05.2016 г. выплаты, предусмотренные постановлением № 268, не начисляются госслужащим, на которых распространяется действие Закона № 889.
Далее посмотрим на аргументы в пользу такого вывода. Для этого акцентируем внимание на главном выводе комментируемого письма в отношении составляющих зарплаты госслужащих с 01.05.2016 г.: «нормы актов Кабинета Министров Украины, которые определяли условия оплаты труда государственных служащих до вступления в силу Закона № 889, не применяются».
Так вот, постановление № 268 было разработано задолго до вступления в силу Закона № 889. Следовательно, с 01.05.2016 г. выплаты, предусмотренные постановлением № 268 (в том числе надбавка за знание и использование в работе иностранного языка, доплата за ученую степень, надбавка за почетное звание), не начисляются госслужащим*, на которых распространяется действие Закона № 889.
* Аналогичный вывод в отношении выплаты доплаты за ученую степень ранее был сделан специалистом Минсоцполитики (см. «ОТ», 2016, № 10, с. 12).
Конечно же, в идеале такое предписание следует зафиксировать в самом постановлении № 268. На что Минсоцполитики в комментируемом письме отмечает: с целью приведения нормативно-правовых актов в соответствие с Законом № 889 разработан проект постановления КМУ, которым предполагается признать утратившими силу некоторые акты КМУ. Надеемся, что нормотворцы «не наломают дров», ведь постановление № 268 по-прежнему применяется для отдельных работников. Например, его нормы используют при начислении зарплаты должностных лиц и служащих органов местного самоуправления.
Итак, с применением постановления № 268 (а именно с запретом на применение его положений для госслужащих, на которых распространяется Закон № 889) разобрались. Но нам предстоит выяснить еще один вопрос: может быть, надбавка за знание и использование в работе иностранного языка, доплата за ученую степень, надбавка за почетное звание предусмотрены Законом № 889 и входят в состав зарплаты госслужащих? Давайте выяснять.
С 01.05.2016 г. оплату труда госслужащих, на которых распространяется действие Закона № 889, осуществляют согласно ст. 50 — 52 этого Закона. Кроме того, в 2016 году в этом вопросе следует также руководствоваться нормативными документами, разработанными под нормы Закона № 889: постановлением КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» от 06.04.2016 г. № 292 (далее — постановление № 292) и Положением о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденным постановлением КМУ от 06.04.2016 г. № 289 (далее — Положение № 289).
Так вот, в ст. 50 Закона № 889 оговорены составляющие зарплаты госслужащего, оплата труда которого осуществляется согласно этому Закону:
— должностной оклад;
— надбавка за выслугу лет;
— надбавка за ранг госслужащего;
— выплата за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего госслужащего (при выполнении такого дополнительного объема работ);
— выплата за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности госслужбы (при выполнении такого дополнительного объема работ);
— премия (в случае установления).
Именно на такую структуру зарплаты госслужащего согласно новой нормативной базе указывает Минсоцполитики в комментируемом письме.
Мы же дополним этот перечень выплатами, которые могут осуществляться госслужащим, подпадающим под действие Закона № 889, согласно новой нормативной базе: денежная помощь при предоставлении ежегодного основного отпуска (ст. 57), материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов* (ч. 2 ст. 54), а также дополнительные стимулирующие выплаты (надбавка за интенсивность труда и надбавка за выполнение особо важной работы), предусмотренные Положением № 289.
* Порядок предоставления и размер такой помощи должен утвердить КМУ. На момент подготовки материала в номер такого нормативного документа нет.
Итак, с 01.05.2016 г. госслужащим, на которых распространяется действие Закона № 889, осуществляются выплаты, предусмотренные этим Законом, постановлением № 292 и Положением № 289. Как видим, новой нормативно-оплатной базой не предусмотрены надбавка за знание и использование в работе иностранного языка, доплата за ученую степень, надбавка за почетное звание. Это значит, что с 01.05.2016 г. указанные надбавки и доплату нельзя выплачивать госслужащим, на которых распространяется действие Закона № 889.
Справедливости ради отметим, что существуют отдельные исключительные надбавки, которые выплачиваются госслужащим и после 01.05.2016 г. О них отдельно поговорим в комментарии к письму Минсоцполитики от 03.06.2016 г. № 8072/0/14-16/13 (см. с. 8 этого номера).
К какой группе оплаты труда отнести должности руководителей аппарата МГА, их заместителей, руководителей структурных подразделений МГА?
Руководитель аппарата МГА и его заместитель. Проблема с определением должностного оклада руководителя аппарата МГА и его заместителя заключается в том, что о них забыли при отнесении должностей госоргана к соответствующей группе оплаты труда ( ст. 51 Закона № 889 и постановление № 292). Но несмотря на это зарплату им начислять все же нужно.
Специалисты Минсоцполитики в комментируемом письме рекомендуют должностной оклад руководителя аппарата МГА определять по группе 4 оплаты труда на уровне руководителя департамента, а заместителя руководителя аппарата МГА — по группе 5 оплаты труда с соответствующим должностным окладом с учетом юрисдикции государственных органов.
Руководители структурных подразделений МГА и их заместители. Остановимся подробнее на вопросе отнесения должностей руководителей структурных подразделений МГА к соответствующим группам оплаты труда.
Постановление № 292 предусматривает определенную градацию в установлении должностных окладов в зависимости от самостоятельности подразделения (см. схему на с. 6).
К сожалению, определение самостоятельности структурного подразделения МГА в действующем законодательстве отсутствует. В ст. 5 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV (далее — Закон № 586) говорится, что состав МГА формируют главы МГА, они же и определяют структуру администрации.
Типовое положение о структурном подразделении местной государственной администрации утверждено постановлением КМУ от 26.09.2012 г. № 887 (далее — постановление № 887). Пунктами 4 и 15 этого постановления установлено:
«Вид структурного подразделения (департамент, управление, отдел, сектор, другое структурное подразделение, предусмотренное законом) и его статус как юридического лица публичного права определяются председателем местной госадминистрации.
<…>
Структурные подразделения, созданные как юридические лица публичного права, имеют самостоятельный баланс, счета в органах Казначейства, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, собственные бланки.»
Как видим, о статусе самостоятельности — ни слова. Статус самостоятельности упоминается в постановлении КМУ «Об упорядочении структуры аппарата центральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и местных государственных администраций» от 12.03.2005 г. № 179 (далее — постановление № 179). В этом постановлении определены такие виды самостоятельных подразделений:
— управление (самостоятельный отдел) — структурное подразделение одноотраслевого или однофункционального направления;
— самостоятельный сектор — структурное подразделение, которое создается для выполнения заданий по отдельным направлениям деятельности органа исполнительной власти, функции которого невозможно соединить с функциями других структурных подразделений.
То есть согласно постановлению № 887 структурное подразделение МГА может иметь статус юридического лица публичного права или не иметь такого статуса, а постановлением № 179 самостоятельность определена в качестве функциональной направленности работы подразделения.
По нашему мнению, в этом вопросе следует исходить из норм соответствующего отраслевого положения о конкретном структурном подразделении или из вопроса подчиненности и функциональной нагрузки.
Например, Общим положением про юридическую службу министерства, другого органа исполнительной власти, государственного предприятия, учреждения и организации, утвержденным постановлением КМУ от 26.11.2008 г. № 1040, определено, что юридическая служба органа исполнительной власти, предприятия создается как самостоятельное структурное подразделение. Обратите внимание: самостоятельное, хотя и не создается как юридическое лицо публичного права.
То же самое определено и в приказе Минюста от 10.02.2012 г. № 232/5, которым утверждено Типовое положение об архивном подразделении государственного органа, органа местного самоуправления, государственного и коммунального предприятия, учреждения и организации.
Относительно должностей, которые предусмотрены в аппарате МГА, следует указать, что ст. 44 Закона № 586 определено: для правового, организационного, материально-технического и другого обеспечения деятельности МГА, подготовки аналитических, информационных и других материалов, систематической проверки выполнения актов законодательства и распоряжений МГА, предоставления методологической и другой практической помощи МГА и органам местного самоуправления главой МГА создается аппарат МГА в пределах выделенных бюджетных средств.
То есть структурные подразделения аппарата МГА обеспечивают основную деятельность районной государственной администрации, не осуществляя непосредственно полномочия и компетенцию МГА. Но они все равно являются структурными, поскольку находятся в структуре МГА.
Поэтому, на наш взгляд, должности начальника отдела экономики, образования, культуры, ЖКХ и т. п. и их заместителей следует отнести к группам 4 и 5 оплаты труда соответственно.
В комментируемом же письме специалисты Минсоцполитики считают, что должности руководителей структурных подразделений и их заместителей в аппарате МГА определяются как для руководителей структурных подразделений в составе департамента, службы, самостоятельного управления по группе 6 оплаты труда.
Однако, это разъяснение в части руководителей структурных подразделений аппарата МГА входит в противоречие с нормой, изложеной во втором предложении ч. 4 ст. 44 Закона № 586, которой предусмотрено, что руководители структурных подразделений аппарата МГА по условиям оплаты труда приравниваются к руководителям управлений, отделов и других структурных подразделений МГА.
Отметим, что в 2007 году это положение исключили из Закона № 586, но Конституционный Суд Украины определил такое исключение неконституционным, поэтому на сегодняшний день оно таки действующее.
Из этого следует, что руководитель структурного подразделения аппарата МГА может по условиям оплаты труда приравниваться к группе 4 оплаты труда по решению руководителя государственной службы (см. п. 4 примечания к схеме должностных окладов на должностях государственной службы по группам оплаты труда с учетом юрисдикции государственных органов, утвержденной постановлением № 292).
Вместе с тем специалисты Минсоцполитики рекомендуют относить должности руководителя структурного подразделения аппарата МГА и его заместителей к группе 6 оплаты труда. Кстати, КМУ разработан проект постановления «О внесении изменений в постановления КМУ от 6 апреля 2016 г. № 292 и от 5 апреля 2016 г. № 323» и передан на обсуждение СПО объединения профсоюзов, в котором изложена такая же позиция по этому вопросу. Согласится ли СПО объединения профсоюзов с такой позицией и будет ли принято постановление КМУ с тем текстом, который заложен в проект, покажет время. Ну а мы со своей стороны обязательно уведомим вас об окончательном решении этого наболевшего вопроса.
Как определяются должностные оклады госслужащих районных государственных администраций в г. Киеве?
Согласно схеме должностных окладов на должностях государственной службы по группам оплаты труда, определенной в приложении 1 к постановлению № 292, должностные оклады госслужащих определяются с учетом юрисдикции государственных органов:
— вся территория Украины (колонка 3);
— территория одной или нескольких областей, г. Киева или г. Севастополя (колонка 4);
— территория одного или нескольких районов, городов областного значения (колонка 5).
Причем чем шире юрисдикция госоргана, тем соответственно больше размер должностного оклада госслужащего.
Вопрос заключается в следующем: по какой колонке определять размеры должностных окладов госслужащих РГА в г. Киеве — по колонке 4 или колонке 5?
Ответ специалистов Минсоцполитики таков: должностные оклады госслужащих РГА в г. Киеве нужно определять по колонке 5.
Андрей МАЦОКИН, главный редактор журнала «Держслужбовець»
Людмила БЕЛЕВЦОВА, эксперт по вопросам оплаты труда