Условия и порядок премирования, размеры премий отданы на откуп работодателю. Но действующим законодательством установлены определенные ограничения по выплате премий госслужащим. Как соблюсти эти ограничения, разъяснило Минсоцполитики в комментируемом письме от 12.08.2019 г. № 14792/0/2-19/52 (см. «О формировании и использовании фонда премирования государственного органа»).
Фонд премирования. В госоргане работают не только госслужащие. Фонд оплаты труда (далее — ФОТ), в том числе и фонд премирования, утверждают один для всех работников госоргана: как госслужащих, так и тех, кто к ним не относится (работники, выполняющие функции по обслуживанию, рабочие, обслуживающие госорганы). На это обращает внимание Минсоцполитики в комментируемом письме.
Формируя фонд премирования, учтите ограничения, установленные для госслужащих ст. 52 Закона № 889* и п. 7 Типового положения о премировании**. А именно, премирование госслужащих устанавливается в размере 20 % общего фонда должностных окладов и экономии фонда оплаты труда. А вот ограничений по формированию фонда премирования для остальных работников (не госслужащих) не предусмотрено.
* Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.
** Типовое положение о премировании государственных служащих органов государственной власти, других государственных органов, их аппаратов (секретариатов), утвержденное приказом Минсоцполитики от 13.06.2016 г. № 646.
Таким образом, формируя фонд премирования в целом по госоргану, в нем предусматривают средства на выплату премий:
• для госслужащих — в размере 20 % общего фонда их должностных окладов за год;
• для остальных работников — без учета ограничений, установленных для госслужащих (см. рисунок).
Формирование фонда премирования госоргана
Выплата премий. Для работников — не госслужащих ограничений по выплате премий не предусмотрено.
С госслужащими иначе. Прежде всего, ч. 3 ст. 50 Закона № 889 и п. 6 Типового положения для них установлены такие виды премий:
• по результатам ежегодного оценивания служебной деятельности;
• месячная или квартальная согласно личному вкладу в общий результат работы госоргана.
При этом для месячных/квартальных премий установлено ограничение — общий размер за год не может превышать 30 % фонда должностного оклада госслужащего за год. А вот для премий по результатам ежегодного оценивания такого ограничения нет.
Вместе с тем премии, в том числе по результатам ежегодного оценивания служебной деятельности, госслужащим выплачивают в пределах фонда премирования, который, в свою очередь, ограничивается пределом в 20 % общего фонда должностных окладов за год.
Получается нестыковка. Из фонда премирования с 20-процентным ограничением, в котором «сидят» средства и на месячные/квартальные премии, и на премии по результатам ежегодного оценивания, не получится выплатить ежемесячные/ежеквартальные премии в максимальном 30-процентном размере от оклада.
Так, когда можно месячные/квартальные премии выплатить по максимуму? Минсоцполитики в комментируемом письме утверждает:
ВАЖНО!
выплатить премии госслужащим в размере, превышающем 20 %, можно при наличии экономии фонда оплаты труда.
В заключение отметим. C 25.09.2019 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно перезагрузки власти» от 19.09.2019 г. № 117-IX, который затрагивает вопросы оплаты труда госслужащих. Но премиальные ограничения пока остались без изменений.