Для начала разберемся с нормативной базой, которой следует руководствоваться при начислении зарплаты госслужащим с 01.05.2016 г. Так, с указанной даты вступил в силу Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889), нормы которого предполагают новый подход к оплате труда госслужащих.
Таким образом, с 01.05.2016 г. оплату труда госслужащих, на которых распространяется действие Закона № 889, осуществляют согласно ст. 50 — 52 Закону № 889, а также в этом вопросе в 2016 году следует учитывать требования других нормативных документов, разработанных под новый Закон о госслужбе, — постановления КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» от 06.04.2016 г. № 292 (далее — постановление № 292, см. «ОТ», 2016, № 8, с. 7) и Положения о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденного постановлением КМУ от 06.04.2016 г. № 289 (далее — Положение № 289, см. «ОТ», 2016, № 8, с. 12).
Вместе с тем с 01.05.2016 г. госслужащие, оплата труда которых должна проводиться согласно Закону № 889, не пользуются положениями постановления КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и прочих органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее — постановление № 268). Ведь для них предусмотрены специально принятые под Закон № 889 нормативные документы, как то постановление № 292 и Положение № 289.
Это не значит, что постановление № 268 утратило силу. Дело в том, что его нормы содержат предписания для начисления зарплаты, в частности, работникам органов местного самоуправления. Но для целей определения суммы и составляющих зарплаты госслужащим, на которых распространяется Закон № 889, оно не применяется.
Теперь переходим к рассмотрению вопроса о правомерности выплаты госслужащему, на которого распространяется действие Закона № 889, доплаты за наличие ученой степени с 01.05.2016 г. Действительно, п.п. 2 п. 3 постановления № 268 предусматривалось, что госслужащим может осуществляться доплата за ученую степень кандидата или доктора наук в размере соответственно 5 и 10 % должностного оклада. При этом доплата за ученую степень выплачивалась, если деятельность госслужащего совпадала по профилю с имеющейся ученой степенью.
Однако, как уже отмечалось, с 01.05.2016 г. при оплате труда госслужащих, на которых рспространяется действие Закон № 889, не применяется постановление № 268. Следовательно, в этом вопросе нужно обратиться к нормам новой нормативно-правовой базы, касающейся оплаты труда госслужащих.
В ст. 50 Закона № 889 приведена структура зарплаты. Так, с 01.05.2016 г. зарплата госслужащего состоит из:
— должностного оклада;
— надбавки за выслугу лет;
— надбавки за ранг госслужащего;
— выплаты за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего госслужащего (при выполнении такого дополнительного объема работ);
— выплаты за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности госслужбы (при выполнении такого дополнительного объема работ);
— премии (в случае установления).
Кроме того, госслужащему могут выплачиваться денежная помощь при предоставлении ежегодного основного отпуска ( ст. 57 Закона № 889), материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов ( ч. 2 ст. 54 Закона № 889), а также дополнительные стимулирующие выплаты (надбавка за интенсивность труда и надбавка за выполнение особо важной работы), предусмотренные Положением № 289.
Как видим, новой нормативной базой в сфере госслужбы среди составляющих зарплаты госслужащих не названа доплата за ученую степень. Следовательно, с 01.05.2016 г. такая доплата госслужащим, на которых распространяется действие Закона № 889, не выплачивается.
Обращаем ваше внимание еще на одно важное положение п. 14 Заключительных и переходных положений Закона № 889. Согласно этому пункту руководители госслужбы имеют право в случае уменьшения в связи с установлением новых условий оплаты труда размера зарплаты (без премии) у отдельных госслужащих на время работы на занимаемой должности выплачивать им в рамках расходов, предусмотренных на оплату труда, разницу между зарплатой, определенной согласно предыдущим условиям оплаты труда (без премии), и размером зарплаты, установленным согласно новым условиям оплаты труда.
Вывод: С 01.05.2016 г. при начислении зарплаты госслужащим, на которых распространяется действие Закона № 889, необходимо использовать нормы Закона № 889 и разработанные под него нормативно-правовые акты ( постановление № 292, Положение № 289). Тогда как нормы постановления № 268 теперь не распространяются на госслужащих, оплата труда которых теперь определяется согласно Закону № 889. Значит, начиная с 01.05.2016 г. выплаты, виды и размер которых предусмотрены постановлением № 268, госслужащим, на которых распространяется действие Закона № 889, не осуществляются.