Темы статей
Выбрать темы

Специалист сельсовета → уполномоченное лицо по закупкам: оплачиваем дополнительную работу

Будз Владимир, эксперт по вопросам оплаты труда и трудовых отношений
В сельском совете обязанности уполномоченного лица по закупкам возложены на специалиста I категории отдела финансово-хозяйственного обеспечения. Должна ли осуществляться такому работнику доплата за выполнение закупочных обязанностей? Если да, то в каком размере?

Кто такое уполномоченное лицо?

Уполномоченное лицо (далее — УЛ) — служебное (должностное) или другое лицо, которое является работником заказчика и определено ответственным за организацию и проведение процедур закупки / упрощенных закупок на основании собственного распорядительного решения заказчика или трудового договора / контракта (п. 35 ч. 1 ст. 1 Закона № 922*).

* Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII.

Оформить деятельность УЛ можно одним из трех способов, предусмотренных ч. 1 ст. 11 Закона № 922:

1) возложение на работника из штата функций УЛ как дополнительной работы с соответствующей доплатой согласно законодательству;

2)введение в штатное расписание должности, на которую будут возложены обязанности по выполнению функций УЛ;

3)заключение трудового договора (контракта) согласно законодательству.

От особенностей каждого из них и зависит оплата труда УЛ. В рассматриваемом вопросе речь идет о первом способе. Поэтому сегодня уделим свое внимание именно ему. А больше информации о применении других способов деятельности УЛ вы можете найти в статье «Уполномоченное лицо: как оплатить труд» // «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 25.

Устанавливаем доплату УЛ

По разъяснениям специалистов Минэкономики, приведенным в письме от 10.04.2020 № 3304-04/24218-06, этот способ организации деятельности УЛ подходит небольшим заказчикам, которые проводят незначительное количество закупок в течение года. В связи с этим их штатную численность увеличивать нецелесообразно. При этом Министерство отмечает, что УЛ в обязательном порядке должно получать доплату за дополнительную работу по организации и проведению закупок. Ведь установление такой доплаты — императивная норма, предусмотренная Законом № 922. Ее невыполнение является прямым нарушением действующего законодательства.

Поэтому по решению руководителя учреждения (согласно приказу, распоряжению) обязанности УЛ должны быть возложены на работника из штатной численности. И такому работнику необходимо установить доплату за дополнительную работу за выполнение закупочных обязанностей.

Но при установлении такой доплаты следует учитывать несколько нюансов.

1. Возложение дополнительных обязанностей на работника возможно только по его согласию. Если работник не соглашается выполнять функцию УЛ, заставить его это делать руководитель не имеет права. Ведь это противоречит норме ст. 31 КЗоТ. В ней указано, что работодатель не может требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

2. В должностную инструкцию работника, на которого возложено выполнение функций УЛ, не нужно записывать выполнение работы по проведению закупок. Ведь в таком случае это будут должностные обязанности лица, которые оно должно выполнять без осуществления дополнительной оплаты. А это противоречит нормам Закона № 922.

3. Формулировка «с соответствующей доплатой согласно законодательству», приведенная в п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона № 922, не устанавливает для УЛ конкретного вида доплаты (выплаты). Поэтому здесь можно говорить о предоставлении ему определенного денежного вознаграждения в виде любой выплаты (надбавки, доплаты, премии и т. п.).

На нормативном уровне не определен и размер доплаты за выполнение закупочных обязанностей. На наш взгляд, для такого случая можно использовать отраслевую трудооплатную нормативку. В частности, устанавливать разрешенные отраслевые стимулирующие выплаты в виде доплат, надбавок и премий, которые выплачиваются в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Совмещение невозможно

Некоторые специалисты считают, что работнику, на которого возложено выполнение обязанностей УЛ, можно установить доплату за совмещение должностей. Но тот способ назначения УЛ, о котором мы сегодня говорим, не предусматривает введения в штатное расписание ОМС отдельной должности. Соответственно возложить обязанности в порядке совмещения профессий (должностей) нельзя.

ВАЖНО!

Установление доплаты за совмещение должностей (профессий) возможно только при условии, что соответствующая должность есть в штатном расписании и она вакантна.

При отсутствии вакансии установить доплату за совмещение невозможно (см. постановление Верховного Суда от 24.10.2019 по делу № 824/238/19-а и письмо Минсоцполитики от 12.01.2016 № 10/06/186-16).

Особенности для ОМС

Условия оплаты труда для работников ОМС определены постановлением № 268*. Среди вариантов, которые можно применять как компенсацию дополнительной нагрузки за выполнение функций УЛ, наиболее уместным является п.п. «в» п.п. 1 п. 2 этого постановления.

* Постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 № 268.

Эта норма предоставляет право руководителям ОМС устанавливать работникам надбавку за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы. Она устанавливается руководителям структурных подразделений, их заместителям, специалистам в размере до 50 % должностного оклада с учетом:

1) надбавки за ранг должностного лица ОМС;

2) надбавки за выслугу лет.

Если надбавка за высокие достижения в труде установлена специалисту сельсовета не в максимальном размере 50 % должностного оклада, за выполнение функций УЛ целесообразно поднять размер надбавки до максимального. Если же работник уже получает такую надбавку в максимальном размере, то ему можно установить премию за выполнение дополнительной работы по организации и проведению закупок или же повысить размер существующей премии.

Руководитель ОМС имеет право осуществлять премирование работников в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах (п.п. 2 п. 2 постановления № 268):

— фонда премирования, образованного в размере не менее чем 10 % должностных окладов;

— экономии фонда оплаты труда.

При этом имейте в виду, что предельный размер премии постановление № 268 не определяет.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше