Госслужащего перевели на нижеоплачиваемую должность: нужно ли предупреждать и как оплатить

Гуль Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда
В связи с изменениями в штатном расписании госоргана госслужащего переводят на нижеоплачиваемую должность (с должности начальника отдела, оклад 5400 грн., на должность главного специалиста, оклад 4800 грн.). Работника предупредили о таком переводе за 2 месяца, с переводом он согласен. Как оплачивать труд такого госслужащего с момента перевода?

Вопросы прохождения государственной службы, оплаты труда госслужащих и многие другие с 01.05.2016 г. регулируются Законом Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889). Согласно ст. 5 этого Закона действие норм законодательства о труде распространяется на государственных служащих в части отношений, не урегулированных Законом № 889. То есть нормы этого Закона являются специальными для госслужащих. И только в том случае, если какая-то норма прямо не урегулирована Законом № 889, следует руководствоваться общими нормами трудового законодательства.

Давайте выясним, что сказано в Законе № 889 о переводе госслужащего на нижеоплачиваемую должность.

Вопросы, регулирующие перевод госслужащего, определены в ст. 41 Закона № 889. Инициатором такого перевода может быть как сам госслужащий, так и руководитель госоргана. Причем в случае, если перевод происходит по инициативе работодателя, то он не должен быть скрытым наказанием (ч. 5 ст. 41 Закона № 889).

Сказанное в большей мере относится к переводу на нижеоплачиваемую должность, так как перевод на вышеоплачиваемую должность можно рассматривать как продвижение по службе, которое согласно ст. 40 Закона № 889 проводится по конкурсу. Логично, и это указано в ч. 1 ст. 41 Закона № 889, что перевод на равнозначную и нижеоплачиваемую должность осуществляется без проведения конкурса. Так, госслужащий с учетом его профессиональной подготовки и профессиональной компетентности может быть переведен без обязательного проведения конкурса:

1) на другую равнозначную или более низкую вакантную должность в том же самом государственном органе, в том числе в другой местности (в другом населенном пункте), — по решению руководителя государственной службы;

2) на равнозначную или более низкую вакантную должность в другом государственном органе, в том числе в другой местности (в другом населенном пункте), — по решению руководителя государственной службы в государственном органе, с которого переводится государственный служащий, и руководителя государственной службы в государственном органе, в который переводится госслужащий.

Важно! Перевод осуществляется с согласия госслужащего.

Как понять, что госслужащий переведен на нижеоплачиваемую (низшую) должность?

В ст. 2 Закона № 889 есть определение равнозначной должности — это должность государственной службы, которая относится к одной группе оплаты труда с учетом юрисдикции государственного органа. А низшей должностью является должность государственной службы, которая относится к низшей группе оплаты труда без учета юрисдикции государственного органа, а также должность государственной службы в государственном органе с низшим уровнем юрисдикции в пределах одной группы оплаты труда (см. письмо Национального агентства Украины по вопросам государственной службы от 01.03.2018 г. № 1653/13-18 // «ОТ», 2018, № 7, с. 13).

В приведенном вопросе госслужащий с должности начальника отдела госоргана (6 группа оплаты труда) был переведен на должность главного специалиста госоргана (7 группа оплаты труда). Как видим, произошел перевод на низшую должность.

А нужно ли предупреждать госслужащего о переводе на нижеоплачиваемую должность? Давайте разбираться вместе.

Так, согласно ч. 4 ст. 43 Закона № 889, если происходит изменение существенных условий государственной службы, то госслужащего обязаны предупредить письменно о таком изменении не позднее 60 календарных дней до изменения существенных условий госслужбы, кроме случаев повышения заработной платы.

Основаниями для изменения существенных условий госслужбы является ликвидация или реорганизация госоргана, уменьшение фонда оплаты труда госоргана, сокращение численности или штата работников в связи с оптимизацией системы госорганов или структуры отдельного госоргана (ч. 1 ст. 43 Закона № 889).

А что считать существенным изменением условий госслужбы? Согласно ч. 3 ст. 43 Закона № 889 это изменения:

1) принадлежности должности государственной службы к определенной категории должностей;

2) основных должностных обязанностей;

3) условий (системы и размеров) оплаты труда или социально-бытового обеспечения;

4) режима службы, установление или отмена неполного рабочего времени;

5) места расположения государственного органа (в случае его перемещения в другой населенный пункт).

При этом не считается существенным изменением условий госслужбы изменение названия структурного подразделения государственного органа или должности, не связанное с изменением функций государственного органа и основных должностных обязанностей.

Таким образом, если госслужащего переводят на другую нижеоплачиваемую должность в связи с изменением существенных условий госслужбы, то его должны предупредить о таких изменениях не позднее чем за 60 календарных дней. Например, если происходит сокращение численности или штата работников госоргана и госслужащему предлагают перевод на другую нижеоплачиваемую должность, то предупредить за 60 календарных дней о таком изменении нужно.

А когда не нужно предупреждать о переводе на нижеоплачиваемую должность? Предупреждение не потребуется, например, если перевод на низшую должность происходит по собственному желанию госслужащего.

С организационными вопросами разобрались. Переходим к оплатным вопросам.

Частью 1 ст. 114 КЗоТ предусмотрено, что при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу за работником сохраняется его предыдущий заработок в течение двух недель со дня перевода. Но мы уже сказали, что согласно ст. 5 Закона № 889 действие норм законодательства о труде распространяется на государственных служащих в части отношений, не урегулированных данным Законом. Другими словами, с 1 мая 2016 года нормы Закона № 889 являются специальными для госслужащих.

В ч. 4 ст. 41 Закона № 889 указано, что в случае перевода госслужащего на другую должность ему выплачивается заработная плата, соответствующая должности, на которую он переведен. Нормы о сохранении среднего заработка по предыдущей должности в Законе № 889 нет. Учитывая сказанное, можно сделать вывод.

Со дня перевода госслужащего на более низкую должность ему выплачиваетсязаработная плата, соответствующая новой должности. Норма о сохранении средней зарплаты по предыдущей должности в течение двух недель после перевода, предусмотренная ст. 114 КЗоТ, для госслужащих не применяется.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше