12.12.2024
Прежде всего напомним, что с 19.07.2022 за мобилизованными работниками работодатель должен сохранять только место работы и должность (ч. 3 ст. 119 КЗоТ). А вот сохранять за такими работниками еще и средний заработок уже не нужно.
Исключением определенное время были мобилизованные педагогические и научно-педагогические работники. За ними работодатели продолжали сохранять средний заработок и после 19.07.2022. Однако впоследствии (а именно — с 24.12.2023) и для них отменили такую обязанность.
Подробнее об этом читайте в статье «Средняя для мобилизованных педагогов: с 24.12.2023 выплата отменена» // «Оплата труда», 2023, № 24.
Несмотря на это некоторые работодатели (как правило, небюджетники) могли принять решение и в дальнейшем сохранять за своими мобилизованными работниками такие выплаты (на основании ст. 91 КЗоТ).
При этом классифицировать такую добровольную выплату они могли по-разному:
— либо как оплату за неотработанное время работникам, привлекаемым к выполнению государственных или общественных обязанностей, если они выполняются в рабочее время (п.п. 2.2.12 Инструкции № 5*);
— либо как матпомощь.
* Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 № 5.
Более того, размер такой добровольной выплаты работодатели могли определить самостоятельно. Например, осуществлять такую выплату в размере средней зарплаты, МЗП или должностного оклада.
В рассматриваемой ситуации работодатель осуществлял мобилизованному работнику добровольные выплаты ежемесячно в течение 2022 — 2024 годов, да еще и в размере средней зарплаты. Поэтому, по нашему мнению, такая выплата должна относиться к фонду дополнительной зарплаты в составе расходов на оплату за неотработанное время работникам, привлекаемым к выполнению государственных или общественных обязанностей, если они выполняются в рабочее время.
Как это повлияет на расчет отпускной компенсации, рассмотрим далее. Однако сначала хотим напомнить об определенных нюансах формирования отпускного стажа у мобилизованных работников.
19.07.2022, кроме того что была отменена обязанность работодателей сохранять средний заработок за мобилизованными работниками (на тот момент — за исключением педработников), были внесены изменения и в п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об отпусках*.
* Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 № 504/96-ВР.
В указанной норме было зафиксировано, что время, в течение которого за работником, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, сохранялись место работы и должность, не включается в его отпускной стаж.
Иначе говоря, дни военной службы мобилизованного работника, приходящиеся на период:
— до 19.07.2022, формируют его отпускной стаж;
— с 19.07.2022 (для педработников — с 24.12.2023) до дня его увольнения со службы, не попадут в его отпускной стаж. То есть за это время у работника не накапливаются дни неиспользованного ежегодного отпуска.
Заметьте: тот факт, что в этот период работодатель осуществлял такому работнику добровольные выплаты в размере среднего заработка, на формирование стажа работы, дающего право на ежегодный отпуск, никак не влияет.
В приведенной ситуации работник мобилизован с 01.07.2022. Соответственно дни военной службы, пришедшиеся на период:
— с 01.07.2022 по 18.07.2022, попадут в его отпускной стаж;
— с 19.07.2022 по 29.11.2024, в отпускной стаж не войдут. А значит, за этот период количество дней ежегодного отпуска, которые следует компенсировать мобилизованному работнику при увольнении, не увеличится.
Теперь переходим к нюансам расчета отпускной компенсации.
Расчет отпускной компенсации осуществляют в соответствии с требованиями Порядка № 100*.
* Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 № 100.
По общему правилу исчисление средней заработной платы для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска проводится исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу выплаты компенсации.
В то же время исчисление компенсации за неиспользованные отпуска, на которые работник приобрел право до 31.12.2023, проводится исходя из выплат, начисленных в 2023 году (абз. 2 п. 2 Порядка № 100).
То есть при расчете отпускной компенсации нужно учитывать год приобретения права на компенсируемый отпуск.
Если право на ежегодный отпуск приобретено до 31.12.2023, то расчетный период составят месяцы 2023 года. А если с 01.01.2024, то расчетный период — в общем случае это последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.
Обо всех подробностях определения расчетного периода для исчисления отпускной средней читайте в статье «Компенсация отпуска в 2024 году: играем по новым правилам» // «Оплата труда», 2024, № 1 и статье «Компенсация отпуска: пришло время двух расчетных периодов» // «Налоги & бухучет», 2024, № 16 (ср. ).
В рассматриваемой ситуации дни неиспользованного ежегодного отпуска могли накопиться у нашего мобилизованного работника только за период до 19.07.2022 (то есть до 31.12.2023). А значит, для определения суммы компенсации достаточно будет рассчитать одну среднюю зарплату — исходя из выплат, начисленных в 2023 году.
Однако войдут ли в такой расчет добровольные выплаты мобилизованному работнику в размере средней зарплаты, осуществленные ему работодателем в течение 2023 года? Да, эти выплаты будут участвовать в расчете.
Дело в том, что нормы Порядка № 100 требуют исключать:
— из расчетного периода, в частности, время, в течение которого работник согласно законодательству не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично (абз. 7 п. 2 Порядка № 100);
— из расчета отпускной средней разовые выплаты (в частности, суммы матпомощи) (п. 4 Порядка № 100).
В рассматриваемой ситуации работодатель в течение 2023 года ежемесячно осуществлял добровольные выплаты мобилизованному работнику:
— которые не являются разовыми выплатами (считаются начислениями за неотработанное время работникам, привлекаемым к выполнению государственных или общественных обязанностей);
— осуществлялись в размере средней зарплаты. А значит, нельзя считать, что период военной службы был оплачен мобилизованному работнику частично.
Исходя из этого, делаем вывод: добровольные выплаты (как и дни военной службы) будут участвовать в расчете средней зарплаты для оплаты компенсации за неиспользованные отпуска.
Кстати, это подтвердило и Минэкономики в своем письме от 24.10.2023 № 4707-05/57286-09 (см. статью «Добровольная средняя мобилизованному: считаем отпускные и компенсацию» // «Оплата труда», 2023, № 21).
Покажем, как применить все вышесказанное, на примере.
Пример. Работник, мобилизованный с 01.07.2022, увольняется по собственному желанию 29.11.2024. Как рассчитать отпускную компенсацию такому работнику, если известно, что:
— в течение 2022 — 2024 годов работодатель осуществлял такому работнику добровольные выплаты в размере средней зарплаты. Общая сумма выплат за 2023 год составляет 81600 грн;
— по состоянию на 19.07.2022 у работника накопилось 15 дней неиспользованного ежегодного основного отпуска.
Поскольку право на 15 дней неиспользованного ежегодного отпуска работник приобрел до 31.12.2023, то расчетный период для исчисления отпускной средней составят месяцы 2023 года.
Что касается выплат, то в расчете отпускной средней будет участвовать общая сумма добровольных выплат в размере средней зарплаты, осуществленных работодателем в течение такого расчетного периода. Она составляет 81600 грн.
Средняя зарплата для исчисления отпускной компенсации равна:
81600 : 365 = 223,56 грн,
где 365 — количество календарных дней в 2023 году.
Сумма отпускной компенсации составляет:
223,56 × 15 = 3353,40 грн.