Темы статей
Выбрать темы

Как правильно трудоустроить инвалида

Редакция СД
Статья

Как правильно трудоустроить инвалида

 

Сегодняшний наш разговор — о вопросах трудоустройства инвалидов. Что необходимо предпринять частному предпринимателю, чтобы избежать штрафов, правильно и своевременно подать Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов в Фонд социальной защиты инвалидов, какие проверки проводят представители этого Фонда, в каком порядке и с какой частотой они проводятся — вот круг вопросов, которые очень волнуют наших читателей.

Поэтому мы пригласили в гости к «СД» Яценко Александра Петровича — заместителя начальника отдела обеспечения поступлений, организационной работы по социальной защите инвалидов и кадрового обеспечения Харьковского областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов. С его помощью мы не только получим ответы на все ваши вопросы, но и послушаем полезные советы специалиста-практика.

 

Прежде всего давайте вспомним, что с 1 января 2006 года согласно

статье 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII (далее — Закон № 875) частные предприниматели — физические лица, имеющие 8 и более наемных работников, обязаны самостоятельно находить и трудоустраивать инвалидов. Кроме того, такие предприниматели обязаны зарегистрироваться в соответствующем отделении Фонда социальной защиты инвалидов (далее — Фонд).

При этом если у предпринимателя

работает от 8 до 25 человек, то он обязан найти и трудоустроить одного инвалида.

Если у предпринимателя работает более 25 человек, то норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов рассчитывается в размере 4 % от среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год. При расчете количество рабочих мест округляется до целого значения (подробнее о расчете норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов см. с. 27 этого номера «СД»).

Внимание

! Не имеет значения, работают ваши наемные работники на полную ставку или полдня. Единственное основание для трудоустройства (или нетрудоустройства) инвалида — численность работников!

А теперь подробнее о процедуре регистрации в Фонде.

 

Как проходит процедура регистрации в Фонде

Есть такой документ —

постановление Кабинета Министров Украины «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 31.01.2007 г. № 70 (далее — постановление № 70).

Этим

постановлением утвержден Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд. Этот порядок распространяется в том числе и на частных предпринимателей, использующих наемный труд, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек.

Для регистрации работодатели

подают собственноручно или направляют заказным письмом:

— заявление в установленной форме;

— копию свидетельства о государственной регистрации физического лица.

Датой регистрации считается дата предоставления документов работодателем, а в случае направления их по почте — дата, указанная на почтовом штемпеле. Если вы направляете документы

по почте, копия свидетельства о государственной регистрации должна быть нотариально заверена. Вновь зарегистрированным предпринимателям подавать (направлять) документы следует не позднее чем в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации.

Если же у субъекта предпринимательства работает меньше 8 человек, регистрироваться в Фонде не обязательно.

 

Совет от А. П. Яценко.

Фонд регистрирует субъектов предпринимательства с любым количеством человек. Часто предприниматели-физлица, имеющие численность 2 — 3 человека, сами настаивают на регистрации. И правильно делают, потому что такие работодатели думают о завтрашнем дне и работают с перспективой на увеличение штата сотрудников.

Кроме того, случается, что субъекты предпринимательства, не подпадающие под действие статьи 19 Закона № 875 (менее 8 человек), не регистрируются и не сдают отчеты и таким образом ошибочно вносятся в списки должников и штрафников. Как следствие, начинаются долгие выяснения, отнимающие драгоценное время руководителя. Чтобы избежать подобной ситуации, рекомендуем написать на имя руководителя Фонда письмо, что такой-то предприниматель не сдает отчет, так как численность работников составляет менее 8 человек. К такому письму необходимо присовокупить документ, подтверждающий этот факт. Данные о предпринимателе сотрудники Фонда внесут в компьютер — и вы живете спокойно: вас более никто (по «инвалидному» вопросу) не потревожит.

 

Порядок предоставления отчетности

Постановлением № 70

утвержден также и Порядок предоставления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства. Согласно этому Порядку предприниматели, у которых работает 8 и более человек, обязаны не только трудоустроить инвалида, но и предоставить отчет об этом факте в Фонд Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов. Эту форму отчетности работодатели должны подавать ежегодно до 1 марта, то есть последний день предоставления — 29 февраля.

Датой поступления Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов считается дата предоставления работодателем Отчета в отделение Фонда, а в случае направления его по почте — дата на почтовом штемпеле.

Кроме предоставления Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов в Фонд, в обязанности такого работодателя входит предоставление информации о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в центр занятости.

Вот что обязан сделать предприниматель, у которого по основному месту работы работает 8 и более человек.

А что происходит, если предприниматель не выполняет и уклоняется? Факты нарушения законодательства выявляются в ходе проверок.

 

Виды проверок и порядок их проведения

И вновь мы обращаемся к

постановлению № 70, которым утвержден также и Порядок проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд (далее — Порядок) справка 1.

В соответствии с вышеуказанным

Порядком отделения Фонда по приказу руководителя могут проводить плановые и внеплановые, выездные и невыездные проверки.

Плановые выездные проверки

проводятся не чаще одного раза в календарный год. О предстоящей проверке предприниматель сможет узнать на основании уведомления, предоставленного отделением Фонда в его адрес, не позднее чем в течение десяти дней до начала проведения плановой проверки.

Невыездные проверки

проводятся на основании отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов.

Внеплановые проверки

проводятся исключительно в случаях, указанных ниже:

— по решению суда;

— по требованию контрольно-ревизионных, налоговых, правоохранительных органов и органов прокуратуры;

— по желанию работодателя;

— в случае непредоставления работодателем Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов или предоставления такого Отчета с ошибками, которые привели к неуплате суммы административно-хозяйственных санкций или уплате их не в полном объеме.

Основанием для допуска на проведение проверки

является предоставление проверяющими служебного удостоверения и направления на проверку, подписанных руководителем и скрепленных печатью отделения Фонда . Из направления можно узнать цель, вид проверки (плановая или внеплановая), основание, дату ее начала и окончания.

Срок проведения проверки (плановой и внеплановой) не должен превышать трех рабочих дней.

Этот срок может быть продлен только приказом руководителя отделения Фонда или лица, исполняющего его обязанности, еще на три дня.

 

Проверка может проводиться только сотрудниками Фонда либо комплексно.

Если проверка проводится комплексно, то к сотрудникам Фонда могут присоединиться работники прокуратуры, правоохранительных органов, налоговики и другие заинтересованные лица.

 

Что проверяют

В ходе проведения плановой или внеплановой проверки предприниматель может предоставить проверяющим только те документы, которые тем или иным образом касаются инвалидов. В частности:

— уведомление о регистрации работодателя в отделении Фонда;

— отчеты о занятости и трудоустройстве инвалидов;

— копии документов, подтверждающих инвалидность работников;

— трудовые договоры;

— табели учета использования рабочего времени и расчеты заработной платы;

— ведомости начисления заработной платы;

— расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости;

— табели выхода на работу.

Безусловно, проверяющие осмотрят рабочее место инвалида и поговорят с ним лично. Допускается надомная работа инвалида. Неисключено, что специалисты Фонда захотят ознакомиться с процессом работы инвалида на дому.

Никакие другие документы, а также нюансы предпринимательской деятельности не должны интересовать сотрудников Фонда и присоединившихся к ним органов в ходе комплексной проверки.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. Первый экземпляр акта остается в отделении Фонда, второй — передается предпринимателю, у которого проводилась проверка.

Если вы не согласны с результатами проверки, свое несогласие и пояснения можно выразить в письменной форме в момент подписания акта или направить их по почте в течение 3-х рабочих дней после подписания акта. После получения объяснения или возражения Фонд должен уведомить заявителя о результатах рассмотрения в течение 10 рабочих дней.

Учтите, проверить вас могут не только за истекший 2007 год, но и за 2006. А штрафные санкции очень жесткие.

Переходим к печальному разделу.

 

Штрафные санкции

Еще раз напомним: если вас до сих пор не проверили специалисты Фонда социальной защиты инвалидов, то этот факт вовсе не означает, что о вас забыли. Все дело в сильной занятости сотрудников Фонда. Но данные о каждом физлице, прошедшем государственную регистрацию, находятся в электронной базе Фонда. И рано или поздно, если вы, конечно, нарушитель, тучи сгустятся над вашей головой…

 

Административно-хозяйственная санкция (АХС)

Если вы не трудоустроили инвалида (а должны были это сделать), то вам необходимо самостоятельно рассчитать и уплатить АХС отделению Фонда по месту своей регистрации

до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение.

АХС установлены в размере среднегодовой заработной платы за каждое рабочее место, не занятое инвалидом. При этом, если на предприятии работает от 8 до 15 человек, размер штрафной санкции определяется в размере половины среднегодовой заработной платы.

Нарушение сроков уплаты АХС влечет за собой начисление пени.

Пеня начисляется в размере 120 % годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на момент уплаты, которая начислена на полную сумму недоимки за весь ее срок.

В случае добровольной неуплаты указанных штрафов их удерживают в принудительном порядке — через суд.

И суммы очень внушительные!

 

Административный штраф

Админштраф налагается в соответствии со

статьей 188 1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП). Ответственность установлена за:

— невыполнение норматива трудоустройства инвалидов;

— непредоставление Фонду Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов.

Размер админштрафа составляет

от 170 до 340 грн. (от 10 до 20 ннмдг).

Штраф налагается на физическое лицо, использующее наемный труд.

Протокол об административном правонарушении составляют сотрудники Фонда. После чего протокол передают в суд, который и принимает окончательное решение о наложении или отмене админштрафа.

То есть

представители Фонда только составляют протоколы, а размер административного штрафа устанавливает суд.

В связи с этим (если предприниматель оказался в ситуации, когда на него собираются наложить такой штраф) лучше в суд явиться лично и попытаться «чистосердечным раскаянием» урегулировать вопрос о наложении штрафа хотя бы в сторону его уменьшения. Достаточно часто судьи с пониманием относятся к проблемам частных предпринимателей.

 

Об аттестации рабочих мест

Рабочие места для инвалидов могут создаваться как

обычные, так и специализированные.

Обычным считается рабочее место, которое по условиям труда и с учетом физических возможностей инвалида может быть использовано для его трудоустройства.

Специализированное рабочее место — это рабочее место со специальным и техническим оборудованием и устройствами для работы инвалида в зависимости от анатомических дефектов или нозологических форм заболевания, с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), профессиональных навыков и знаний инвалида.

Ранее, до 12.02.2007 г. (до даты вступления в силу

постановления № 70), рабочее место инвалида считалось созданным и введенным в действие только после процедуры аттестации рабочего места, которая была установлена Положением о рабочем месте инвалида и порядке трудоустройства инвалидов, утвержденным постановлением КМУ от 03.05.95 г. № 314.

Постановление № 70

отменяет это постановление и соответственно — процедуру. Но отмена аттестации рабочего места инвалида вовсе не означает несоблюдение соответствующих и специальных требований к его организации.

Совет от А. П. Яценко

Инвалиды на вашем предприятии — категория сотрудников, к которым нужно относиться с повышенным вниманием и с особой тщательностью организовывать рабочие места. Поэтому, чтобы оградить себя, как руководителя предприятия, от всяких неожиданностей, проведите аттестацию рабочего места инвалида: получите соответствующие заключения от специалистов по охране труда, МСЭК и т. д. При таком положении вещей никакой несчастный случай (не дай Бог!) вам не страшен: вы надежно защищены документально.

И самое главное: если вам не совсем понятно, что надо делать в плане трудоустройства инвалидов, какие документы и когда подавать, обращайтесь в Фонд социальной защиты инвалидов. По всем вопросам вас проконсультируют квалифицированные специалисты.

И лучше такую консультацию получить до проверки.


Справочная информация (справка)

1

Фонд социальной защиты инвалидов в письме от 22.10.2007 г. № 1/6-449 уведомляет о том, что ни Фонд социальной защиты инвалидов, ни его территориальные подразделения не осуществляют государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности. То есть по сути «проверочный» Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V на проверки, проводимые Фондом, не распространяется. Поэтому при проведении проверок представители Фонда продолжают руководствоваться Порядком проведения проверок, утвержденным постановлением № 70.

 

Материал подготовила Елена Кедрус

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше