Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Интернет-индустрия: виртуальный магазин для реальных покупателей

Редакция СД
Собственное Дело Февраль, 2008/№ 4
Печать
Статья

Интернет-индустрия: виртуальный магазин для реальных покупателей

 

Статистика числа посетителей интернет-магазинов в нашей стране неумолимо растет. Неудивительно, что этот способ реализации продукции, товаров становится все более привлекательным для предпринимателей.

Однако для организация продаж через виртуальный магазин нужно задействовать не только технические и программные средства, но и вписаться в правила такой торговли, учесть все нюансы отечественного законодательства.

Подробнее об этом мы поговорим в данной статье.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Организационные нюансы

Самый распространенный способ осуществлять торговлю через Интернет — открытие виртуального магазина. Для его организации прежде всего привлекаются технические, программные и прочие средства. По сути это целый программный комплекс, который размещается на веб-сайте и дает возможность получить нужную информацию о товарах.

Для создания таких проектов, как интернет-магазины, как правило, обращаются к сторонним специалистам: программистам, дизайнерам и т. д. Есть и другие варианты, например воспользоваться собственными силами или арендой готовых разработок.

Каждый виртуальный магазин имеет свой адрес в сети интернет, который присваивается провайдером, им же обеспечиваются возможности и перспективы для посетителей интернет-магазина. То есть на этапе открытия виртуальной «торговой точки» предпринимателю нужно заключить договоры с субъектами, обеспечивающими ее работу (провайдером, веб-студией и т. д. и т. п.).

По сути через интернет-магазин покупатель узнает о товаре, условиях его доставки, способах оплаты и делает на него заявку. Реализация товара происходит позже, причем время оформления заявки, заказа и передачи товара не совпадает.

Как видим, виртуальный магазин служит для предоставления информации о товарах (на сайт выкладывается их описание, изображение и т. д.) и фактически выполняет функции электронного каталога. Далее, если покупатель решит приобрести товар, ему будет предложено прийти за ним в офис или воспользоваться одним из способов доставки по нужному адресу — по почте или воспользовавшись услугами курьера.

По своей форме реализация товаров через Интернет классифицируется как

продажа товаров на заказ, которая осуществляется согласно Правилам № 103 документ 1. Согласно определению — это вид торговли, при которой потребитель заключает договор купли-продажи товаров с продавцом на расстоянии с помощью средств дистанционной связи или осуществляет их предварительный заказ непосредственно у продавца. К средствам дистанционной связи в том числе относятся информационные сети, включая Интернет, которые используются для заключения договоров на расстоянии. Отметим, что в данном случае договор заключается в устной форме, так как оформление электронных документов пока еще не подкреплено всеми необходимыми законодательными нормами.

Оплачиваться товары, приобретенные через интернет-магазин, могут по наличному или безналичному расчету (банковским переводом на расчетный счет предпринимателя

, «электронными деньгами» и т. д.). Выбор формы расчетов будет зависеть от целесообразности его использования в том или ином случае.

Что касается общих организационных моментов, то, кроме

Правил № 103, предприниматель должен соблюдать Правила торговли продовольственными товарами документ 2, если речь идет о торговле продуктами питания, Правила торговли непродовольственными товарами документ 3, если предприниматель торгует непродовольственными товарами, а также требования Закона о защите прав потребителей документ 4 .

Еще до заключения дистанционного договора согласно

статье 13 Закона о защите прав потребителей покупателю должна быть предоставлена (размещена на сайте продавца) следующая информация о продавце и реализуемом товаре:

— наименование и местонахождение продавца;

— порядок и срок принятия предложений, претензий и расторжения договора;

— основные характеристики товара;

— цена за товар с учетом доставки и условия поставки;

— гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом товара;

— минимальный срок договора, если он предусматривает периодические поставки;

— стоимость телекоммуникационных услуг (если она отличается от обычной);

— период принятия предложений;

— порядок расторжения договора.

Предоставление указанной информации должно быть подтверждено письменно или с помощью электронного сообщения (на сайте). Эта информация не может быть изменена продавцом в одностороннем порядке.

В установленных законодательством случаях покупатель имеет право расторгнуть договор купли-продажи. В таком случае расходы, связанные с возвратом товара, возлагаются на продавца, который должен возместить расходы потребителя, связанные с возвратом товара. Договором может предусматриваться, что товар, который был послан по почте, в случае расторжения договора также должен быть возвращен по почте.

Заказ на товары оформляется на бланке заказа

в двух экземплярах, в котором указываются:

— наименование субъекта предпринимательства (продавца);

— название товара, его цена (за один килограмм или сто граммов, единицу расфасовки, упаковки, штуку, один метр и т. п.);

— количество;

— общая стоимость товара;

— стоимость услуг, которые предоставляются дополнительно;

— дата (время) выполнения заказа и т. п.

При оплате заказа, принятого с помощью средств дистанционной связи,

потребителю выдается первый экземпляр бланка заказа с отметкой об оплате и дате (времени) выполнения заказа, который заверяется штампом (печатью) и подписью предпринимателя. На втором экземпляре бланка заказа потребитель своей подписью подтверждает получение заказа и уплату денег.

Также в определенных случаях потребителю должен передаваться технический паспорт или другой заменяющий его документ на товар. Предприниматель должен проинформировать потребителя о наименовании и местонахождении предприятия, которое производит ремонт, техническое обслуживание проданных товаров.

И еще один момент: продавец должен поставить потребителю товар на протяжении приемлемого срока, но

не позже 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора.

 

Способы доставки и оформление расчетов

Доставка на дом

Итак, заказанный в интернет-магазине товар может доставляться на дом покупателю. При этом возникает вопрос:

нужна ли будет предпринимателю лицензия на предоставление услуг по перевозке, если доставка товаров будет осуществляться автотранспортом? По этому вопросу хотелось бы заметить, что, в случае когда услуги по доставке входят в стоимость товара и не выделяются отдельно в договоре купли-продажи, ни о какой лицензии задумываться не нужно. А вот если услуги по доставке товара в договоре отдельно не выделяются, лицензия на перевозку грузов вроде как нужна, поскольку получается, что продавец покупателю оказывает услуги по перевозке грузов. Но опять же если товар доставляется покупателю легковым автомобилем, то, несмотря на то что лицензия нужна, получить лицензию на перевозку грузов легковым автотранспортом невозможно. Эти моменты нужно учитывать при организации доставки товаров покупателю.

Теперь о проведении расчетов за товар.

Как правило, при доставке товаров на дом расчеты производятся за наличные, при этом покупатель обязательно должен получить расчетный документ.

Предпринимателям на общей системе налогообложения в таком случае нужно будет на месте проведения расчетов использовать портативный РРО.

Разумеется, что при расчетах за товар в безналичной форме или путем внесения покупателем наличных средств в кассу банка для их последующего зачисления на счет предпринимателя применять РРО не нужно.

В то же время

предпринимателям на едином налоге в любом случае нет необходимости использовать РРО.

Доставка товаров по почте

Итак, выше мы сказали, что условия договора купли-продажи могут предусматривать, что товар к покупателю будет доставляться по почте. Сразу заметим, что существуют специальные

Правила продажи товаров по почте документ 5. В целом такая торговля строится на том, что между предпринимателем и конечным потребителем действует посредник — предприятие почтовой связи, с которым у предпринимателя должен быть заключен договор. Через почту происходит предварительная или последующая оплата товара, а также возврат товара как за счет продавца, так и за счет покупателя.

В то же время, принимая заказы через интернет-магазин, договоры с предприятием почтовой связи можно и не заключать, организовав доставку товара покупателям в виде обычных почтовых отправлений

с оплатой при получении. В таком случае в договоре нужно будет четко указать способы гарантийной замены, возврата товара и т. д. Очевидный плюс таких расчетов то, что даже предпринимателям на общей системе не придется использовать РРО.

Получение заказа в офисе (на складе)

Выше мы сказали, что заказ товаров через Интернет может просто сводиться к тому, что покупатель будет забирать товары в офисе (на складе) предпринимателя. Работа такого торгового объекта предполагает осуществление наличных расчетов при покупке, поэтому предпринимателям на общей системе следует позаботиться о приобретении торгового патента и РРО.

 

Разрешение на размещение объекта торговли

Как известно,

для осуществления торговли в стационарной торговой точке предпринимателям приходится получать разрешение на размещение объекта торговли. Под объектом торговли понимаются стационарные или передвижные пункты и места продажи, предназначенные для осуществления торговой деятельности как за наличные, так и безналичные средства.

При торговле с помощью сети Интернет у предпринимателя формально нет ни объекта торговли, ни места, где он заключает сделки и реализует товары потребителю (это место виртуально — сеть Интернет). Поэтому

получать разрешение на размещение объекта торговли, на наш взгляд, нет необходимости. Но это, так сказать, в общем случае. А если рассматривать каждый случай отдельно (в зависимости от того, как организована продажа через интернет-магазин), то ответ на вопрос: нужно ли получать разрешение на размещение объекта торговли? — следует искать в соответствующих решениях местных органов власти, которые регулируют порядок получения таких разрешений на местах. Так, например, если интернет-магазин — это только электронная презентация товаров, а покупатель является за товаром на склад и там же его оплачивает, вполне возможно, что такой склад местные органы власти будут рассматривать как объект торговли и на него нужно будет получать разрешение на размещение объекта торговли.

К указанному добавим, что на сегодняшний день вообще стоит вопрос о правомерности выдачи местными органами власти разрешений на размещение объекта торговли. Дело в том, что с принятием

Закона о разрешительной системе документ 6 , а точнее, с даты вступления в силу части первой статьи 4 указанного Закона (05.10.2006 г.), у субъектов хозяйствования появились существенные аргументы в отношении того, что получать рассматриваемое разрешение вообще не надо. По крайней мере, так считает Госпредпринимательства (письма от 31.05.2006 г. № 4006, от 17.10.2006 г. № 7507, от 09.11.2006 г. № 8080, от 10.11.2006 г. № 8104, от 28.12.2006 г. № 9476, от 19.04.2007 г. № 2891, от 14.08.2007 г. № 6048). Так что, если решением органа местного самоуправления предусмотрено получение разрешения на размещение объектов торговли, а предприниматель считает, что не должен получать такое разрешение, то можно обратиться к рекомендациям Госпредпринимательства и отстаивать свою правоту в суде.

 

Приобретение патента

В соответствии с

Законом о патентовании документ 7 патентованию подлежит в том числе торговая деятельность за наличные средства и с использованием кредитных (платежных) карт в пунктах продажи товаров. В статье 3 Закона о патентовании перечислены разновидности пунктов продажи. Поскольку при помощи интернет-магазина осуществляется дистанционная торговля, то у предпринимателя указанных пунктов реализации товаров не будет. То есть получается, что патент предпринимателю не нужен. Однако налоговики зачастую толкуют Закон о патентовании несколько иначе и, как правило, считают, что патент в данном случае нужен. При такой ситуации предпринимателю, не желающему спорить с налоговыми органами, нужно получить от них соответствующее разъяснение и действовать в соответствии с ним.

Если налоговики говорят «нужно», но приобретать патент желания нет, следует перейти на способ расчетов, при котором покупатель самостоятельно оплачивает товар через учреждение банка или сберкассу, в почтовом отделении (при получении товаров по почте).

Заметим, что

единоналожникам в любом случае получать патент не требуется.

 

Регистрация плательщиком НДС

Необходимость НДС-регистрации будет зависеть от того, какую систему налогообложения избрал предприниматель. Если он работает на едином налоге, то регистрироваться плательщиком НДС ему не обязательно, а вот предпринимателю на общей системе этого не избежать, и вот почему.

Так, требования об обязательной регистрации в качестве плательщика НДС установлены

пунктом 2.3 Закона об НДС документ 8. В данной ситуации нас, в частности, интересуют основания, указанные в:

подпункте 2.3.1общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг), в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, в течение последних 12 календарных месяцев совокупно превысила 300000 грн.;

подпункте 2.3.3лицо осуществляет поставку товаров (услуг) на таможенной территории Украины с использованием глобальной или локальной компьютерной сети.

Очевидно, что Интернет — это и есть глобальная компьютерная сеть, подтверждение тому — само определение этого понятия справка 1.

Таким образом,

предприниматель, занимающийся реализацией товаров через сеть Интернет, в соответствии с требованиями подпункта 2.3.3 Закона об НДС обязательно должен зарегистрироваться плательщиком НДС.

Причем пройти такую регистрацию нужно до начала деятельности, связанной с реализацией товаров (услуг) через Интернет, не дожидаясь объема

налогооблагаемых операций в 300000 грн. Такое же мнение высказала и ГНАУ в своем письме от 06.07.2006 г. № 12710/7/16-1517, подчеркнув, что обязательной регистрации, кроме превысивших 300000 грн., подлежат также налогоплательщики, осуществляющие поставки товаров (услуг) с использованием компьютерных сетей справка 2.

 

Ставка единого налога

Предприниматели на едином налоге могут столкнуться со следующей проблемой. Местными органами власти не установлена ставка единого налога для торговли, особенностью которой является отсутствие какого-либо пункта продажи товаров, в том числе и торговли через Интернет (под заказ). Причем проблема эта существует во многих регионах.

При торговле под заказ без торговой точки предпринимателю можно посоветовать поступить следующим образом. Во многих решениях местных органов власти об установлении ставок единого налога в перечне пунктов продажи товаров есть «другие объекты торговли». Как правило, для «других объектов торговли» предусмотрена максимальная ставка единого налога.

Если и такой ставки единого налога в Решении местных органов власти не предусмотрено, то можно посоветовать применить ставку для других видов деятельности: «Інші».

Кроме того,

местом осуществления деятельности предпринимателю, торгующему через интернет-магазин, целесообразно обозначить всю территорию Украины.

 

Выводы

Продажи через интернет-магазин обычно привлекательны тогда, когда предприниматель не желает открывать стационарную торговую точку.

Предприниматели на общей системе должны будут зарегистрироваться плательщиками НДС (независимо от объема операций).

В случае когда услуги по доставке входят в стоимость товара и не выделяются отдельно в договоре купли-продажи, лицензия на предоставление услуг по перевозке не нужна.

Как правило, при доставке товаров на дом расчеты производятся за наличные, при этом покупатель обязательно должен получить расчетный документ.

Предпринимателям на общей системе налогообложения в таком случае нужно будет на месте проведения расчетов использовать портативный РРО.

Принимая заказы через интернет-магазин, можно организовать доставку товара покупателям в виде обычных почтовых отправлений

с оплатой при получении. Очевидный плюс таких расчетов то, что даже предпринимателям на общей системе не придется использовать РРО.

Единоналожник, который хочет организовать интернет-торговлю, может столкнуться с проблемой отсутствия ставки единого налога для такого вида торговли. Однако во многих решениях местных органов власти об установлении ставок единого налога в перечне пунктов продажи товаров есть «другие объекты торговли». Если и такой ставки единого налога в Решении местных органов власти не предусмотрено, то можно посоветовать применить ставку для других видов деятельности: «Інші».


Расшифровка нормативных ссылок (документ)

1

Правила продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденные приказом Минэкономики Украины от 19.04.2007 г. № 103.

2

Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.

3

Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

4

Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХII.

5

Правила продажи товаров по почте, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 17.03.99 г. № 153/48.

6

Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

7

Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

8

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

9

Закон Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. № 1280-IV.

 

Справочная информация (справка)

1

Определение «Интернет» приведено в Законе № 1280 документ 9: «...совокупность телекоммуникационных сетей и средств для накопления, обработки, хранения и передачи данных, которые логично связаны глобальным адресным пространством и базируется на интернет-протоколе, определенном международными стандартами».

2

Зарегистрироваться необходимо не позже чем за 20 календарных дней до начала таких операций — пункт 9.6 Закона об НДС.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше