Темы статей
Выбрать темы

Туристические сборы, экскурсии, походы, путешествия… Изучаем рабочее время и оплату труда работников внешкольных учебных заведений

Клименко Антонина, начальник Управления социально-экономической защиты ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины
Какими документами регламентируется рабочее время, осуществляется его учет для руководителей кружков и других педагогических работников заведений центров, домов туризма и экскурсий ученической молодежи при организации многодневных походов, экскурсий, путешествий, учебных сборов? Как производится оплата труда таких педагогических работников, в частности при наличии у них педагогических и спортивных званий «Руководитель кружка — методист» и «Мастер спорта Украины»?

Организационные моменты

В соответствии с пунктом 9 Положения о внешкольном учебном заведении, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06.05.2001 г. № 433 (далее — Положение № 433), учебно-воспитательный процесс во внешкольном учебном заведении осуществляется по типовым учебным планам и программам, которые утверждаются центральными органами исполнительной власти, а также по учебным планам и программам, утвержденным соответствующими местными органами исполнительной власти.

Пунктом 16 Положения № 433 установлено, что учебный год во внешкольном учебном заведении начинается 1 сентября. Комплектование кружков, групп и других творческих объединений осуществляется в период с 1 до 15 сентября, который считается рабочим временем руководителя кружка, группы или другого творческого объединения внешкольного учебного заведения. Продолжительность учебного года в разных типах внешкольных учебных заведений устанавливается МОН или другим центральным органом исполнительной власти, к сфере управления которого относится внешкольное учебное заведение, по согласованию с МОН. В каникулярные, выходные и праздничные дни внешкольное учебное заведение может работать по отдельному плану, утвержденному руководителем этого заведения.

Такие же нормы прописаны в пункте 3.8 Положения о центре, доме, клубе, бюро туризма, краеведения, спорта и экскурсий ученической молодежи, туристско-краеведческого творчества ученической молодежи, станции юных туристов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 19.12.2002 г. № 730 (далее — Положение № 730). Согласно пункту 3.1 Положения № 730 центр туризма ученической молодежи работает по годовому плану работы, утвержденному директором и согласованному с учредителем (собственником). Пунктом 3.9 Положения № 730 установлено, что в период каникул центр туризма ученической молодежи организует вне расписания и по отдельному плану разнообразную массовую работу с воспитанниками (учащимися, слушателями), в частности на туристско-оздоровительных базах, в лагерях, походах, экспедициях, соревнованиях, лагерных и учебно-тренировочных сборах и др.

Организация и проведение экскурсий, путешествий, походов с учащимися заведений образования осуществляется в соответствии с Инструкцией по организации и проведению экскурсий и путешествий с ученической и студенческой молодежью и Инструкцией по организации и проведению туристских спортивных походов с ученической и студенческой молодежью, утвержденными приказом Министерства образования и науки Украины от 02.10.2014 г. № 1124.

В соответствии с пунктом 2 раздела II Инструкции проведения экскурсий, путешествий руководитель учебного заведения, органа управления образованием обязан назначить руководителя группы, который проводит экскурсию, путешествие, его заместителя (заместителей), утвердить состав участников и маршрут экскурсии, путешествия. В соответствии с пунктом 6 раздела IIІ Инструкции при проведении экскурсий, путешествий с использованием любых видов транспорта (кроме автомобильного), связанных с выездом за пределы населенного пункта, где проживают или обучаются участники группы, руководящий состав группы назначается из расчета: один руководитель и один заместитель руководителя на каждые 25 участников и дополнительно один заместитель руководителя на каждые следующие 10 участников. При проведении экскурсий (кроме автобусных) в пределах населенного пункта, где проживают или обучаются участники экскурсии, назначение заместителя руководителя экскурсионной группы не является обязательным. Согласно пункту 7 раздела IIІ Инструкции количество заместителей руководителя группы определяется руководителем учебного заведения, который организует и проводит экскурсию, путешествие.

В соответствии с пунктами 1 и 2 раздела II Инструкции об организации и проведении туристских спортивных походов решение о проведении похода принимает руководитель учебного заведения или органа управления образованием, который назначает руководителя туристской группы и его заместителя (заместителей), помощника (помощников). Согласно пункту 2 раздела ІV указанной Инструкции руководитель, его заместитель (заместители) туристской группы назначаются приказом руководителя учебного заведения или органа управления образованием, который проводит поход. В соответствии с пунктом 5 этого раздела количество заместителей руководителя определяется учебным заведением или органом управления образованием, который проводит поход. Пунктом 6 установлено, что когда в походе участвуют три или более туристских групп с общим количеством не менее 30 участников (для походов III, IV категорий сложности — не менее двух групп с общим количеством не менее 20 участников), то возможно возложение общего руководства этими группами на специально назначенного старшего руководителя.

В соответствии с пунктом 6.30 Типовых штатных нормативов внешкольных учебных заведений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Украины от 31.10.2012 г. № 1230, в штат туристских баз и профильных туристских лагерей вводятся должности руководителя туристских групп с учетом Основных требований к возрасту и количественному составу участников и руководителей туристско-спортивных походов согласно приложению 2 к Правилам проведения туристских путешествий с ученической и студенческой молодежью Украины, утвержденным приказом Министерства образования Украины от 06.04.99 г. № 96 (в настоящее время это Инструкция, утвержденная приказом МОН № 1124).

В соответствии со ст. 33 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) временный перевод работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, допускается лишь с его согласия. Собственник или уполномоченный им орган имеет право перевести работника сроком до одного месяца на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без его согласия, если она не противопоказана работнику по состоянию здоровья, только для предотвращения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий, а также других обстоятельств, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей, с оплатой труда за выполненную работу, но не ниже, чем средний заработок по предыдущей работе.

Поэтому для проведения экскурсий, путешествий, походов педагогические работники внешкольного заведения, в частности руководители кружков, секций, других форм работы кружка назначаются временно с их согласия на должности руководителей групп, среди которых — старшие, заместители руководителей групп, их помощники.

Согласно ст. 114 КЗоТ при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу за работником сохраняется его предыдущий средний заработок в течение двух недель со дня перевода. В тех случаях, когда в результате перемещения работника (ч. 2 ст. 32 КЗоТ) уменьшается заработок по не зависящим от него причинам, производится доплата до предыдущего среднего заработка в течение двух месяцев со дня перемещения.

Оклады (тарифные ставки), повышения, надбавки

Согласно примечанию приложения 8 к приказу МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 25.09.2005 г. № 557 (далее — приказ № 557), которым утверждена Схема тарифных разрядов должностей руководящих и педагогических работников внешкольных заведений всех типов и наименований, тарифные разряды старшим руководителям и руководителям туристских групп (походов, экспедиций, экскурсий) устанавливаются на уровне руководителя и заместителя руководителя внешкольного заведения с контингентом детей до 600 человек. Должностной оклад директора внешкольного учебного заведения с количеством учащихся до 600 человек устанавливается на уровне 13 — 15 тарифных разрядов. Согласно пункту 3 этого приказа должностные оклады заместителей руководителей учебных заведений устанавливаются на 5 – 15 % ниже, чем должностной оклад соответствующего руководителя, определенный по схемам тарифных разрядов, утвержденным этим приказом, а помощников руководителей соответственно на 30 — 40 % ниже.

В соответствии с абз. «в» п.п. 2 п. 4 приказа № 557 за спортивные звания «Мастер спорта» работникам устанавливаются надбавки в размере 10 % должностного оклада (ставки заработной платы), если их деятельность по профилю совпадает с этим спортивным званием. При наличии двух или более званий надбавки устанавливаются по более высокому званию. Соответствие почетного или спортивного звания профилю деятельности работника на занимаемой должности определяется руководителем учебного заведения.

Согласно п. 54 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102), за систематическую работу сверх установленной продолжительности рабочего времени руководителям туристских походов, экспедиций, экскурсий производится доплата в размере 15 % должностного оклада (ставки).

Согласно подпункту «д» пункта 24 этой Инструкции ставки заработной платы педагогических работников, имеющих педагогическое звание «Руководитель кружка — методист», повышаются на 10 %.

В соответствии с пунктом 34 Инструкции № 102 в случаях, когда работникам образования предусмотрено повышение ставок и должностных окладов, образуются новые ставки (должностные оклады).

Согласно п. 64 Инструкции № 102 ставка заработной платы руководителям кружков выплачивается за 18 часов педагогической нагрузки в неделю.

В соответствии с п. 3 Порядка присвоения квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23.12.2015 г. № 1109, педагогическое звание «Руководитель кружка — методист» присваивается руководителям кружков, секций, студий, других форм работы кружка.

Педагогические звания присваиваются по результатам аттестации в соответствии с требованиями Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 06.10.2010 г. № 930.

Согласно приложению 8 к приказу № 557 руководителям кружков, секций, студий других форм работы кружка ставки заработной платы устанавливаются на уровне 10 — 12 тарифных разрядов, а для тех, кто не имеет образовательного уровня младшего специалиста или среднего специального образования — на уровне 9 тарифного разряда.

Поэтому руководителям кружков, имеющим педагогическое звание «Руководитель кружка — методист», ставка заработной платы формируется исходя из ставки по соответствующему тарифному разряду, увеличенной на 10%. Размер надбавки за спортивное звание «Мастер спорта» определяется из этой повышенной ставки заработной платы.

Рабочее время

Продолжительность рабочей недели руководителей групп, в частности старших, заместителей руководителей групп, помощников руководителей, составляет нормальную продолжительность, установленную ст. 50 КЗоТ в объеме 40 часов.

На педагогических работников внешкольных учебных заведений, которые привлекаются к работе вне пределов расположения учебного заведения распространяются нормы Инструкции о служебных командировках, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98 г. № 59 (далее Инструкция № 59). Пунктом 8 Инструкции установлено, что на работника, находящегося в командировке, распространяется режим рабочего времени того предприятия, в которое он командирован. Вместо дней отдыха, не использованных за время командировки, другие дни отдыха после возвращения из командировки не предоставляются.

Если работник специально командирован для работы в выходные или праздничные и нерабочие дни, то компенсация за работу в эти дни выплачивается в соответствии с действующим законодательством (п. 9 Инструкции № 59). Если работник отбывает в командировку в выходной день, то ему после возвращения из командировки в установленном порядке предоставляется другой день отдыха (п. 10 Инструкции № 59). Если приказом о командировке предусмотрено возвращение работника из командировки в выходной день, то работнику может предоставляться другой день отдыха в соответствии с законодательством в сфере регулирования трудовых отношений (п. 11 Инструкции № 59). Вопрос выхода работника на работу в день выбытия в командировку и в день прибытия из командировки регулируется правилами внутреннего трудового распорядка предприятия (п. 12 Инструкции № 59).

За время командировки педагогического работника не отработанные им по месту работы часы, в частности педагогической нагрузки, дополнительно отрабатываться не должны.

В соответствии с п. 23 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений, утвержденных приказом Министерства образования Украины от 20.12.93 г. № 455, сверхурочная работа и работа в выходные и праздничные дни не допускается. Привлечение отдельных работников к работе в установленные для них выходные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, по письменному приказу (распоряжению) собственника или уполномоченного им органа (руководителя) заведения образования с разрешения профсоюзного комитета. Работа в выходной день может компенсироваться по согласованию сторон предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в двойном размере.

Работникам непрерывно действующих заведений образования и там, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или недельная продолжительность рабочего времени, допускается по согласованию с профсоюзным комитетом заведения введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов. Работники этой категории привлекаются к работе в общеустановленные выходные и праздничные дни. Это время включается в месячную норму рабочего времени. Выходные дни предусматриваются для них графиком работы. Работа в праздничные дни оплачивается в этом случае в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх месячного оклада (ставки). По желанию работника, который работает в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

Для выполнения работы по руководству походами, экскурсиями, путешествиями во время летних каникул учащихся педагогическими работниками, которые согласно графику предоставления ежегодных отпусков пребывают в таких отпусках, такие работники должны быть отозваны из отпусков, как это предусмотрено ст. 12 КЗоТ. Согласно этой статье отзыв из ежегодного отпуска допускается при согласии работника лишь для предотвращения стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий, для предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи имущества предприятия с соблюдением требований части первой этой статьи и в других случаях, предусмотренных законодательством. В случае отзыва работника из отпуска его труд оплачивают с учетом той суммы, которая была начислена на оплату неиспользованной части отпуска.

Учет рабочего времени педагогических работников осуществляется в соответствии с требованиями первичной учетной документации по статистике труда, а именно Табеля учета использования рабочего времени, типовая форма которого утверждена приказом Государственного комитета статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» (форма П-5) от 05.12.2008 г. № 489.

При заполнении Табеля применяются отметки о явках и неявках по числам месяца (часов) условными обозначениями по буквенным и цифровым кодам. Часы работы обозначаются отметкой «Р».

Отметки о ежедневной продолжительности отработанного рабочего времени в Табеле учета рабочего времени не предусматривается. Установлено лишь требование о месячном объеме отработанного времени.

Для руководителей кружков показатель отработанного времени должен соответствовать объему недельной нагрузки, установленной при тарификации. Количество отработанных педработником дней проставляется в зависимости от продолжительности рабочих дней в месяце, включая те дни, когда по расписанию занятий (уроков) они не проводились, поскольку эти дни не считаются выходными.

Поскольку пунктом 2 примечаний к этому Табелю установлено, что Форма носит рекомендательный характер, состоит из минимального количества показателей, необходимых для заполнения форм государственных статистических наблюдений, и при необходимости может быть дополнена другими показателями, необходимыми для учета, то соответствующим приказом руководителя органа управления образования и науки (или руководителя учебного заведения) форма может быть дополнена соответствующими показателями.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше