Темы статей
Выбрать темы

О реализации ОМС полномочий по контролю за соблюдением законодательства о труде

Государственная служба по вопросам труда
Письмо от 13.02.2018 г. № 1040/4/4.1-ДП-18

26.04.2017 постановлением Кабинета Министров Украины № 295 «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» утверждены Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок контроля) и Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде. Постановление вступило в силу 16.05.2017 и обнародовано в издании «Офіційний вісник України» от 16.05.2017 № 38.

Пунктом 2 Порядка контроля определено, что государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспекций инспекторами труда:

Гоструда и ее территориальных органов;

исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений) (далее — исполнительные органы советов).

С целью обеспечения реализации указанных полномочий городские советы городов областного значения, сельские, поселковые, городские советы объединенных территориальных громад (далее — ОМС) могут принять в соответствии со статьей 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» решение:

о создании структурного подразделения, на которое будет возлагаться обязанность осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде, определить его численность и структуру;

о введении должности (должностей) с полномочиями инспектора труда;

о возложении обязанностей инспектора труда на одну (несколько) из существующих должностей (при условии возможности выполнения других полномочий без вреда для выполнения контрольных функций).

В соответствии с пунктом 9 раздела «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» внесены изменения в Закон Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон № 1728), в частности действие Закона № 1728 продлено до 31 декабря 2018 года и изменена редакция статьи 6, согласно которой действие этого Закона не распространяется на отношения, которые возникают при проведении мероприятий надзора (контроля) органами, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины. По состоянию на 08.02.2018 акт Кабинета Министров Украины об установлении такого перечня органов государственного надзора (контроля) не обнародован.

В соответствии с частью второй статьи 3 Закона № 1728 внеплановое мероприятие государственного надзора (контроля) осуществляется на основании обоснованного обращения физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав и проводится органом государственного надзора (контроля) по согласованию с Государственной регуляторной службы Украины.

Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день как Гоструда, так и исполнительные органы городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад в случае поступления обоснованного обращения физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав должны обращаться в Государственную регуляторную службу Украины для соответствующего согласования.

Директор И. Дегнера

Комментарий редакции

«Трудовые» проверки ОМС: кого назначить ответственным за проведение и есть ли запрет в 2018 году

С 01.01.2017 г. действует норма ч. 3 ст. 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР. В ней указано, что исполнительные органы городских советов городов областного значения и объединенных территориальных громад наделены полномочиями:

— осуществлять на соответствующих территориях контроль за соблюдением законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством;

— налагать штрафы за нарушение законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством.

При этом в Порядке осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденном постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295 (далее — Порядок № 295, постановление № 295), конкретизировано, какие именно вопросы могут контролировать «местные» органы. Так, инспекторы труда исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад (далее — ГОЗ, ОТГ) могут проводить инспекционные посещения и невыездные инспектирования (далее — трудовое инспектирование) по вопросам своевременной и в полной объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений (п. 2 Порядка № 295).

Заметим, что для ГОЗ и ОТГ при осуществлении их полномочий по трудовому инспектированию положения постановления № 295 носят рекомендательный характер (п. 3 этого постановления). Поскольку других более подробных нормативных предписаний о проведении ими трудового инспектирования нет, ГОЗ и ОТГ для целей проведения трудового инспектирования стоит принять к сведению Порядок № 295. Кроме того, указанным «местным» органам необходимо учесть Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509.

С возможностью осуществлять трудовое инспектирование уполномоченными лицами ГОЗ и ОТГ в 2017 году мнения разделились. Связано это было с нормами Закона Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 03.11.2016 г. № 1728-VIII (далее — Закон № 1728) в редакции, действовавшей в 2017 году.

Так, в ст. 6 Закона № 1728 в редакции 2017 года перечислялись органы, на которые мораторий на проведение надзора (контроля) в 2017 году не распространялся. В числе таких органов значились Гоструда и ее территориальные органы. А вот ГОЗ и ОТГ там не было (письмо Минсоцполитики от 26.04.2017 г. № 8830/0/2-17/28). Следовательно, по идее, на них распространялся мораторий на проведение трудового инспектирования, т. е. согласно этому подходу ГОЗ и ОТГ не могли осуществлять трудовое инспектирование в 2017 году.

Но существовала и другая точка зрения. Гоструда (письмо от 08.09.2017 г. № 9135/4/4.1-ДП-17) полагала, что ГОЗ и ОТГ исполняют делегированные полномочия по контролю за соблюдением трудового законодательства. Из этого следовало, что Закон № 1728 не распространяется на ГОЗ и ОТГ, а значит, они могли осуществлять трудовое инспектирование в 2017 году.

Однако дебаты о возможности проведения трудового инспектирования ГОЗ и ОТГ остались в 2017 году. Дело в том, что с 01.01.2018 г. начали действовать существенные правки в Закон № 1728. В частности, в ст. 6 Закона № 1728 теперь указано: действие этого Закона не распространяется на отношения, возникающие во время проведения мероприятий надзора (контроля) органами, перечень которых устанавливается КМУ.

Постановлением КМУ от 18.12.2017 г. № 1104 (действует с 23.02.2018 г. по 31.12.2018 г.) утвержден Перечень органов государственного надзора (контроля), на которые не распространяется действие Закона Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Перечень № 1104). В этом Перечне указаны Гоструда и ее территориальные органы, а также ГОЗ и ОТГ (в части мероприятий по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства о труде). То есть на такие «местные» органы не распространяются нормы Закона № 1728 и, следовательно, они выведены из-под действия моратория и ограничений по надзору (контролю), установленных этим Законом.

Важно! С 23.02.2018 г. по 31.12.2018 г. инспекторы труда ГОЗ и ОТГ имеют право осуществлять трудовое инспектирование без ограничений, установленных Законом № 1728.

При этом Минсоцполитики и Гоструда в комментируемых письмах ссылаются на ч. 2 ст. 3 Закона № 1728: внеплановое мероприятие государственного надзора (контроля) на основании обоснованного обращения физлица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав проводится органом госнадзора (контроля) по согласованию с Государственной регуляторной службой. Имеется в виду, что в случае обращения физлица о нарушении его трудовых прав ГОЗ и ОТГ могли осуществлять трудовое инспектирование за соблюдением трудового законодательства лишь после согласования такой проверки с Государственной регуляторной службой.

Подчеркнем, что такую позицию ведомства высказали из-за того, что на момент издания комментируемых писем Перечень № 1104 еще не был обнародован. То есть подход, указанный в комментируемых письмах, можно обосновать лишь для периода с 01.01.2018 г. по 22.02.2018 г., т. е. до вступления в силу Перечня № 1104.

А вот со вступлением в силу Перечня № 1104 ситуация изменилась. Как нами уже указывалось, с 23.02.2018 г. по 31.12.2018 г. «местные» органы имеют право проводить трудовое инспектирование в рамках своей компетенции.

В связи с окончательным разрешением вопроса о моратории на проведение трудового инспектирования за соблюдением трудового законодательства «местными» органами перед ГОЗ и ОТГ возникает вопрос: кто именно будет осуществлять контролирующие функции за соблюдением законодательства о труде. В комментируемых письмах Минсоцполитики и Гоструда в унисон предлагают три решения такого вопроса:

— создание структурного подразделения, на которое возлагается обязанность осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде с определением численности и структуры такого подразделения;

— введение должности (должностей) с полномочиями инспектора труда;

— возложение обязанностей инспектора труда на одну (несколько) существующих должностей (при условии возможности выполнения других полномочий без ущерба для выполнения контролирующих функций).

Определение способа реализации функции по трудовому инспектированию ГОЗ и ОТГ сопровождается определенной процедурой, ключевые моменты которой представлены на официальном сайте Гоструда (http://dsp.gov.ua). Так, необходимо:

— горсовету ГОЗ или совету ОТГ принять решение о способе реализации полномочий по проведению трудового инспектирования за соблюдением трудового законодательства — решение о создании нового структурного подразделения или введении отдельной должности (должностей), либо решение о возложении таких обязанностей на уже имеющуюся должность (должности);

— в случае создания нового структурного подразделения горсовету ГОЗ или совету ОТГ утвердить Положение о таком структурном подразделении. Если полномочия по проведению трудового инспектирования возлагаются на уже имеющуюся должность — внести изменения в Положение о структурном подразделении, за которым закреплена эта должность;

— определить численность единиц, которые будут осуществлять контрольные функции за соблюдением законодательства о труде. При этом в письме Гоструда (письмо от 22.06.2017 г. № 6827/1/4-ДП-17) рекомендует устанавливать в расчете 1 инспектор труда на 20000 численности населения, проживающего на территории соответствующего ГОЗ и ОТГ. В ОТГ с численностью до 20000 жителей контролирующие полномочия могут быть возложены на уполномоченное лицо;

— утвердить штатное расписание нового структурного подразделения или внести изменения в имеющееся штатное расписание структурного подразделения, за которым будет закреплена должность с обязанностями по трудовому инспектированию. Если речь идет о возложении новых обязанностей на уже имеющуюся должность, то изменения в штатное расписание вносить не нужно;

— утвердить должностную инструкцию для должности, на которую возлагаются обязанности по трудовому инспектированию. Обязанности, полномочия и квалификационные требования для такой должности указаны в письме Гоструда от 22.06.2017 г. № 6827/1/4-ДП-17 (ср. ). Если новые обязанности по трудовому инспектированию возлагают на уже имеющуюся должность, то необходимо утвердить новую должностную инструкцию или внести изменения в имеющуюся должностную инструкцию для этой должности.

Отдельно дополним о ситуации, когда обязанности по трудовому инспектированию возлагают на уже имеющуюся должность. Если эту должность занимает работник, то необходимо соблюсти требования ч. 3 ст. 32 КЗоТ. То есть такого работника необходимо предупредить о возложении на него дополнительных обязанностей не позднее чем за два месяца до их введения. По окончании двухмесячного срока возможны два варианта развития событий. Если работник согласен работать в новых условиях труда, то прежде чем он преступит к выполнению новых должностных обязанностей, его необходимо ознакомить с должностной инструкцией и другими документами, определяющими измененные должностные обязанности. Если работник откажется работать в новых условиях труда, то по окончании двухмесячного срока его увольняют на основании п. 6 ч. 1 ст. 36 КЗоТ.

После проведения всех перечисленных процедур городской, поселковый или сельский председатель направляет Гоструда письмо с предоставлением к нему карточки учета данных инспектора труда (утверждена приказом Минсоцполитики от 11.07.2017 г. № 1127) и фотографии инспектора труда размером 3,0 х 4,0 см, которому предлагается выдать удостоверение (п. 3 Порядка № 295). По данным Гоструда такое письмо направляют по адресу: 01025, г. Киев, ул. Десятинная, 14.

Если такое письмо ГОЗ или ОТГ направляет впервые, то, как сообщает Гоструда (письмо от 22.06.2017 г. № 6827/1/4-ДП-17), также необходимо приложить информацию о принятых этими органами мероприятиях по обеспечению осуществления контролирующих полномочий в сфере трудового законодательства: решение «местного» органа о способе реализации таких полномочий; положение о структурном подразделении с контролирующими функциями в сфере трудового законодательства (при создании такового); должностные инструкции инспектора труда, количество юридических и физических лиц, использующих наемный труд на территории соответствующего совета; численность населения; материальное обеспечение инспекторов труда (помещение, офисная техника, оплата труда) и т. п.

Гоструда обеспечивает передачу удостоверения инспектора труда ГОЗ и ОТГ через территориальные органы Гоструда. Оформленное удостоверение выдается инспектору труда, после чего он может осуществлять трудовое инспектирование в установленном порядке.

Людмила БЕЛЕВЦОВА, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше