Темы статей
Выбрать темы

Госорганы на территории боевых действий: кому и при каких условиях повышаются оклады?

Будз Владимир, эксперт по вопросам оплаты труда и трудовых отношений
Постановлением № 391* определен порядок повышения окладов работников госорганов, которые непосредственно осуществляют свои полномочия на территориях активных и возможных боевых действий. В сегодняшнем материале проанализируем, кому именно и при каких условиях устанавливается такое повышение.

* Постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников государственных органов и органов местного самоуправления во время военного положения» от 25.04.2023 № 391.

При рассмотрении будем учитывать совместные разъяснения специалистов Минреинтеграции, Минэкономики и НАГС, которые были предоставлены ими в письме от 19.05.2023 № 22/5-4923-23, № 4707-05/23037-03, № 167-р/из (далее — совместное письмо).

Определение территории

Определение размера коэффициента повышения окладов непосредственно зависит от типа территории, на которой расположен госорган. При этом в совместном письме специалисты трех ведомств отмечают, что под территориями, на которых ведутся (велись) боевые действия, следует понимать территории, определенные абз. 3 п. 1 постановления № 1364*.

* Постановление КМУ «Некоторые вопросы формирования перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией» от 06.12.2022 № 1364.

Но если внимательно просмотреть эту норму, то конкретного перечня территорий боевых действий там не найти. Она лишь содержит определение, что относится к территориям, на которых ведутся (велись) боевые действия. Это:

— территории возможных боевых действий;

— территории активных боевых действий;

— территории активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы.

И дальше в приложении к постановления № 1364 приведена форма Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией. Поэтому, по сути, постановление № 1364 является своеобразной инструкцией по формированию указанного Перечня.

А вот уже конкретный перечень с соответствующей градацией территорий по областям (территориальным громадам) утвержден приказом № 309* (далее — Перечень № 309). Поэтому именно от этого нормативного документа и следует отталкиваться при определении территорий, которые дают право на применение того или иного коэффициента повышения окладов.

* Приказ Минреинтеграции «Об утверждении Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией» от 22.12.2022 № 309.

Коэффициенты повышения

Если госорган непосредственно осуществляет свои полномочия на:

— территориях активных боевых действий, которые включены в Перечень № 309, для которых не определена дата завершения боевых действий, то должностные оклады работников определяются с учетом коэффициента 2;

— территориях возможных боевых действий, которые включены в Перечень № 309, для которых не определена дата прекращения возможности боевых действий, то должностные оклады работников определяются с учетом коэффициента 1,5.

Обратите внимание, что вышеупомянутое повышение устанавливается в фиксированном размере (коэффициент повышения оклада имеет конкретный размер 1,5 и 2). А потому устанавливать его работникам в меньшем размере (то есть уменьшать коэффициент) нельзя.

Должностные оклады, определенные с учетом коэффициента, устанавливаются в штатных расписаниях. Для этого в штатное расписание добавляется соответствующее примечание. Оно в соответствии с п.п. 2 п. 1 постановления № 391 содержит информацию о том, что повышение должностных окладов осуществляется с учетом фактически отработанного времени в течение месяца.

Из этого следует, что если работник имеет право на выплату, которая исчисляется исходя из оклада (например, надбавка за выслугу лет), то такую выплату следует рассчитывать исходя из размера уже нового (повышенного) оклада.

Круг получателей

Госорганы. В п.п. 1 п. 1 постановления № 391 указано, что коэффициенты повышения окладов устанавливаются для работников государственных органов. Но какие именно учреждения относятся к госорганам, в тексте указанного нормативного акта, к сожалению, не уточнено.

В соответствии со ст. 1 Закона № 1700* государственный орган — орган государственной власти, в том числе коллегиальный госорган, другой субъект публичного права, независимо от наличия статуса юридического лица, которому согласно законодательству предоставлены полномочия осуществлять от имени государства властные управленческие функции, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины или на отдельную административно-территориальную единицу.

* Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 № 1700-VII.

Госорганы могут быть классифицированы по разным критериям:

1) по способу принятия решений (единоличные и коллегиальные);

2) по территориальным пределам деятельности (центральные и местные);

3) по содержанию, направлению деятельности (законодательные, исполнительные и судебные).

Повышающие коэффициенты устанавливаются именно работникам госорганов, а не какой-то отдельной категории работников этих органов

Поэтому право на повышение окладов имеют все категории работников госорганов: руководители (и их заместители), госслужащие, работники, которые выполняют функции по обслуживанию, работники патронатных служб, рабочие.

ОМС. Дело в том, что о работниках ОМС в п. 1 постановления № 391 (где приведены коэффициенты) вообще упоминания нет. И потому на первый взгляд может показаться, что они не имеют права на применение дополнительных коэффициентов повышения окладов. Но это не так!

Ведь в п. 3 постановления № 391 ОМС рекомендовано применять положения п. 1 этого постановления. Поэтому ОМС, работники которых непосредственно осуществляют свои полномочия на территориях активных или возможных боевых действий, учитывая наличие средств, могут принять решение о применении положений постановления № 391. К категориям работников, которым может быть установлено повышение, относятся: должностные лица, служащие и рабочие.

Перечень работников

В п.п. 3 п. 1 постановления № 391 установлено, что для целей этой постановления расположение рабочего места работника определяется руководителем госоргана (руководителем госслужбы) путем утверждения соответствующего перечня работников.

Во время военного положения работники могут выполнять задания в штатном режиме или за пределами рабочего помещения, административного здания, то есть дистанционно. При организации дистанционной работы следует руководствоваться ст. 602 КЗоТ и отраслевой нормативкой. Так, в частности, для госслужащих НАГС были разработаны Методрекомендации № 215*.

* Методические рекомендации по организации работы государственных служащих за пределами административного здания государственного органа, утвержденные приказом НАГС от 13.11.2020 № 215-20.

Коэффициенты повышения устанавливаются по признаку территории, на которой работники осуществляют свои полномочия, а не по признаку формата работы

Об этом четко указано в совместном письме. Поэтому в соответствующий перечень включаются работники, которые непосредственно выполняют свои полномочия на территориях возможных или активных боевых действий. При этом неважно, работают они на таких территориях в штатном режиме или дистанционно (дома). В то же время если, например, госорган расположен на территории активных (возможных) боевых действий, но работник переехал и работает дистанционно на мирной территории, то он уже не имеет права на повышение оклада.

Период применения

В п. 4 постановления № 391 указано, что оно вступает в силу со дня его опубликования и применяется до прекращения или отмены военного положения в Украине.

Постановление № 391 опубликовано 28.04.2023. Следовательно, именно с этой даты работники имеют право на повышение должностных окладов. Основания для установления повышения окладов с начала введения военного положения отсутствуют.

Другие «особые» выплаты

Работникам госорганов, которые непосредственно осуществляют свои полномочия на территориях возможных или активных боевых действий и которым повышаются оклады, другие выплаты за работу с особыми условиями труда, определенные актами КМУ, не устанавливаются. Такое условие закреплено в п.п. 4 п. 1 постановления № 391.

Что же это за выплаты за работу с особыми условиями труда?

В совместном письме указывается, что такой выплатой является надбавка для работников учреждений, которые финансируются из бюджета и размещены в населенных пунктах, расположенных на линии столкновения. Такая надбавка предусмотрена постановлением КМУ от 05.09.2018 № 708.

Но почему-то в совместном письме на упоминается о других «особых» выплатах, в частности карантинной доплате, которая может устанавливаться в том числе и работникам госорганов и ОМС на основании постановления КМУ от 29.04.2020 № 375. По сути, такая доплата также является выплатой за особые условия труда. Наверное, все три ведомства исходили из того, что постановление № 375 действует лишь на время ковидного карантина, установленного КМУ. А после 30 июня 2023 года карантин, скорее всего, отменят, по крайней мере так заявлял Министр здравоохранения. Но в контексте постановления № 391 все же нужно учитывать и карантинную доплату.

Поэтому если к окладу работника применяется повышающий коэффициент согласно п.п. 1 п. 1 постановления № 391, то на другие выплаты за работу с особыми условиями труда он не имеет права. А вот права на стимулирующие выплаты, определенные отраслевой нормативкой, у работников остаются. Ведь ограничение касается только «особых» выплат, определенных отдельными постановлениями Кабмина.

Порядок финансирования

Центральным и местным органам исполнительной власти вместе с другими госорганами и Минфином поручено обеспечить определение источников покрытия расходов для реализации постановления № 391. То есть нужно дополнительное финансирование, чтобы обеспечить повышение окладов на соответствующие коэффициенты.

В то же время в ст. 22 Закона о Госбюджете-2023* установлено, что в 2023 году для всех категорий работников учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы, государственных органов размер зарплаты (денежного обеспечения) может изменяться исключительно в пределах бюджетных назначений на оплату труда, предусмотренных в государственном бюджете.

* Закон Украины «О Государственном бюджете на 2023 год» от 03.11.2022 № 2710-IX.

К тому же если вспоминать, когда и как в последний раз повышались оклады работникам, о которых упоминается в постановлении № 391, то ситуация достаточно грустная.

Так, что касается госслужащих, то повышения окладов от Кабмина в этом году получили лишь ведущие и рядовые специалисты отдельных госорганов. Впрочем и оно носило формальный характер и происходило в пределах фондов заработной платы, утвержденных в сметах (см. статью «Оклады госслужащих — 2023: анализируем повышение от Кабмина» // «Оплата труда». 2023, № 2. А должностные лица и служащие ОМС вообще уже почти 3 года без повышения.

Однако все же надеемся на лучшее — средства на реализацию постановления № 391 будут выделяться и работники будут получать надлежащее повышение своевременно.

Выводы

  • Размер коэффициента повышения окладов зависит от типа территории, на которой расположен госорган. При определении территории руководствуемся Перечнем № 309.
  • Коэффициенты повышения устанавливаются по признаку территории, на которой работники осуществляют свои полномочия, а не по признаку формата работы.
  • Оклады повышаются с 28.04.2023 и до прекращения/отмены военного положения.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше