Порядок присвоения класса водителям
Квалификация — это способность выполнять задания и обязанности определенной работы (см. раздел «Общие положения» Классификатора профессий ДК 003:2010*). Для водителей уровень квалификации определяют классом, который и является критерием уровня их профессионального мастерства.
Квалификационные характеристики по должности водителя автотранспортных средств установлены пп. 4 — 9 разд. V Справочника № 136*. Примечанием к этим пунктам предусмотрено, что работодатель в процессе работы водителя может присвоить ему квалификацию II или I класса.
Для присвоения:
— II класса — в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий В, ВЕ, С, СЕ или DЕ (D), а также непрерывный стаж работы водителем у этого работодателя не менее 3 лет;
— I класса — в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий В, ВЕ, С, СЕ, D или DЕ, а также непрерывный стаж работы водителем II класса у этого работодателя не менее 2 лет.
В непрерывный стаж, который следует учитывать при присвоении классности водителю, включаем его роботу на автотранспортном средстве именно у этого конкретного работодателя
Период работы водителем соответствующей категории у других работодателей для присвоения класса не учитывается!
Отсюда следует, что работника, которого впервые принимают на работу водителем автотранспортного средства, фактически сразу считают водителем ІІІ класса или вообще не применяют к нему понятия «классности» (это объясняется тем, что вопросы присвоения ІІІ класса, как это было раньше еще во времена СССР, в действующих нормативно-правовых актах отдельно не рассматриваются).
На присвоение водителю квалификации II и I классов могут влиять также его показатели в работе, соблюдение им трудовой и производственной дисциплины, отсутствие нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и техники безопасности.
Присваивает классность созданная в учреждении квалификационная комиссия (п.п. 8.7.3 Методрекомендаций № 111*). Решение такой комиссии утверждают приказом (распоряжением) руководителя учреждения. Порядок функционирования квалифкомиссии и правила присвоения классов работодатель прописывает в своем внутреннем документе, который является приложением к коллективному договору (см. письмо Минсоцполитики от 30.12.2015 № 781/13/116-15). Такой документ может называться, например, «Положение о присвоении классности водителям».
Сохранение класса
Достаточно часто при приеме на работу водители уже имеют стаж и опыт работы. Некоторые из них имеют классность, присвоенную на предыдущем месте работы. Но может ли новый работодатель сохранить имеющийся у водителя класс?
Теперь этот вопрос законодательно не урегулирован. Его решение относится исключительно к компетенции нового работодателя (см. письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 № 197/10/137-12).
Новый работодатель может принять решение о сохранении (подтверждении) классности водителю, присвоенной работодателем по предыдущему месту работы
Для этого водитель подает заявление о сохранении (подтверждении) класса, присвоенного на предыдущем месте работы. После окончания испытательного срока, в течение которого проверяются знания и навыки водителя, комиссия оценивает водителя на соответствие этой квалификации. По ее рекомендациям руководитель принимает окончательное решение о сохранении (подтверждении) класса и издает соответствующий приказ (распоряжение). Свои разъяснения по этому поводу также предоставили специалисты Гоструда.
В то же время руководитель может принять решение не сохранять (не подтверждать) классность водителю, присвоенную на предыдущем месте работы. Это не будет нарушением законодательства.
Надбавка за классность
Водителям легковых и грузовых автомобилей, автобусов, которые обслуживают госорганы, устанавливается ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах (примечание 1 приложения 3 к приказу № 609*):
— водителям II класса — 10 % тарифной ставки;
— водителям I класса — 25 % тарифной ставки.
При этом имейте в виду: надбавка за классность выплачивается за отработанное время. Если водитель весь месяц находился в отпуске (ежегодном, без сохранения зарплаты), на больничном или в простое с оплатой не ниже 2/3 оклада, то надбавка за классность ему в этом месяце не начисляется.
Надбавка за классность включается в заработную плату при сравнении ее размера с МЗП, ведь не указана среди исключительных выплат, приведенных в ст. 31 Закона об оплате труда*.
* Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР.
Выводы
- Для водителей уровень квалификации определяют классом, который является критерием уровня их профессионального мастерства.
- Работодатель может как сохранить классность водителю, присвоенную по предыдущему месту работы, так и принять решение не сохранять ранее присвоенный класс.
- Водителю II класса устанавливается надбавка в размере 10 % оклада (тарифной ставки) за отработанное время.