Перезагрузка власти: что изменится в оплате труда госслужащих

В избранном В избранное
Печать
Рудая Татьяна, главный редактор, t.rudaya@id.factor.ua
Оплата труда Октябрь, 2019/№ 20
Закон о перезагрузке власти* вызвал немалый ажиотаж в среде бухгалтеров госорганов. Ведь его нормы весьма витиеваты, да еще и вступают в силу в разное время. Предлагаем вашему вниманию экспресс-анализ: что же нового в оплате труда госслужащих действует уже сейчас, а к чему нам надо готовиться с нового года.

* Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о перезагрузке власти» от 19.09.2019 г. № 117-IX.

Закон о перезагрузке власти вступил в силу 25.09.2019 г. Но! Большинство его норм, в частности касающиеся внедрения госслужбы по контракту, вступают в силу с 01.01.2020 г. Изменения в порядке определения размеров должностных окладов госслужащих тоже вступят в силу в начале следующего года.

Не будем пока забегать вперед. Давайте сначала разберемся: произошли ли изменения в оплате труда госслужащих именно сейчас, а вернее с 25.09.2019 г.

Оплата труда госслужащих с 25.09.2019 г.

Законом о перезагрузке власти внесены изменения в ст. 50 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889). Эти изменения как раз и наделали много шума в бухгалтерской среде.

Что же произошло?

Изменения произошли в редакции ч. 2 ст. 50 Закона № 889. В ней установлены составляющие зарплаты госслужащего. А что сейчас? Смотрим на рисунок.

Как видим, Законом о перезагрузке власти из перечня составляющих зарплаты госслужащего, указанных в ст. 50 Закона № 889, были исключены выплата за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего госслужащего и выплата за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности (пп. 4 и 5 ч. 2 ст. 50 Закона № 889). Означает ли это, что теперь нельзя проводить такие выплаты?

Вовсе нет! Давайте заглянем в ст. 52 «Надбавки, доплаты, премии и компенсации» Закона № 889. В ч. 3 этой статьи, как и ранее, указано, что выплата за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего госслужащего устанавливается руководителем государственной службы государственному служащему по представлению его непосредственного руководителя в размере 50 % должностного оклада временно отсутствующего госслужащего.

В свою очередь, в ч. 4 ст. 52 Закона № 889 указана такая выплата, как выплата за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности, устанавливаемая руководителем госслужбы по представлению непосредственного руководителя госслужащим, между которыми проведено разделение обязанностей по вакантной должности, пропорционально дополнительной нагрузке за счет экономии фонда должностного оклада по соответствующей должности.

Важно!

Выплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего госслужащего и за выполнение обязанностей по вакантной должности для госслужащих сохранены!

Вместе с тем изменения в отношении права на получение, в частности, выплаты за выполнение обязанностей по вакантной должности все-таки произошли. Так, в ч. 8 ст. 31 Закона № 889 указано, что срок выполнения обязанностей по вакантной должности госслужбы не может превышать три месяца. Учтите это при ее установлении! Все остальные составляющие оплаты труда госслужащих, например, должностные оклады, надбавка за ранг, за выслугу лет, премии, остались пока без изменений.

Еще один момент. Обратите внимание, что в ч. 5 ст. 52 Закона № 889 среди надбавок, доплат и премий появилась компенсация за работу, предусматривающую доступ к гостайне. Вместе с тем и до этих изменений компенсация за работу, предусматривающую доступ к гостайне, выплачивалась на основании ст. 30 Закона Украины «О государственной тайне» от 21.01.94 г. № 3855-XII и Положения о видах, размерах и порядке предоставления компенсации гражданам в связи с работой, предусматривающей доступ к государственной тайне, утвержденного постановлением КМУ от 15.06.94 г. № 414 (см. также письмо Минсоцполитики от 03.06.2016 г. № 8072/0/14-16/13). Теперь такую компенсацию прописали и в самом Законе № 889.

Перейдем к грядущим оплатным новостям, которые ожидают нас с 01.01.2020 г.

К чему готовиться с 1 января 2020 года

1. Госслужащие, работающие по контракту. С 1 января 2020 года заработают положения ст. 311 Закона № 889. В ней указано, что с лицом, назначаемым на должность госслужбы, может быть заключен контракт на прохождение госслужбы в порядке, который будет утвержден КМУ. Решение об отнесении должности госслужбы к должностям, назначение на которые происходит с заключением контракта, принимает субъект назначения или руководитель госслужбы по проведению конкурса.

Сразу отметим, что схемы должностных окладов на должностях госслужбы и условия оплаты труда госслужащих, с которыми заключается контракт на прохождение госслужбы, будут определены КМУ по представлению Национального агентства Украины по вопросам государственной службы.

Кстати, для госслужащих, которые будут работать по контракту, с 01.01.2020 г. в п. 3 ч. 3 ст. 50 Закона № 889 закреплено право на получение дополнительной месячной и квартальной премий за должное выполнение условий контракта на прохождение госслужбы.

2. Градация должностных окладов госслужащих. Изменится порядок установления размеров должностных окладов и нынешних госслужащих. Так, будет изменена редакция ст. 51 Закона № 889.

Как устанавливают должностные оклады госслужащим сейчас? Для установления размеров должностных окладов должности госслужбы разделены на девять групп оплаты труда. Кроме того, с целью установления размеров должностных окладов госорганы разделены по юрисдикции:

1) на всю территорию Украины;

2) на территорию одной или несколько областей, городов Киева и Севастополя;

3) на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения.

С 1 января 2020 года с целью установления размеров должностных окладов госорганы будут разделены на 5 уровней:

1) Аппарат Верховной Рады Украины, Секретариат КМУ, постоянно действующий вспомогательный орган, созданный Президентом Украины, аппараты (секретариаты) Совета национальной безопасности и обороны Украины, Счетная палата, Конституционный Суд Украины, Верховный Суд, Офис генерального прокурора;

2) министерства, центральные органы исполнительной власти со специальным статусом, который установлен законом, аппараты (секретариаты) высших специализированных судов, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины;

3) другие органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;

4) госорганы, юрисдикция которых распространяется на территорию АР Крым, одной или нескольких областей, городов Киева и Севастополя;

5) госорганы, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, районов в городах, городах областного значения.

3. Минимальный размер должностного оклада. Сейчас в ст. 51 Закона № 889 установлен минимальный размер должностного оклада группы 9 в госоргане, юрисдикция которого распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения. Он не может быть меньше двух ПМТЛ, размер которого установлен на 1 января календарного года. Вместе с тем, как мы помним, в п. 8 Заключительных положений Закона о Госбюджете на 2019 год было предусмотрено, что в 2019 году для определения должностных окладов, зарплаты, денежного обеспечения работников государственных органов как расчетная величина применяется ПМТЛ, установленный на 01.01.2018 г., т. е. 1762 грн. Следовательно, минимальный должностной оклад госслужащих с 01.01.2019 г. составил 3524 грн. (1762 x 2).

Также сейчас законодательно установлено соотношение между должностным окладом руководителя госоргана, юрисдикция которого распространяется на всю Украину, и минимальным должностным окладом госслужащего. Такое соотношение не может быть больше 7.

Каков же будет минимальный размер должностного оклада госслужащего с 01.01.2020 г.? В новой редакции ст. 51 Закона № 889, которая будет действовать с 01.01.2020 г., определено, что минимальный размер должностного оклада госслужащего не может быть меньше двух размеров ПМТЛ, установленного законом. Обратите внимание, что с нового года не будет привязки минимального размера должностного оклада госслужащего к ПМТЛ на 1 января календарного года. Таким образом, если в Заключительных положениях Закона о Госбюджете на 2020 год не будет утверждена норма о дополнительном ограничении минимального размера должностного оклада, то такой оклад должен быть не ниже двух ПМТЛ на текущий год.

Кстати, требования о выполнении соотношения между должностным окладом руководителя госоргана и минимальным размером должностного оклада госслужащего с 01.01.2020 г. не установлено.

4. Дополнительные коэффициенты. Новое! КМУ с 01.01.2020 г. сможет устанавливать дополнительные корректирующие коэффициенты оплаты труда для разных госорганов с учетом социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других особенностей административно-территориальных единиц, на территорию которых распространяется юрисдикция таких органов.

И напоследок хотелось бы поделиться приятной новостью. На два года (2020 — 2021 годы) продлена возможность установления стимулирующих выплат, таких как: надбавка за интенсивность труда и надбавка за выполнение особо важного задания.

Итак, подытожим! До конца 2019 года изменений в оплате труда госслужащих нет. С 1 января 2020 года будут утверждены новые должностные оклады госслужащих и внедрена практика заключения контрактов на работу в госслужбе.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить