Действительно, в связи со вступлением в силу Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889) отдельные должности, которые согласно Закону Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII (далее — Закон № 3723) считались должностями госслужбы, перейдут к категории должностей работников госорганов, выполняющих функции по обслуживанию.
Это отразится на оплате труда и гарантиях для работников, занимающих указанные должности. Как видим, изменяется статус должности (должность госслужбы → должность обслуживающего персонала госоргана) и трудооплатные моменты по ней. При указанных обстоятельствах речь идет об изменении существенных условий труда.
В разъяснении Комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления* указывалось: работники госорганов, которые имели статус госслужащих в соответствии с Законом № 3723 и со вступлением в силу Закона № 889 утратили такой статус, должны уведомляться об изменении существенных условий труда в порядке, предусмотренном ст. 32 КЗоТ.
* См. разъяснение и комментарий редакции к нему в «ОТ», 2016, № 9, с. 7. — Примеч. ред.
Напомним: в соответствии с ч. 3 ст. 32 КЗоТ работника необходимо уведомить об изменении существенных условий труда не позднее чем за два месяца. Важно! В течение указанного двухмесячного срока за работниками сохраняются предыдущие условия оплаты труда, а также гарантии и льготы**. В то время как новые условия труда начнут применяться только после окончания срока уведомления.
** Считаем, что двухмесячный срок предупреждения должен быть включен в стаж государственной службы, поскольку в этот период работник продолжает исполнять обязанности госслужащего и оплату труда за этот период осуществляют как для госслужащего + сохраняется пакет гарантий и льгот как для должностей госслужбы. — Примеч. ред.
В течение срока уведомления работник должен определиться: согласен он работать по новым условиям труда или нет. Если работник не желает продолжать работать после введения новых условий труда, то трудовой договор с ним прекращают на основании п. 6 ст. 36 КЗоТ. В общем случае увольнение должно состояться по окончании двухмесячного срока. Но по желанию работника его допустимо уволить по п. 6 ст. 36 КЗоТ в любой момент в течение двухмесячного срока предупреждения.
Если работник не заявил о своем увольнении по п. 6 ст. 36 КЗоТ в течение двух месяцев, то после окончания срока предупреждения он продолжает работать уже по новым условиям труда (желательно все же получить письменное согласие работника о продолжении работы после изменения существенных условий труда).
Уведомление об изменении существенных условий труда не позднее чем за два месяца, предусмотренное ч. 3 ст. 32 КЗоТ, является гарантией для работников, которую должен обеспечить работодатель.
Внимание! Если требование ч. 3 ст. 32 КЗоТ в части уведомления выполнено работодателем, но стороны трудового договора (работник и работодатель) пришли к согласию о введении новых условий труда до окончания двухмесячного срока предупреждения, то работник может начать работать по новым условиям труда и до окончания этого срока.
Следовательно, в рассматриваемом случае для работников, должности которых изменяют статус «должность госслужбы → должность обслуживающего персонала госоргана», можно ввести новые условия труда как для работников обслуживающего персонала госоргана и до окончания двухмесячного срока. Главное требование: работник дал письменное согласие на это и руководство госоргана также согласилось.
Отметим: при наличии обстоятельств, изложенных в ч. 3 ст. 32 КЗоТ, издают приказ об изменении существенных условий труда, где, в частности, указывают, что в связи со вступлением в силу Закона № 889 соответствующая должность госслужбы будет считаться должностью работника госоргана, выполняющего функции по обслуживанию. Данный приказ должен быть издан даже в том случае, когда название должности не изменяется, ведь модифицируется именно статус этой должности со всеми «трудо-оплатными и льгото-гарантийными» последствиями.