Правовой статус
На территориях, где введено военное положение, могут создаваться временные органы государственной власти — военные администрации (далее — ВА). Об этом четко указано в ч. 1 ст. 4 Закона № 389*. ВА образуются на уровне области, района или населенного пункта.
* Закон Украины «О правовом режиме военного положения» от 12.05.2015 № 389-VIII.
Основными задачами ВА являются:
— реализация норм Конституции и законов Украины;
— обеспечение взаимодействия с военным командованием во внедрении мероприятий организации обороны, гражданской защиты, поддержания общественного порядка;
— защита критической инфраструктуры;
— охрана прав и свобод граждан.
ВА населенных пунктов формируются в пределах территориальных громад в тех случаях, когда соответствующие органы местного самоуправления (далее — ОМС), их исполнительные органы и председатели громад не могут выполнять свои конституционные и законодательные полномочия.
Руководство ВА населенного пункта осуществляет начальник, который назначается и увольняется с должности Президентом Украины. Назначение происходит на основании представления Генерального штаба ВСУ или соответствующей областной государственной администрации.
Финансирование деятельности
Источники финансирования ВА определены в п. 2 Порядка № 397*. Финансирование осуществляется:
1) ВА населенных пунктов — за счет средств соответствующего местного бюджета территориальной громады, где образована ВА;
2) областных и районных ВА — за счет средств государственного бюджета и соответствующих областных и районных бюджетов.
Средства областных и районных бюджетов для осуществления областными и районными ВА своих полномочий предусматриваются путем установления бюджетных назначений в виде субвенции из местного бюджета распорядителю средств государственного бюджета. Главный распорядитель средств местного бюджета согласно бюджетным назначениям перечисляет средства распорядителю средств государственного бюджета на отдельный специальный счет, открытый в установленном порядке в органе Казначейства по месту обслуживания распорядителя бюджетных средств.
Расходы на обеспечение деятельности ВА населенных пунктов осуществляются по КПКРК 0160 «Руководство и управление в сфере соответствующей в городах (городе Киеве), поселках, селах, территориальных громадах». В свою очередь, расходы на обеспечение деятельности районных и областных ВА осуществляются по бюджетным программам, предусмотренным для содержания соответствующих районных и областных госадминистраций (пп. 6 и 7 Порядка № 397).
Структура и штат
ВА населенных пунктов создаются:
— из числа военнослужащих воинских формирований, а также представителей рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и службы гражданской защиты, которые командируются в такие администрации в порядке, установленном законодательством. При этом они продолжают проходить службу в своих органах без исключения из штатного расписания;
— из работников, заключивших трудовой договор с областной ВА (если она создана), или непосредственно с Генеральным штабом ВСУ (в случае отсутствия областной ВА в регионе).
Оплата труда
Размер зарплаты работников областных и районных ВА определяется согласно условиям оплаты труда, установленным для соответствующих работников районных, областных госадминистраций. А зарплата работникам ВА населенных пунктов начисляется согласно условиям оплаты труда, установленным для работников соответствующих ОМС (п. 4 Порядка № 397).
Решение о порядке и размерах премирования начальника ВА населенного пункта принимается председателем соответствующей районной госадминистрации (начальником районной ВА) по согласованию с председателем областной госадминистрации (начальником областной ВА).
Отметим, что Закон № 389 не содержит норм об определении статуса работников ВА. Такие работники не принимают Присягу должностных лиц местного самоуправления или государственного служащего и поэтому не имеют статуса должностного лица местного самоуправления / государственного служащего. Об этом отмечают специалисты НАГС в письме от 14.05.2024 № 5545/10.3-24 (ср. ). Соответственно работники ВА не имеют права на установление надбавок за ранг и выслугу лет.
Вместе с тем Законом № 4322* предусматривается, что время работы на должностях начальников ВА населенных пунктов и других работников ВА, заключивших трудовой договор с областными ВА или с Генеральным штабом ВСУ, будет засчитываться в стаж государственной службы. Это не касается работников, выполняющих функции по обслуживанию, и технических работников. Отметим, что Закон № 4322 уже принят Верховной Радой и направлен на подпись Президенту.
Также в письме от 09.12.2024 № 4701-05/88089-09 специалисты Минэкономики отмечают, что работникам ВА населенных пунктов предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 24 календарных дня за отработанный рабочий год, который отсчитывается со дня заключения трудового договора. То есть права на продленный отпуск работники ВА населенных пунктов не имеют.
Военнослужащим, командированным в ВА, выплачивается денежное обеспечение исходя из окладов по должностям, занимаемым указанными лицами в ВА, в которые они командированы, и другие выплаты, установленные для соответствующих работников этих органов. А также оклады по воинским (специальным) званиям и надбавки за выслугу лет в размерах и порядке, определенных законодательством для военнослужащих.
Выводы
- Финансирование деятельности ВА осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
- Работники ВА получают зарплату согласно условиям оплаты труда, установленным для работников областных госадминистраций и ОМС.
- Статуса госслужащих и должностных лиц работники ВА не имеют, поэтому не получают надбавки за ранг и выслугу лет.