Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Ценники: кто их проверяет и какие они должны быть?

Редакция СД
Собственное Дело Август, 2008/№ 16
Печать
Статья

Ценники: кто их проверяет и какие они должны быть?

 

Узнать цену товара (услуги) проще всего из ценника. Но всегда ли он имеется? А если и есть, то соответствует ли требованиям законодательства? Знать это важно в первую очередь продавцу, чтобы избежать штрафов за отсутствие или несоответствующее оформление ценника, и, кроме того, покупателю, чтобы защитить свои права в случае их нарушения.

Итак, разбираемся с ценниками.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон о госналогслужбе

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Положение № 1177

— Положение о порядке наложения и взимания штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей, утвержденное постановлением КМУ от 17.08.2002 г. № 1177.

Инструкция № 2

— Инструкция о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли и заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 04.01.97 г. № 2.

Правила № 322/795

— Правила торговли антикварными вещами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства культуры и искусств Украины от 29.12.2001 г. № 322/795.

Правила № 104

— Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

Правила № 185

— Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.

Инструкция о применении финансовых санкций Госинспекцией по ценам

— Инструкция о порядке применения экономических и финансовых (штрафных) санкций органами государственного контроля за ценами, утвержденная приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства финансов Украины от 11.07.2003 г. № 298/519.

 

Требования к ценникам

Обязательные реквизиты.

Любой продавец обязан проинформировать потребителей о ценах на реализуемый товар, продукцию или услуги. В случае оптовой торговли (продажа товара иным субъектам хозяйствования) о цене стороны договариваются и фиксируют ее в договоре поставки. Если же торговля розничная (продажа гражданам-физлицам) — нужны ценники. Об этом сказано в:

Законе о защите прав потребителей (пункт 3 статьи 15);

Законе об РРО (часть 8 статьи 3).

Так, в частности, согласно

пункту 3 статьи 15 Закона о защите прав потребителей «продавец (исполнитель), который реализует продукцию, должен обязательно указывать цену каждой единицы такой продукции или одной категории продукции и цену одной стандартной единицы этой продукции.

Надписи относительно цены реализации продукции должны быть четкими и простыми для понимания».

В

Законе об РРО указано, что «субъекты предпринимательской деятельности… при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны… реализовывать товары (предоставлять услуги) при условии наличия ценника на товар (меню, прейскуранта, тарифа на предоставляемую услугу) в денежной единице Украины».

Теперь разберемся с тем, как указывать цену. Приклеивать на каждый экземпляр товара отдельный ценник — далеко не единственный способ выполнить требования законов. Информация о розничных ценах на товар может быть представлена так (

пункт 6 Инструкции № 2):

 

Как указать цену на товар

На предприятиях розничной торговли

В заведениях ресторанного хозяйства

— в виде ярлыков цен (ценников) на образцах товаров; — в виде указателей цен справка 1

— в виде меню справка 1; — в виде прейскурантов справка 1 алкогольных напитков; — в виде прейскурантов цен на приобретаемые товары

 

Несмотря на то что способы указывать цену различны, требования к оформлению как обычных ценников, так и указателей цен, прейскурантов, меню и т. п. одинаковые. Какими же они должны быть? Откроем

пункт 7 Инструкции № 2 (см. табл.):

 

Что указывать в ценнике, указателе цен, меню, прейскуранте

Вид товара

Обязательные реквизиты ценника

Торговля продовольственными товарами

Товары, которые продаются на развес

Название товара, сорт, цена за один килограмм или за 100 г

Товары или напитки, которые продаются на разлив

Название товара или напитка, сорт, цена за единицу объема или единицу веса

Штучные товары и напитки в бутылках

Название товара или напитка, вес или вместимость, сорт, цена за штуку

Расфасованные товары

Название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов, вес единицы расфасовки, цена за единицу расфасовки

Торговля непродовольственными товарами

Товары, на которые цены устанавливаются в зависимости от сорта

Название товара, сорт, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки

Товары, на которые цены не зависят от сорта

Название товара, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки

Мелкие искусственные товары (парфюмерные, галантерейные и др.)

Название товара, вес или объем, цена за штуку или единицу упаковки

Заведения ресторанного хозяйства

Блюда, кулинарные, мучные кондитерские изделия, напитки собственного производства

В меню указывается перечень такой продукции, выход и цена одной порции

Алкогольные и безалкогольные напитки, пиво, табачные и кондитерские изделия и иные товары

В прейскуранте указывается перечень таких товаров, масса, объем и цена за единицу соответствующего продукта, для алкогольных напитков — емкость бутылки, цена за бутылку, за 50 мл и 100 мл

 

Кроме всего прочего, на ценнике (указателе цен) обязательно должна быть

дата установления цены, подпись лица, уполномоченного устанавливать цену (предпринимателя или уполномоченного им работника), а также печать или штамп субъекта хозяйствования (пункт 9 Инструкции № 2). Правда, если товар идентифицируется по штрихкодам, а цена хранится в памяти РРО или компьютера, то дату, подпись и печать (штамп) на ценниках можно не указывать (но при этом в торговом зале должен находиться прейскурант цен с датой, подписью уполномоченного лица и печатью).

В заведениях ресторанного хозяйства

меню и прейскурант должны быть подписаны руководителем и материально ответственным лицом (заведующим производства, бригадиром, буфетчиком, барменом и т. п.) и скреплены печатью субъекта хозяйствования.

Цена товара, указанная на ценнике, обязательно выражается в денежной единице Украины, т. е.

в гривне. Поэтому лучше всего так и писать: стоимость товара, а затем «грн.» (например, «50,00 грн.»). Конечно, можно указать цену только цифрами («50,00»), но тогда, во избежание недоразумений с проверяющими, целесообразно разместить на каждой витрине и выкладке товаров отдельные вывески об установлении цен в гривне.

Когда и где лучше выставить ценник.

Ценники нужно сформировать до того, как товар поступит в торговый зал, поэтому перед началом торговли целесообразно проверить их наличие на весь предлагаемый товар, а также своевременно уничтожить ценники по тем товарам, которых в продаже уже нет справка 2.

Размещать

отдельно изготовленные ценники можно возле товара (например, на полках, на стеллажах, непосредственно на образцах товаров или подвесить над выкладкой товара), главное, ценник должен находиться возле соответствующего товара, чтобы не вводить покупателей в заблуждение. Кроме того, цены могут быть указаны на товарных ярлыках, этикетках предприятий-изготовителей, упаковке, в которой товар продается населению, или непосредственно написаны на самом товаре, если обозначение цены не портит его товарный вид и не снижает качества товара (единственное замечание — запрещено писать цену карандашом).

При продаже печатной продукции ценники оформляют на ее образцах с указанием цены издания и даты обозначения цены. При реализации периодических печатных изданий

(газет, журналов и т. п.) цены отражаются непосредственно на их образцах, которые хранятся до конца продажи.

Аптеки должны соблюдать дополнительное требование: цены

на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения необходимо указывать непосредственно на оригинальной упаковке изделия.

Цена на ценнике.

Теперь о том, какие цифры писать на ценнике. Вот несколько основных правил:

1.

НДС. Розничная цена указывается с учетом НДС и иных непрямых налогов, при этом отдельной строкой выделять на ценнике эти налоги не нужно (письмо Минэкономики от 17.01.2001 г. № 55-38/15, пункт 3 статьи 15 Закона о защите прав потребителей).

2.

Переоценка (дооценка, уценка). Если цена реализации товара снижается в связи с переоценкой, на ценнике необходимо зачеркнуть первоначальную цену и написать новую, удостоверив ее подписью работника, ответственного за установление цен. Если первоначальную цену зачеркнуть невозможно, новая цена наклеивается поверх предыдущей. В процессе переоценки на ценниках проставляется буква «П», обозначающая проведение переоценки.

Кроме того,

объявление о новых ценах нужно разместить в торговом зале и хранить до окончательной продажи переоцененных товаров.

3.

Скидки/распродажа. Как оформлять ценники в случае скидок/распродаж, в Инструкции № 2 не сказано. Поэтому, чтобы избежать споров с покупателями или проверяющими, при оформлении ценников нужно учитывать несколько нюансов:

— указывать только первоначальную цену и скидку (без окончательной цены) нельзя, так как в данном случае на ценнике отсутствует цена, действующая на момент применения скидки (т. е. будет нарушен

пункт 7 Инструкции № 2);

— ничего не делать с ценниками, повесив в торговом зале табличку с указанием суммы (процента) скидки на определенную группу товара, тоже не выход, поскольку в этом случае в ценнике также будет отсутствовать цена, действующая на момент применения скидки (снова нарушение

пункта 7 Инструкции № 2).

На наш взгляд, лучше поступить так:

указать на ценнике первоначальную цену, скидку и новую цену. Такой вариант не нарушает нормы Инструкции № 2 и одновременно позволяет выполнить требования пункта 6 статьи 15 Закона о защите прав потребителей, согласно которой в период проведения распродаж или предоставления скидок потребителей нужно проинформировать «о цене продукции, которая была установлена до начала проведения соответствующей распродажи, применения скидок или уменьшения цены, а также цене этой же продукции, установленной после их начала».

4. Бесплатная раздача.

При проведении рекламных мероприятий (акций), связанных с бесплатной раздачей товара, вполне допустимо указать на ценнике «0 грн. 0 коп.» (письма Госкомпредпринимательства от 18.07.2007 г. № 5279, Госинспекции по контролю за ценами от 02.03.2007 г. № 200/3-10/378).

 

Ответственность

За отсутствие ценника или несоответствие его требованиям законодательства на предпринимателя могут быть наложены сразу несколько штрафов.

Часть 7 статьи 23 Закона о защите прав потребителей

предусматривает наличие ответственности за «отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции — в размере тридцати процентов стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан…» (т. е. не менее 85 грн.). Нормы данного Закона распространяются на всех субъектов хозяйствования независимо от избранной системы налогообложения.

На основании

статьи 23 Закона об РРО: «…к субъектам предпринимательской деятельности, которые не выставили ценники на реализуемый товар (меню, прейскуранты или тарифы на услуги, которые предоставляются), используют ценники и прейскуранты, содержащие цены и тарифы в иностранной валюте или в других единицах, которые не являются гривней, применяется финансовая санкция в размере одного необлагаемого минимума доходов граждан за каждый невыставленный ценник на товар (меню, прейскурант или тариф на услугу) или выставленный ценник… в иностранной валюте или в других единицах». Иными словами, за невыставление ценника (даже если он был в наличии) грозит штраф в размере 17 грн.

Интересно отметить, что за неверное оформление ценника по

статье 23 Закона об РРО предпринимателя наказать не получится (ведь если ценник стоит и цена на нем указана в гривне, требование статьи 23 Закона об РРО будет выполнено).

Кроме того, отсутствие или неправильное оформление ценника является нарушением правил розничной торговли (

пункт 15 Правил № 104, пункт 16 Правил № 185), а за это дополнительно ко всему предусмотрен админштраф по статье 155 КУоАПот 17 до 170 грн. (от 1 до 10 ннмдг).

 

Кто имеет право проверять ценники и налагать штрафы

По

Закону о защите прав потребителей наложить штраф на нарушителя имеют право глава Госстандарта, его заместители, начальники территориальных органов Госстандарта и их заместители по результатам проверок. Вопрос о наложении штрафа рассматривается, как правило, при участии субъекта хозяйствования (пункты 3 и 4 Положения № 1177).

Штрафы по

Закону об РРО могут наложить налоговики по результатам проверки (часть 2 статьи 11 Закона о госналогслужбе).

Дела об административных нарушениях по

статье 155 КУоАП рассматривает орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей.

У Госинспекции по контролю за ценами оснований налагать штрафы за отсутствие ценников или неправильное их оформление нет.

В ее компетенцию в основном входит проверка правильности установления продавцом размера цены. То есть, во-первых, за нарушение Закона об РРО или Закона о защите прав потребителей наложить штраф данный орган не может, а во-вторых, даже в специальном документе, которым пользуется Госинспекция по ценам (Инструкция о применении финансовых санкций Госинспекцией по ценам), ничего о ценниках не говорится.

 

Выводы

Любой продавец обязан проинформировать потребителей о ценах на товар (услуги). Для этого можно использовать как ценники, так и указатели цен или прейскуранты. Оформлять их нужно, соблюдая требования действующего законодательства, в частности:

практически всегда ценник (меню, прейскурант) должен, кроме цены, содержать дату ее установления, подпись ответственного лица и печать или штамп субъекта хозяйствования.

За отсутствие ценников или неверное их оформление предпринимателю грозит штраф по

Закону об РРО в размере 17 грн. за каждый невыставленный ценник, по Закону о защите прав потребителейот 85 грн. и выше за отсутствие необходимой информации о товаре, а также админштраф за нарушение правил торговли — от 17 грн. до 170 грн. Взыскивают такие штрафы налоговики, а также органы по защите прав потребителей. Госинспекция по контролю за ценами в данном случае штрафовать не имеет права.

Справочная информация (справка)

1

Напомним, что ценник предназначен для обозначения цены только на один товар.

Указатель цен

содержит цены на группу товаров. Так, согласно пункту 3 статьи 15 Закона о защите прав потребителей продавец обязан «указать цену каждой единицы продукции или одной категории продукции». Поэтому в указателе цен можно отражать цены на группу товаров только одной категории.

Прейскурант

— то же, что и указатель цен, только в сфере общепита (на алкогольные напитки).

В

меню указываются цены на блюда, а также кулинарные, булочные, мучные кондитерские изделия, которые предлагаются в течение дня.

2

При продаже некоторых товаров ценник нужно отдать покупателю (например, в случае реализации антиквариата — подпункт 1.9 Правил № 322/795).
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц