Темы статей
Выбрать темы

О сроке давности для применения финансовых санкций за нарушение трудового законодательства

Государственная служба по вопросам труда
Письмо от 29.12.2017 г. № 12291/4/4.1-ДП17

Департамент по вопросам труда Гоструда рассмотрел Ваше письмо и сообщает.

Статьей 265 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ Украины) предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность согласно действующему законодательству.

Юридические и физические лица — предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случаях, предусмотренных частью второй статьи 265 КЗоТ Украины.

Указанные штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным главой 27 Хозяйственного кодекса Украины.

Штрафы, указанные в части второй статьи 265 КЗоТ Украины, налагаются в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Украины от 17 июля 2013 года № 509, в соответствии с которым штрафы налагаются Председателем Гоструда, его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями (по вопросам, которые относятся к их компетенции), начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями, руководителями исполнительных органов городских советов городов областного значения, сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад и их заместителями.

Штрафы могут быть наложены на основании:

— решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, в учреждении, организации;

— акта о выявлении в ходе проверки субъекта хозяйствования или работодателя признаков нарушения законодательства о труде и/или занятости населения, составленного должностным лицом Гоструда или ее территориального органа, исполнительного органа городского совета города областного значения и сельского, поселкового, городского совета объединенной территориальной громады;

— акта документальной выездной проверки ГФС, ее территориального органа, в ходе которой обнаружены нарушения законодательства о труде.

Порядок осуществления государственного контроля за сюблюдением законодательства о труде утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2017 года № 295. Указанным Порядком не предусмотрен и не установлен период, за который может осуществляться инспекционное посещение.

Статьей 16 Конвенции Международной организации труда № 81 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле, ратифицированной Законом Украины от 08.09.2004 № 1985-IV, предусмотрено, что инспекции на предприятиях проводятся так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих правовых норм.

Таким образом, сроки применения штрафных санкций в соответствии с частью второй статьи 265 КЗоТ Украины действующим законодательством не установлены.

Директор И. Дегнера

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Есть ли срок давности для «трудовых» штрафов: мнения Минсоцполитики и Гоструда разошлись

Работодатели несут ответственность за нарушение законодательства о труде в виде штрафов согласно ст. 265 КЗоТ (в новой редакции эта статья изложена с 01.01.2015 г.). Размеры таких штрафов приведены в ч. 2 ст. 265 КЗоТ. О размерах «трудовых» штрафов для 2018 года мы рассказывали в спецвыпуске «ОТ», 2018, № 4/1, с. 7.

В ч. 3 ст. 265 КЗоТ указано: штрафы, наложение которых предусмотрено ч. 2 ст. 265 КЗоТ, являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным гл. 27 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ). Следовательно, на «трудовые» штрафы не распространяются строки давности для применения административно-хозяйственных санкций, указанные в ст. 250 ХКУ.

При этом ни в ст. 265 КЗоТ, ни в других положениях этого Кодекса не сказано о сроках давности для применения финансовых санкций к работодателю за нарушение трудового законодательства.

Однако о сроках давности для применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) идет речь в ст. 114 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). В соответствии с этой статьей предельные сроки применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к плательщикам налогов соответствуют срокам давности для начисления налоговых обязательств (1095 дней или 3 года).

Поэтому у нас возникли вопросы: «Предусмотрены ли предельные сроки для применения финансовых санкций (штрафов) за нарушение трудового законодательства, указанных в ч. 2 ст. 265 КЗоТ, которые были совершены начиная с 01.01.2015 г. или совершены ранее, но являются длящимися? Можно ли при определении такого предельного срока руководствоваться сроками давности для применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов), предусмотренных НКУ?».

Эти вопросы мы адресовали Минсоцполитики и Гоструда. Первым откликнулось Министерство.

Так, Минсоцполитики в письме от 05.01.2018 г. № 8/0/22-18/134 (см. спецвыпуск «ОТ», 2018, № 4/1, с. 5), отвечая на наш запрос, отметило: в вопросе определения сроков давности для применения финансовых санкций, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, следует руководствоваться общими сроками давности. При этом общими сроками давности, по мнению Министерства, являются сроки давности, указанные в ст. 114 НКУ, а именно 1095 дней или 3 года.

На основании таких доводов, приведенных в вышеупомянутом письме, получаем позицию Минсоцполитики: срок давности для применения финансовых санкций (штрафов) к работодателю за нарушение трудового законодательства, совершенное после 01.01.2015 г. или совершенное ранее и являющееся длящимся, составляет 1095 дней или 3 года.

Подчеркнем, что позиция Минсоцполитики построена на применении сроков давности, указанных в НКУ. Однако НКУ определяет ответственность за нарушение налогового законодательства (п. 1.1 НКУ). В рассматриваемой же ситуации речь идет об ответственности за нарушение трудового законодательства. Следовательно, нельзя считать однозначным подход Минсоцполитики в определении срока давности для применения «трудовых» штрафов.

Поэтому в сложившейся ситуации так важно услышать позицию Гоструда. Ведь, по сути, именно это ведомство является главным контролирующим органом в сфере трудовых отношений.

В комментируемом письме, которое является ответом на наш запрос, Гоструда изложило свое мнение о сроке давности для применения «трудовых» штрафов.

Важно! Гоструда считает, что действующим законодательством не установлены сроки давности для применения финансовых санкций за нарушение трудового законодательства.

Как видим, Гоструда (в отличие от Минсоцполитики) считает неприемлемым применение сроков давности, установленных ст. 114 НКУ (1095 дней или 3 года), к финансовым санкциям за нарушение трудового законодательства.

В подтверждение своего мнения Гоструда в комментируемом письме ссылается на Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295 (ср. ). Как указано в комментируемом письме и письме Гоструда от 08.09.2017 г. № 9150/4/4.1-ДП-17, этим Порядком не предусмотрен и не установлен период, за который может осуществляться инспекционное посещение.

Значит, Гоструда и ее территориальные органы, исполнительные органы городских советов городов областного значения, сельские, поселковые, городские советы объединенных территориальных громад (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений) в случае инспекционного посещения работодателя могут охватывать неограниченный промежуток времени. Следовательно, при обнаружении нарушений трудового законодательства на работодателя может быть наложен штраф независимо от того, сколько времени прошло с момента осуществления такого нарушения.

Что имеем в итоге? Минсоцполитики придерживается точки зрения, что срок давности для применения финансовых санкций за нарушение трудового законодательства составляет 1095 дней или 3 года. А вот Гоструда выступает за отсутствие срока давности для применения «трудовых» штрафов. Мы советуем прислушаться к Гоструда, поскольку, как уже указывалось, именно это ведомство остается главным контролирующим органом в области соблюдения трудового законодательства.

Людмила БЕЛЕВЦОВА, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше