Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Продажа оборудования, купленного в рассрочку, единоналожником

Редакция СД
Ответы на вопросы

Продажа оборудования, купленного в рассрочку, единоналожником

 

ВОПРОС. Частный предприниматель на едином налоге купил производственное оборудование в рассрочку на 36 месяцев (платежи ежеквартальные). В настоящее время это оборудование предприниматель сдает в аренду. Имеет ли он право продать это оборудование до истечения 36 месяцев? Считается ли это оборудование основными фондами предпринимателя? Если да, то нужно ли начислять амортизацию? Что будет считаться выручкой от реализации этого оборудования — разница между ценой покупки и ценой продажи или цена продажи?

 

ОТВЕТ. Сначала ответим на первый вопрос: имеет ли право предприниматель продать оборудование, приобретенное в рассрочку на 36 месяцев, до истечения этого срока?

Для этого нам нужно выяснить, в какой момент к покупателю оборудования переходит право собственности на это оборудование — только в случае перехода права собственности на оборудование возможна его дальнейшая продажа.

Обратимся к ГКУ документ 1. Согласно статье 334 ГКУ в общем случае право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законом.

Что касается договоров купли-продажи в целом, то исходя из определения такой формы гражданских правоотношений (статья 655 ГКУ) право собственности на имущество (товар) по таким договорам переходит к покупателю в момент передачи товара либо в любой другой момент, указанный в договоре.

Никаких специальных норм об особенностях перехода права собственности в случае продажи в рассрочку в ГКУ (в частности, в статье 695 ГКУ, где речь идет об оплате товара на условиях рассрочки) нет.

То есть получается следующее: если в договоре стороны оговорили, что право собственности на оборудование переходит после осуществления окончательного расчета, то продать такое оборудование предприниматель сможет, только полностью расплатившись за него. Если в договоре такого указания нет, то товар, проданный в рассрочку, находится в собственности покупателя уже с момента его получения от продавца. В этом случае одновременно с получением права собственности на такой товар как бы автоматически возникает право залога на него (отдельный договор залога не заключается), которое действует до момента полного погашения обязательств покупателем (пункт 6 статьи 694 ГКУ).

И тут нельзя упускать из виду такой важный момент, касающийся залога: согласно статье 17 Закона о залоге документ 2 залогодатель (в нашем случае это покупатель) может отчуждать, в том числе продавать, заложенное имущество только с согласия залогодержателя.

Таким образом, получается, что, даже если по условиям договора право собственности на оборудование перейдет к предпринимателю до осуществления окончательного расчета, продать такое оборудование предприниматель сможет только с согласия продавца оборудования.

Теперь настал момент выяснить: считается ли купленное оборудование основными фондами предпринимателя и нужно ли начислять амортизацию на такие основные фонды?

Купленное оборудование будет считаться основными фондами при следующих условиях

: оборудование предназначается для использования в хозяйственной деятельности на протяжении периода, который превышает 365 календарных дней с даты введения в эксплуатацию, стоимость его превышает 1000 гривень и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом.

Наверняка стоимость такого оборудования больше 1000 грн. Если предприниматель приобрел оборудование и сдает его в аренду, то это считается использованием в хозяйственной деятельности. Так что два условия уже соблюдаются. Но важно, чтобы соблюдалось еще одно условие: использовать такое оборудование в хоздеятельности (в том числе и сдавать в аренду) нужно на протяжении периода, превышающего год. То есть если предприниматель собирается продавать такое оборудование не раньше чем через год с начала использования в хозяйственной деятельности, то для предпринимателя оно будет считаться основными фондами.

Далее. Нужно ли начислять амортизацию на такие основные фонды?

В соответствии с

Указом № 746 документ 3 единоналожники уплачивают единый налог по установленной ставке и не определяют объект налогообложения как разность между полученными доходами и понесенными расходами. Следовательно, амортизацию начислять им не нужно, поскольку в этом нет никакого смысла — сумма единого налога от этого не изменится.

Это, так сказать, в общем случае. У нас же ситуация такая: предприниматель хочет продать такие основные фонды. Вообще,

Указ № 746 дает возможность рассчитать выручку от реализации основных фондов как разницу между суммой, полученной от реализации основных фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи.

Если предприниматель решит применять эту норму, то ему нужно будет знать остаточную стоимость основных фондов на момент продажи. Остаточная стоимость — это первоначальная стоимость минус амортизация. Получается, что единоналожник амортизацию начислять не должен, но при продаже основных фондов знать размеры начисленной амортизации ему вроде как нужно для того, чтобы определить остаточную стоимость?

Теоретически да, но все дело в том, что на практике

налоговики на местах очень часто не соглашаются с тем, что предприниматель-единоналожник в выручку от реализации основных фондов может ставить разницу между суммой, полученной от реализации этих фондов, и рассчитанной предпринимателем их остаточной стоимостью.

В связи с этим если для предпринимателя зачисление в выручку всей суммы от продажи оборудования не критично, то есть выручка не приблизится к 500-тысячному ограничению, то лучше в выручку предпринимателю поставить все поступления от реализации ОФ полностью, потому как вопрос этот законодательством четко не регламентирован.

В противном случае можно порекомендовать либо:

— попытаться узнать позицию налоговиков на месте, например написать письменный запрос в адрес налоговой службы по месту регистрации. Хотя, скорее всего, налоговики

не согласятся с тем, что предприниматель может учесть остаточную стоимость основных фондов при их продаже, какой- то шанс на положительный ответ все-таки есть. Имея на руках письменный ответ налогового органа, в котором бы налоговики соглашались с тем, что выручку можно определить как разницу между суммой продажи и остаточной стоимостью, предприниматель может не бояться последующих претензий налоговиков при проверке;

— махнуть рукой на мнение налоговиков и рассчитать выручку «по Указу», так сказать, на свой страх и риск.

Итак, допустим, предприниматель решил в выручку поставить только разность между суммой продажи и остаточной стоимостью оборудования.

Для расчета нам нужны два показателя: первоначальная стоимость основных фондов (его мы возьмем из договора, других документов на оборудование) и размер амортизационных отчислений на такое оборудование.

Размер амортизационных отчислений на такое оборудование предпринимателю нужно будет рассчитать самостоятельно (обратите внимание не начислить амортизацию, а просто рассчитать размер амортизации).

Производственное оборудование относится к 3 группе основных фондов. Норма амортизации для этой группы — 6 процентов от балансовой стоимости для каждого объекта ОФ. Амортизация рассчитывается поквартально по следующей формуле:

Ао = На х Сост, где

Ао — сумма амортизационных отчислений отчетного квартала;

На — норма амортизации соответствующего объекта;

Сост — остаточная стоимость объекта ОФ на начало отчетного квартала, которая определяется так:

Сост (n) = Cост (n-1) + Зремонт - Ао (n-1), где

Сост (n) — остаточная стоимость объекта ОФ на начало отчетного квартала;

Cост (n-1) — остаточная стоимость объекта ОФ на начало предыдущего квартала;

Зремонт — сумма расходов, понесенных в предыдущем квартале в связи с ремонтом, реконструкцией или модернизацией объекта ОФ;

Ао (n-1) — сумма амортизационных отчислений, начисленная за предыдущий квартал.

То есть первый раз сумма амортизационных отчислений рассчитывается от первоначальной стоимости оборудования, а каждый последующий раз от остаточной стоимости.

Таким образом, используя указанную формулу и нормы амортизации, предприниматель сможет рассчитать на начало квартала остаточную (балансовую) стоимость оборудования.

При этом предпринимателю обязательно нужно завести отдельный учетный регистр, отражая в нем данные о начисленной амортизации основных фондов поквартально. Такой регистр будет документальным доказательством обоснованности и правильности начисления амортизации.

Однако еще раз подчеркнем: предпринимателю лучше все-таки выручку от реализации основных фондов поставить в полной сумме, поскольку налоговики на местах придерживаются именно такой позиции в отношении продажи основных фондов предпринимателем-единоналожником.

Помимо вышесказанного, нужно помнить и

о некоторых других особенностях продажи основных фондов.

Если в Свидетельстве об уплате единого налога указан вид деятельности, который «поглощает» операцию по продаже основных фондов, например «розничная, оптовая торговля», «торгово-закупочная деятельность», то, кроме отражения в Книге ф. № 10 выручки, других нюансов не будет. В противном случае (соответствующего вида деятельности в Свидетельстве нет) поступления от продажи основных фондов будут облагаться налогом с доходов по общим правилам — 15 % от всей вырученной суммы. В связи с этим предпринимателю, у которого в Свидетельстве об уплате единого налога не указана деятельность по торговле, следует отложить поступление выручки от реализации основных фондов до того момента, когда у него в Свидетельстве об уплате единого налога будет дописан такой вид деятельности справка 1 .

Предприниматели-единоналожники, как правило, не используют РРО. В то же время, если РРО все-таки используется и за основные фонды с предпринимателем будут рассчитываться наличными средствами, такие средства следует проводить через РРО (ранее ГНАУ придерживалась другого мнения, но в последнее время оно изменилось — см.

письмо ГНАУ от 26.07.2006 г. № 14109/7/23-8017 ).

Вообще, с учетом того, что налоговые органы могут занять по вопросу применения РРО непредсказуемую позицию, а также 10-тысячного ограничения по расчету наличными лучше избрать безналичную форму расчетов за проданные основные фонды.


Расшифровка нормативных ссылок (документ)

1

Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2

Закон Украины «О залоге» от 02.10.92 г. № 2654-XII.

3

Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99.

 

Справочная информация (справка)

1

Изменения в Свидетельство об уплате единого налога можно внести с начала какого-либо квартала, предоставив в налоговый орган соответствующее заявление за 15 дней до его начала, и на срок не менее одного квартала.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше