Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Заполняем налоговые накладные: актуальные вопросы

Редакция СД
Собственное Дело Февраль, 2008/№ 4
Печать
Статья

Заполняем налоговые накладные: актуальные вопросы

 

Несмотря на то что за десять лет порядок заполнения налоговой накладной можно изучить довольно хорошо, интерес к этой теме не иссякает. Поэтому в данной статье мы поговорим о некоторых актуальных моментах, связанных с составлением такого важного налогового документа.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Налоговая накладная выписана по второму событию

Предприниматель осуществил предоплату за услуги, но налоговую накладную исполнитель выписал на дату подписания акта выполненных работ. Есть ли право на налоговый кредит по такой налоговой накладной, выписанной не по первому событию?

Вообще-то, налоговый кредит по налоговой накладной, в которой дата возникновения налоговых обязательств не совпадает с датой ее выписки, представители налоговой службы могут не признать, ведь основанием для начисления налогового кредита является налоговая накладная, которая выдается плательщиком налога, поставляющим товары (услуги). Эта накладная составляется

в момент возникновения у продавца налоговых обязательств (подпункт 7.2.3 Закона об НДС документ 1).

А датой возникновения налоговых обязательств согласно

подпункту 7.3.1 Закона об НДС является дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит первое из событий:

— либо

дата поступления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет или в кассу продавца в оплату товаров (работ, услуг), подлежащих поставке;

— либо дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) — дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ (услуг) налогоплательщиком.

То есть налоговую накладную исполнитель в данном случае должен был выписать

на дату получения предоплаты. И именно эта дата должна быть в ней указана. Вышло же так, что предприниматель получил налоговую накладную, дата выписки которой не совпадает с датой возникновения налоговых обязательств, а это может быть классифицировано как нарушение порядка ее выписки (хотя и незначительное).

Налоговики при проверке могут настаивать на недействительности такой налоговой накладной, поскольку

дата выписки является ее обязательным реквизитом. Отсутствие же хотя бы одного из реквизитов, перечисленных в подпункте 7.2.1 Закона об НДС, лишает покупателя — плательщика НДС права на включение в налоговый кредит сумм НДС на основании такой налоговой накладной. На это обратил внимание ВХСУ в письмах от 23.11.2001 г. № 01-8/12712 и от 14.02.2002 г. № 01-8/157.

Чтобы не потерять налоговый кредит, предприниматель-заказчик может сразу обратиться к исполнителю с просьбой о замене неправильно оформленной налоговой накладной.

Если исполнитель в такой просьбе откажет, предприниматель имеет право воспользоваться нормами

подпункта 7.2.6 Закона об НДС и приложить к текущей декларации заявление с жалобой на такого поставщика. Это заявление и будет основанием для включения сумм налога в состав налогового кредита. К заявлению нужно приложить копии расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога вследствие приобретения услуг.

Имейте в виду, указанную жалобу следует подавать вместе с декларацией

за тот отчетный период, в котором должна быть выдана налоговая накладная (пункт 7 Порядка № 165 документ 2).

Получив такую жалобу, работники налоговой инспекции проведут внеплановую выездную проверку несговорчивого поставщика для выяснения достоверности и полноты начисления им налоговых обязательств по указанной операции.

А что делать, если жаловаться на партнера вы не хотите, но и перспектива утраты права на налоговый кредит вас не устраивает?

Выход — при общении с проверяющими апеллировать к положительным судебным решениям по подобным делам. Известен не один прецедент, когда незначительные ошибки в налоговой накладной, к которым, судя по всему, относится и данная ошибка, суд признавал

несущественными. Главное, чтобы такая ошибка не нанесла ущерба государству, а именно суммы по спорным налоговым накладным, которые отнесены в налоговый кредит, были включены контрагентом в налоговые обязательства (постановления ВХСУ от 09.09.2004 г. по делу № 5/3258-12/433 и от 06.12.2005 г. по делу № 21-105сво05; см. «СД», 2007, № 20, с. 35).

Кстати, выводы о том, что

налоговые органы должны признавать право на налоговый кредит по слегка неправильным накладным, содержатся также в письмах ГНАУ от 30.06.2000 г. № 9070/7/16-1220-26 и Госкомпредпринимательства от 16.07.2003 г. № 4229.

 

Заполнение налоговой накладной при предоставлении услуг

Каким образом заполняется налоговая накладная при получении частичного авансового платежа за услуги, имеющие только стоимостное выражение?

Вы знаете, что одним из обязательных реквизитов налоговой накладной является количество (объем) поставляемых товаров (услуг). Об этом говорится в

подпункте «е» подпункта 7.2.1 Закона об НДС.

В отношении

услуг, не имеющих количественных показателей, а измеряемых только в стоимостном выражении, пункт 12.4 Порядка № 165 предусматривает такой подход — указание в графе 5 «Количество (объем)» налоговой накладной «услуга».

Если налоговая накладная выписывается по операции, когда база налогообложения определяется

с учетом суммы процентов, в графе 5 указывается «проценты». При этом в графе 4 «Единица измерения товаров (услуг)», где указывается единица измерения, проставляется «грн.». Такие разъяснения приведены в письме ГНАУ от 02.12.2005 г. № 24078/7/16-1117.

Из данных разъяснений можно сделать такой вывод. В

пункте 12.4 Порядка № 165 проценты упомянуты как платеж, а не как доля. Именно так разделяет эти два термина Закон об НДС . Это говорит о том, что, несмотря на свое название, в графе 5 нужно указывать характер операции: если поставляется услуга — слово «услуга», если товар (услуга) поставляется с учетом процентов, то слово «проценты» и т. п.

Кроме того, следует учесть, что с позиции

Закона об НДС поставка работ охватывается термином «поставка услуг». Следовательно, если, к примеру, в номенклатуре поставки будет указано «ремонтные работы» или «строительные работы», в графе 5 все равно нужно указывать «услуга».

А если, например, налогоплательщик реализует товар на условиях товарного кредита, то проценты по нему также будут классифицироваться как поставка услуг, поскольку фактически представляют собой услуги по предоставлению отсрочки платежа. Однако в графе 5 налоговой накладной в такой ситуации уже должна фигурировать запись

«проценты», а не «услуга».

Что касается ситуации, когда за работы (услуги) поступает частичный авансовый платеж, то, на наш взгляд, в графу 5 нужно вписывать, кроме слова «услуга», еще и ту долю, которая оплачивается в общей стоимости услуг. Именно долю, а не процент, поскольку, как мы уже выяснили, слово «проценты», употребленное в

пункте 12.4 Порядка № 165, имеет другой смысл.

Пример 1.

Предприниматель согласно договору выполняет строительные работы, стоимость которых составляет 2520 грн. (без НДС — 2100 грн.; НДС 20 % — 420 грн.). Заказчик 25.01.2008 г. оплатил авансом 30 % стоимости таких работ.

На эту частичную оплату налоговую накладную исполнителю следует заполнить следующим образом:

 

Податкова накладна

Дата виписки податкової накладної

Порядковий номер 29

25 січня 2008 року

 

Розділ

Дата відвантаження (виконання, поставки) (оплати) товарів (послуг)

Номенклатура поставки товарів (послуг) продавця

Одиниця виміру товару

Кількість (об’єм, обсяг)

Ціна поставки одиниці продукції без урахування ПДВ

Обсяги поставки (база оподаткування) без урахування ПДВ, що підлягають оподаткуванню за ставками:

Загальна сума коштів, що підлягає оплаті

20 %

...

1

2

3

4

5

6

7

...

11

I

25.01.2008 р.

Будівельні роботи згідно з договором № 372/07 від 18.01.2008 р.

грн.

Послуга 0,3

2100,00

630,00

...

630,00

Усього по розділу I

 

 

 

630,00

 

...

...

...

...

...

...

...

V

Усього по розділах I + II ± IV

 

 

 

630,00

...

630,00

VI

Податок на додану вартість

 

 

 

126,00

...

126,00

VII

Загальна сума з ПДВ

 

 

 

756,00

 

756,00

 

Заполнение налоговой накладной при получении частичной предоплаты товара

Как заполнить налоговую накладную при получении в несколько этапов предоплаты за неделимый товар?

Когда предоплата неделимого товара поступает в несколько этапов, налоговые накладные по правилу первого события выписываются

отдельно на каждую дату возникновения налоговых обязательств на каждую из полученных сумм.

Однако здесь есть один нюанс. На каждом этапе покупатель оплачивает товар

не целиком, а лишь его определенные части. В такой ситуации руководствоваться пунктом 12.4 Порядка № 165 не получится: в нем речь идет исключительно об услугах, поэтому его положения не могут быть применены к «товарным» налоговым накладным.

Проставление в данном случае цифры «1» (одной целой единицы товара) нам также представляется нелогичным и некорректным. Альтернативного же пути

Порядок № 165 не предлагает. Отсутствуют по этому поводу и конкретные разъяснения налоговиков.

Наиболее оптимальным вариантом для «товарных» налоговых накладных, на наш взгляд, является указание в графе 5

дробного значения количества (объема) товара, пропорционального размеру полученной предоплаты.

Пример 2.

Предприниматель изготавливает для заказчика оборудование, договорная стоимость которого 600000 грн. (без НДС — 500000 грн.; НДС 20 % — 100000 грн.). От заказчика получена предоплата в три этапа:

16 октября 2007 года — в сумме 300000 грн. (без НДС — 250000 грн.; НДС 20 % — 50000 грн.);

23 ноября 2007 года — в сумме 180000 грн. (без НДС — 150000 грн.; НДС 20 % — 30000 грн.);

20 декабря 2007 года — в сумме 120000 грн. (без НДС — 100000 грн.; НДС 20 % — 20000 грн.).

Оборудование отгружено заказчику 27.12.2007 г.

В данном случае налоговые обязательства по НДС у предпринимателя возникли на дату получения предоплаты (первое событие), следовательно, в этот момент выписывается и налоговая накладная, точнее, отдельные три налоговые накладные на каждую дату получения предоплаты. При этом дробное значение количества (объема) продукции, пропорциональное размеру полученной предоплаты, составляет: 0,5; 0,3; 0,2.

Приведем образец заполнения налоговой накладной от 16 октября 2007 года (фрагмент).

 

Податкова накладна

Дата виписки податкової накладної

Порядковий номер 158

16 жовтня 2007 року

 

Розділ

Дата відвантаження (виконання, поставки) (оплати) товарів (послуг)

Номенклатура поставки товарів (послуг) продавця

Одиниця виміру товару

Кількість (об’єм, обсяг)

Ціна поставки одиниці продукції без урахування ПДВ

Обсяги поставки (база оподаткування) без урахування ПДВ, що підлягають оподаткуванню за ставками:

Загальна сума коштів, що підлягає оплаті

20 %

...

1

2

3

4

5

6

7

...

11

I

16.10.2007 р.

Устаткування згідно з договором № 52 від 10.10.2007 р.

шт.

0,5

500000,00

250000,00

...

250000,00

Усього по розділу I

 

 

 

250000,00

 

...

...

...

...

...

...

...

 

V

Усього по розділах I + II ± IV

 

 

 

250000,00

...

250000,00

VI

Податок на додану вартість

 

 

 

50000,00

...

50000,00

VII

Загальна сума з ПДВ

 

 

 

300000,00

 

300000,00

 

В аналогичном порядке заполняются налоговые накладные от 23 ноября 2007 года и от 20 декабря 2007 года.

 

Нет объекта обложения НДС — нет налоговой накладной

Выписывается ли налоговая накладная при осуществлении операций, не являющихся объектом обложения НДС?

Прежде всего напомним, что налоговая накладная оформляется

в момент возникновения налоговых обязательств в двух экземплярах (подпункт 7.2.3 Закона об НДС). При этом по операциям, облагаемым НДС (пункт 3.1 Закона об НДС) и освобожденным от налогообложения (статьи 5, 11 Закона об НДС), составляются отдельные налоговые накладные. На это указывает пункт 9 Порядка № 165.

Что касается операций, не являющихся объектом налогообложения (их перечень приведен в

пункте 3.2 Закона об НДС), то при их осуществлении налоговые накладные не выписываются справка 1. И хотя в Порядке № 165 такой прямой нормы нет, этот вывод очевиден.

Правда, повод для сомнений в этом вопросе дала ГНАУ.

Во-первых, на основании

пункта 6 Порядка № 244 документ 3 операции, не являющиеся объектом обложения НДС, отражаются в разделе II реестра полученных и выданных налоговых накладных. А, как мы знаем, в этот раздел должны вноситься только налоговые накладные и расчеты корректировок.

Во-вторых, в

подпункте 4.1.2 Правил № 419/453 документ 4 прямо указано, что на операции по поставке товаров (услуг), не являющиеся объектом обложения НДС, при оформлении налоговой накладной в разделе VI и графе 10 проставляется пометка: «Без НДС» — с обязательной ссылкой на соответствующий пункт (подпункт) или статью нормативно-правового акта, в соответствии с которым такая операция не является объектом налогообложения. Эта норма явно противоречит подпункту 7.2.2 Закона об НДС, а также пунктам 10 и 12.9 Порядка № 165.

Хорошо, что налоговики сами разобрались в таких противоречиях и приняли правильное решение:

при осуществлении операций, не являющихся объектом обложения НДС, налоговая накладная не выписывается. Об этом говорится в пункте 3 письма ГНАУ от 12.09.2006 г. № 17002/7/16-1517, а также в консультации специалистов налогового ведомства, опубликованной в еженедельнике «Налоговый, банковский, таможенный КОНСУЛЬТАНТ», 2006, № 36, с. 12.

 

Налоговая накладная при бесплатной раздаче товаров

Каков порядок оформления налоговой накладной при бесплатной раздаче товара покупателям?

При осуществлении операций по бесплатной передаче

товаров (работ, услуг) согласно пункту 4.2 Закона об НДС возникают налоговые обязательства исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен.

В момент возникновения налоговых обязательств продавца составляется налоговая накладная в двух экземплярах, как того требует

подпункт 7.2.3 указанного Закона. Эту же норму повторяет и пункт 6 Порядка № 165.

Таким образом, уже в момент осуществления первого (и единственного) события, каковым при бесплатной передаче является момент отгрузки товара, налогоплательщик должен составить налоговую накладную.

Каких-либо подробностей заполнения такой налоговой накладной

Порядок № 165 не содержит, поэтому налогоплательщику в данном случае нужно руководствоваться «общим» подпунктом 7.2.1 Закона об НДС.

Выше мы сказали, что по общему правилу в момент возникновения налоговых обязательств налоговая накладная составляется продавцом в двух экземплярах: оригинал выдается покупателю, а копия остается у продавца товаров.

При бесплатной же раздаче оба экземпляра налоговой накладной останутся у продавца. И вот почему. В отношении данной операции нам представляется логичным провести аналогию с выпиской налоговой накладной

на сумму, превышающую договорную цену. Ведь в случае бесплатной передачи можно говорить о том, что вся сумма представляет собой превышение обычной цены над фактической.

Учитывая, что налоговые обязательства при бесплатной передаче возникают исходя из обычных цен, следует обратить внимание на

пункт 19 Порядка № 165. В нем сказано, что, если обычная цена превышает фактическую, налогоплательщик выписывает две налоговые накладные: одну — на сумму исходя из фактической цены поставки, другую — на сумму превышения обычной цены над фактической.

В данной ситуации фактическая цена равна нулю, поэтому выписывается

одна налоговая накладная на обычную цену в двух экземплярах. Причем оба экземпляра остаются у дарителя.

В общем случае, установленном

пунктом 12.2 Порядка № 165, когда налоговая накладная выписывается на превышение обычной цены над фактической, в графе 3 этого документа производится запись: «Превышение обычной цены над фактической по товарам, услугам, указанным в налоговой накладной № ____». При бесплатной же передаче такую запись, на наш взгляд, делать не нужно, графу 3 следует заполнить в общем порядке с указанием полной номенклатуры передаваемых товаров. Хотя представители налоговой службы все же рекомендуют вписать в эту графу такую формулировку: «Превышение обычной цены над фактической по товарам, услугам».

Имейте в виду: если бесплатная передача осуществляется

неплательщику НДС, то налоговая накладная выписывается с отметкой: «Поставка неплательщику налога» (пункт 8 Порядка № 165). При этом в строках «Індивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» проставляется отметка «Х» (см. пункт 8.1 Порядка № 165).

Если же товары передаются бесплатно

плательщику НДС, то в указанные строки заносятся фактические данные получающей стороны по общеустановленным правилам.

Пример 3.

ФЛП Петренко П. П., торгующий строительными материалами, принял решение безвозмездно передать фирме «Вектор» — плательщику НДС в качестве образца товара плитку керамическую на сумму 240 грн. (без НДС — 200 грн.; НДС 20 % — 40 грн.). Предположим, что эта цена является обычной ценой.

Такая передача ТМЦ требует начисления НДС по ставке 20 % с обязательной выпиской налоговой накладной.

Приведем образец заполнения такой накладной (оригинала).

 

img 1

 

Что касается реестра полученных и выданных налоговых накладных, то в одну из граф его раздела II (на наш взгляд, для этого вполне подойдет графа 6) целесообразно вписать фразу: «Бесплатная передача».

 

Две налоговые накладные на одну и ту же поставку

Предприниматель на одну и ту же поставку товаров выписал две налоговые накладные: первую — на дату поступления предоплаты от покупателя, вторую — на дату отгрузки товаров. Эти события произошли в разных отчетных периодах. В результате по одной и той же операции дважды возникли налоговые обязательства по НДС. Как исправить такую ошибку?

В соответствии с

подпунктом 7.2.3 Закона об НДС налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца в двух экземплярах. При этом, как известно, датой возникновения налоговых обязательств согласно подпункту 7.3.1 данного Закона является дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит первое из событий:

— либо

дата поступления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет или в кассу продавца в оплату товаров (работ, услуг), подлежащих поставке,

— либо

дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) — дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ (услуг) налогоплательщиком.

В рассматриваемой ситуации первым событием явилось

получение средств от покупателя и именно на эту дату предприниматель выписал законную налоговую накладную. В оформлении второй налоговой накладной на одну и ту же операцию не было необходимости. Тем более не следовало повторно (при отгрузке товара) отражать налоговое обязательство по НДС в декларации по этому налогу.

Исправить ошибку, связанную с завышением налоговых обязательств, можно одним из двух способов, предлагаемых

пунктом 5.1 Закона № 2181 документ 5 и пунктом 4.4 Порядка № 166 документ 6:

— в текущей налоговой декларации по НДС (в строке 8.1 со знаком «минус»). Помните: такой способ исправления требует подачи приложения 1 к декларации «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость» с указанием в графе 8 причины корректировки примерно такого содержания: «Завышение налоговых обязательств по НДС в связи с ошибочной выпиской налоговой накладной», а в графах 6 и 7 — прочерков;

— в уточняющем расчете налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (в строке 2 со знаком «минус»). Оба способа дают возможность исправить ошибку в

любом из налоговых периодов, следующих за тем, в котором она была самостоятельно выявлена, т. е. когда угодно, но с учетом срока давности. Этот срок согласно статье 15 Закона № 2181 ограничен 1095 днями, которые начинают отсчитываться со дня, следующего за последним днем предельного срока предоставления декларации, а если декларация была подана позже — со дня ее фактической подачи.

Данные об ошибочно выписанной налоговой накладной следует также исключить из реестра полученных и выданных налоговых накладных. Для этого в графах 6, 7 и 8 раздела II соответствующие суммы нужно указать со знаком «минус».

И не забудьте также предупредить покупателя, получившего две налоговые накладные, о том, что вторая налоговая накладная была выписана ошибочно. Это убережет вашего партнера от претензий налоговиков, если он уже успел отразить у себя налоговый кредит дважды.

Вот мы и рассмотрели определенную часть вопросов относительно заполнения налоговых накладных. Эта тема, конечно, неисчерпаема, поэтому мы обязательно к ней еще вернемся.

 

Выводы

Незначительные ошибки в налоговой накладной, в числе которых и дата ее выписки, по мнению суда, не лишают налогоплательщика права на налоговый кредит.

В отношении услуг, не имеющих количественных показателей, а измеряемых только в стоимостном выражении,

пункт 12.4 Порядка № 165 предусматривает такой подход: указание в графе 5 «Количество (объем)» налоговой накладной «услуга».

Если налоговая накладная выписывается по операции, когда база налогообложения определяется

с учетом суммы процентов, в графе 5 указывается «проценты». При этом в графе 4 «Единица измерения товаров (услуг)», где указывается единица измерения, проставляется «грн.».

При осуществлении операций, не являющихся объектом обложения НДС, налоговая накладная не выписывается.

При бесплатной раздаче товаров оба экземпляра налоговой накладной останутся у продавца.


Расшифровка нормативных ссылок (документ)

1

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

2

Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

3

Порядок ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 30.06.2005 г. № 244.

4

Правила учета налога на добавленную стоимость для совершенствования исчисления стоимостной величины влияния льгот по этому налогу на формирование доходной части Государственного бюджета Украины, утвержденные совместным приказом ГНАУ, Государственного комитета статистики Украины от 23.07.2004 г. № 419/453.

5

Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

6

Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.

 

Справочная информация (справка)

1

Единственным исключением являются операции по начислению и уплате процентов или комиссий в рамках договора финансового лизинга (они указаны в подпункте 3.2.2 Закона об НДС). Необходимость выписки налоговых накладных по таким операциям установлена абзацем четвертым пункта 9 Порядка № 165.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше