Да, возможно. Объясним свой вывод.
Выплата надбавки за выслугу лет работникам территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг) (далее — терцентр) предусмотрена Порядком выплаты надбавки за выслугу лет работникам государственных и коммунальных учреждений социальной защиты населения, утвержденным приказом Минсоцполитики от 15.06.2011 г. № 239 (далее — Порядок № 239).
В соответствии с п. 2 этого Порядка размеры надбавки в процентах в зависимости от стажа работы для работников терцентров составляют:
Стаж работника, лет | Размер надбавки за выслугу лет, % |
Более 3 | 10 |
Более 10 | 20 |
Более 20 | 30 |
Перечень должностей работников, имеющих право на установление надбавки за выслугу лет, определен п. 3 Порядка № 239. В частности, надбавка за выслугу лет выплачивается руководителям учреждений социальной защиты населения и их заместителям по основному виду деятельности, руководителям структурных подразделений и их заместителям по социальной, психологической, педагогической, физической, медицинской, трудовой, профессиональной реабилитации, предоставлению социальных (социальномедицинских) услуг (помощей), социальному обслуживанию, медицинскому сопровождению, наблюдению, обеспечению стационарного проживания и т. п., кроме тех, которые имеют право на выплату надбавки (доплаты) за стаж работы (выслугу лет) на других основаниях.
Начисление и выплата «выслужной» надбавки осуществляется ежемесячно за фактически отработанное время по основному месту работы и по совместительству. Установление надбавки за выслугу лет или изменение ее размера проводится с начала месяца, следующего за месяцем работы, в котором возникло такое право. Исчисляется такая надбавка исходя из должностного оклада работника с учетом повышений и без учета других надбавок и доплат.
В стаж работы, предоставляющий право на установление надбавки за выслугу лет, включается ( п. 4 Порядка № 239):
— время работы на соответствующих должностях в государственных и коммунальных заведениях социальной защиты населения Украины, СССР и союзных республик СССР;
— время работы в государственных и коммунальных учреждениях, заведениях и организациях, независимо от подчиненности, на должностях, определенных в п. 3 данного Порядка, при условии, что оплата труда таких работников осуществляется в соответствии с условиями оплаты труда работников государственных и коммунальных учреждений социальной защиты населения;
— время, отведенное на повышение квалификации с отрывом от работы, если работник до и после направления на повышение квалификации работал на должностях, определенных в п. 3 данного Порядка;
— время срочной военной службы, если работник до призыва на военную службу работал на должностях, определенных в п. 3 данного Порядка;
— время отпуска для ухода за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, а в случае, когда ребенок нуждается в домашнем уходе, — период отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком 6-летнего возраста, или когда ребенок болен сахарным диабетом I типа (инсулинозависимый) — не более чем до достижения ребенком 16-летнего возраста;
— время, когда работник фактически не работал, но за ним согласно законодательству сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично.
Мы озвучили основные нормы Порядка № 239 об установлении надбавки за выслугу лет. Относительно самого права на такую надбавку определяющим условием является наличие должности среди перечня должностей, указанных в п. 3 Порядка № 239, и необходимого стажа работы.
Может ли заведующий отделением адресной натуральной и денежной помощи терцентра рассчитывать на «выслужную» надбавку? Здесь отметим следующее.
В перечне работников, которым предусмотрено установление «выслужной» надбавки ( п. 3 Порядка № 239), прямого упоминания о заведующем отделением адресной натуральной и денежной помощи нет, но есть ссылка на руководителей структурных подразделений, в частности по предоставлению социальных услуг.
В соответствии с п.п. 1 п. 9 Типового положения о территориальном центре социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1417, в терцентре могут создаваться следующие структурные подразделения (отделения):
— социальной помощи на дому;
— дневного пребывания;
— стационарного ухода для постоянного или временного проживания;
— организации предоставления адресной натуральной и денежной помощи.
Другие тонкости находим в Перечне социальных услуг, условиях и порядке их предоставления структурными подразделениями территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденном постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1417 (далее — Перечень соцуслуг).
Так, согласно п. 1 этого Перечня терцентр предоставляет следующие социальные услуги: уход на дому, уход стационарный, дневной уход,социальную адаптацию. Это перечень обязательных услуг терцентра. Наряду с ними в указанной норме конкретизирован перечень прочих соцуслуг, среди которых, в частности, названы социально-экономические (в форме предоставления натуральной или денежной помощи).
Отделение организации предоставления адресной натуральной и денежной помощи терцентра возглавляет заведующий, назначаемый на должность и увольняемый с нее директором терцентра по согласованию с начальником соответствующего структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения местной госадминистрации или исполнительного органа городского, районного в городе совета. Заведующий отделением должен иметь высшее образование (магистр, специалист) соответствующего направления подготовки и стаж работы не менее трех лет (п. 61 Перечня соцуслуг).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, если в терцентре функционирует отделение адресной натуральной и денежной помощи, то его заведующий как руководитель структурного подразделения имеет право на установление «выслужной» надбавки в соответствии с Порядком № 239.
При подсчете необходимого стажа (как минимум 3 года) для установления надбавки за выслугу лет заведующему отделением адресной натуральной и денежной помощи терцентра обратите внимание на уточнение, приведенное в п. 4 Порядка № 239. Оно предусматривает возможность зачисления в «надбавочный» стаж времени работы в государственных и коммунальных учреждениях соцзащиты, независимо от подчиненности, на должностях, определенных в п. 3 Порядка № 239, при условии, что оплата труда таких работников осуществляется в соответствии с условиями оплаты труда работников государственных и коммунальных учреждений социальной защиты населения.
Условия оплаты труда работников государственных и коммунальных учреждений социальной защиты населения, в том числе и работников терцентров, определены совместным приказом Минтруда и Минздрава «Об упорядочении условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения» от 05.10.2005 г. № 308/519 (ср. ). В частности, п.п. 2.2.4 этих Условий содержит порядок установления тарифного разряда заведующему отделением адресной натуральной и денежной помощи.
Вывод: При наличии необходимого стажа работы работнику, занимающему должность заведующего отделением адресной натуральной и денежной помощи терцентра, правомерно установить надбавку за выслугу лет в соответствии с Порядком № 239.