Темы статей
Выбрать темы

О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве

Редакция СД
Постановление от 05.12.2007 г. № 1396

Кабинет Министров Украины

О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве

Постановление от 05.12.2007 г. № 1396

 

Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить

Порядок лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве (прилагается).

2. Установить,

что лицензии, выданные до 1 января 2008 г., подлежат переоформлению.

Министерству регионального развития и строительства разработать и

утвердить в месячный срок порядок переоформления указанных лицензий.

3. Министерству регионального развития и строительства, Министерству юстиции совместно с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти подготовить и подать

до 1 марта 2008 г. Кабинету Министров Украины законопроект о внесении изменений в некоторые законы Украины по определению перечня видов хозяйственной деятельности в строительстве, подлежащих лицензированию.

4.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2008 года.

 

Премьер-министр Украины В. Янукович

 

 

Утвержден постановлением от 05.12.2007 г. № 1396

Порядок лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве

 

1.

Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с законами Украины «Об архитектурной деятельности» и «Об основах градостроительства», устанавливает общие требования к лицензированию хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры на территории Украины (далее — строительная деятельность).

Технический уровень и специфика строительной деятельности определяются согласно лицензионным условиям, утвержденным в установленном порядке Минрегионстроем.

2.

Юридическое лицо и физическое лицо (предприниматель) — субъекты хозяйственной деятельности (далее — субъекты строительной деятельности), которые намерены осуществлять строительную деятельность, должны получить лицензию в соответствии с настоящим Порядком.

3.

Лицензирование строительной деятельности проводит Государственная архитектурно-строительная инспекция (далее — орган лицензирования).

При органе лицензирования создается

лицензионная комиссия, действующая на основании положения, утвержденного в установленном порядке Минрегионстроем.

4.

Орган лицензирования осуществляет нормативно-методологическое обеспечение и контроль за соблюдением лицензионных условий.

5.

Субъект строительной деятельности подает или направляет по почте в орган лицензирования:

заявление о выдаче лицензии

, в котором должны содержаться сведения о субъекте строительной деятельности — заявителе (наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код, контактные телефоны — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер паспорта, кем и когда выдан, местожительство), идентификационный код, банковские реквизиты, контактные данные — для физического лица (предпринимателя);

перечень работ

, связанных с созданием объектов архитектуры, которые заявитель намеревается выполнить.

К заявлению прилагаются:

копии

свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности и справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, удостоверенные нотариально или органом, выдавшим документы.

При наличии у заявителя обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), которые будут производить строительную деятельность на основании полученной лицензии, в заявлении дополнительно указывается их местонахождение;

сведения о производственно-технической базе, составе работников по профессиональному и квалификационному уровню, технологии производства, информационно-правовом, нормативно-техническом обеспечении, об имеющейся системе контроля качества выполнения работ;

заключение учреждения, организации, уполномоченных органом лицензирования на проведение экспертизы

.

6.

Если субъект строительной деятельности подал документы не в полном объеме или в них выявлено несоответствие требованиям настоящего Порядка и законодательства, орган лицензирования возвращает их заявителю вместе с соответствующим письменным уведомлением в десятидневный срок со дня поступления заявления о выдаче лицензии.

После устранения указанных недостатков заявитель может подать заявление повторно.

7.

Орган лицензирования рассматривает поданное заявление и в течение 10 рабочих дней со дня его поступления направляет материалы в лицензионную комиссию.

8.

Лицензионная комиссия рассматривает в течение 10 рабочих дней документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, с целью установления их соответствия лицензионным условиям и готовит заключение.

9.

Орган лицензирования на основании заключения лицензионной комиссии принимает в течение семи рабочих дней со дня его получения решение о выдаче лицензии и утверждает в установленном порядке перечень работ, о чем письменно уведомляет заявителя.

В случае выдачи лицензионной комиссией заключения о несоответствии представленных субъектом строительной деятельности документов лицензионным условиям и невозможности выполнять работы согласно представленному перечню орган лицензирования принимает в течение трех рабочих дней со дня получения заключения решение об отказе в выдаче лицензии, о чем письменно уведомляет заявителя.

10.

В лицензии указываются:

наименование органа лицензирования, выдавшего лицензию;

вид хозяйственной деятельности, на право проведения которого выдается лицензия;

наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица (предпринимателя);

идентификационный код юридического лица или физического лица (предпринимателя) — плательщика налогов и других обязательных платежей;

местонахождение юридического лица или местожительство физического лица (предпринимателя);

дата принятия и номер решения о выдаче лицензии;

срок действия лицензии;

должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего лицензию;

дата выдачи лицензии;

информация о наличии приложения к лицензии (с указанием количества страниц) с перечнем работ.

Лицензия и приложение к ней подписываются руководителем органа лицензирования или его заместителем и скрепляются печатью этого органа.

11. Обособленным структурным подразделениям (филиалам, представительствам), указанным в лицензии, выдаются копии лицензии и приложения к ней, заверенные органом лицензирования.

12.

Срок действия лицензии составляет пять лет, а для субъектов строительной деятельности, получающих ее впервые, — три года.

13.

Оформление лицензии осуществляется в течение трех рабочих дней со дня поступления документа, подтверждающего факт внесения платы за выдачу лицензии.

14.

Плата за выдачу лицензии взимается на основании постановления Кабинета Министров Украины от 29 ноября 2000 г. № 1755 «О сроке действия лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу».

15.

В течение срока действия лицензии в перечень работ по решению органа лицензирования, принятому на основании письменного обращения заявителя, могут вноситься изменения.

Вопрос о внесении изменений в перечень работ рассматривается в соответствии с настоящим

Порядком.

В случае принятия решения о внесении изменений в перечень работ орган лицензирования утверждает новый перечень, о чем делается отметка на бланке лицензии.

16.

Срок действия лицензии продлевается на срок, установленный для ее получения в соответствии с настоящим Порядком.

17.

Переоформление выданной лицензии осуществляется органом лицензирования в случае изменения:

наименования юридического лица (если такое изменение не связано с реорганизацией) или

фамилии, имени и отчества физического лица (предпринимателя);

местонахождения юридического лица или

местожительства физического лица (предпринимателя).

18.

В случае утери или повреждения лицензии или приложения к ней орган лицензирования выдает дубликат лицензии вместе с приложением в течение 10 рабочих дней после поступления от субъекта строительной деятельности заявления, размещения им в средствах массовой информации сообщения об утере лицензии и подачи документа, подтверждающего факт внесения платы за выдачу дубликата лицензии.

Срок действия дубликата лицензии не может превышать срока, указанного в утерянной или поврежденной лицензии.

19.

Субъект строительной деятельности, подавший заявление и документы для выдачи дубликата лицензии вместо утерянной или поврежденной, может производить строительную деятельность на основании справки органа лицензирования о подаче заявления о выдаче дубликата лицензии.

После выдачи дубликата лицензии орган лицензирования принимает решение о признании недействительной утерянной или поврежденной лицензии.

20.

Орган лицензирования имеет право:

аннулировать выданную лицензию;

приостановить действие лицензии;

принять решение об устранении субъектом строительной деятельности нарушений, связанных с соблюдением лицензионных условий проведения строительной деятельности.

21.

Основаниями для аннулирования лицензии являются:

заявление субъекта строительной деятельности об аннулировании лицензии;

решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования;

нотариально удостоверенная копия свидетельства о смерти физического лица (предпринимателя);

акт о выявлении недостоверных сведений в документах, поданных субъектом строительной деятельности для получения лицензии;

акт о невыполнении решения органа лицензирования об устранении нарушений, связанных с соблюдением лицензионных условий проведения строительной деятельности, требований нормативно-правовых актов, которые были основанием для принятия решения об устранении таких нарушений;

акт о повторном в течение года нарушении субъектом строительной деятельности лицензионных условий проведения строительной деятельности или требований нормативно-правовых актов;

акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности;

акт об установлении факта неподачи в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагавшихся к заявлению о выдаче лицензии;

акт комиссии по расследованию причин аварии на строительстве объекта, которая привела к гибели людей или тяжким экологическим последствиям;

невозможность субъекта строительной деятельности обеспечить выполнение лицензионных условий;

акт об отказе субъекта строительной деятельности от проведения органом лицензирования проверки

.

22.

Основаниями для приостановления действия лицензии являются:

акт проверки субъекта строительной деятельности о нарушении лицензионных условий, если выявленные нарушения нельзя устранить в процессе проведения строительной деятельности;

акт комиссии по расследованию причин аварии на строительстве объекта, которая не привела к гибели людей или тяжким экологическим последствиям.

23.

Принятие решений органом лицензирования о приостановлении и аннулировании лицензии осуществляется по результатам рассмотрения указанных вопросов на заседании лицензионной комиссии.

О приостановлении действия или аннулировании лицензии орган лицензирования информирует органы государственной налоговой администрации и инспекции государственного архитектурно-строительного контроля по месту регистрации субъекта строительной деятельности.

24.

В случае аннулирования лицензии субъект строительной деятельности имеет право обратиться с письменным заявлением о получении новой лицензии для продолжения строительной деятельности не ранее чем через год с даты принятия органом лицензирования решения об аннулировании предыдущей лицензии.



комментарий редакции

К компетенции КМУ в соответствии со

статьей 9 Закона об основах градостроительства* относится обеспечение лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве. Этими полномочиями Кабмин и воспользовался, утвердив постановлением № 1396 новый Порядок лицензирования стройдеятельности (все это на фоне выведения с 01.01.2008 г. строительной деятельности из-под общего порядка лицензирования — согласно Закону Украины от 16.05.2007 г. № 1026-V).

* Закон Украины «Об основах градостроительства» от 16.11.92 г. № 2780-XII.

Уже с 01.01.2008 г

. этот Порядок вступает в силу. Поэтому разобраться с нововведениями важно в ближайшее время.

Сначала рассмотрим,

кого же коснулись изменения. В пункте 1 постановления № 1396 встречаем требование лицензировать деятельность в строительстве, связанную с созданием объектов архитектуры на территории Украины. Чтобы попытаться узнать, какие виды деятельности под этим подразумеваются, обратимся к Закону об архитектурной деятельности**, в статье 4 которого найдем следующее: «Для создания объекта архитектуры выполняется комплекс работ, который включает:

подготовку входных данных

на проектирование;

осуществление в необходимых случаях

предпроектных работ, а также мероприятий по охране нововыявленных во время осуществления строительства или замены (в том числе путем сноса) объектов градостроительства, которые в соответствии с законом имеют антропологическое, археологическое, эстетическое, этнографическое, историческое, искусствоведческое, научное или художественное значение;

поиск

архитектурного решения, разработка, согласование и утверждение проекта;

выполнение

рабочей документации для строительства , а в случае выполнения ее или отдельных ее частей другим исполнителем — осуществление авторского надзора за таким выполнением;

строительство

(новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт) и снос объекта архитектуры, архитектурно-строительный контроль, технический и авторский надзоры во время осуществления строительства или замены (в том числе путем сноса) объекта градостроительства;

принятие построенного объекта в эксплуатацию

». Очевидно, именно эти работы и лицензируются. Следовательно, лицензированию по принятому Порядку подлежит не только деятельность, связанная со строительством новых объектов, но и с реконструкцией и капремонтом существующих.

**Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV.

Важно обратить внимание, что комментируемый

Порядок затронул интересы не только предпринимателей, которые планируют начать работу в сфере строительства, но и тех, которые этим уже занимаются и имеют соответствующую лицензию. Так, в пункте 2 вступительной части постановления № 1396 указано, что лицензии, полученные до 01.01.2008 г., подлежат переоформлению. Однако там же оговорено, что порядок их переоформления должен появиться только в течение ближайшего месяца. При этом, учитывая, что ограничение по срокам переоформления не установлено, предприниматели, очевидно, могут подождать принятия указанного Порядка.

В то же время некоторых может смутить

пункт 2 приведенного документа, предписывающий получить лицензию в соответствии с этим, новым Порядком № 1396. На наш взгляд, даже с учетом этого, можно не торопиться. Ведь подобное требование относится только к тем субъектам хозяйствования, которые впервые планируют осуществлять стройдеятельность, а не к тем, у кого лицензия уже есть. Из самого текста нормы следует, что она касается предпринимателей, «которые имеют намерение осуществлять строительную деятельность», но ничего не сказано о тех, кто ее уже осуществляет. К тому же нелогичным тогда выглядело бы поручение Минстроя разработать порядок переоформления лицензий.

Теперь о сути. По всей видимости, в скором времени несколько

изменится перечень видов хоздеятельности в строительстве, которые подлежат лицензированию. Такие изменения КМУ поручил разработать Минрегионстрою и внести в соответствующие законы до 01.03.2008 г (пункт 3 вступительной части постановления № 1396).

Далее, в

пункте 1 Порядка № 1396 определено, что технический уровень и специфика строительной деятельности будут определяться в соответствии с Лицензионными условиями, утвержденными Минрегионстроем. Не совсем ясно, о каких лицензионных условиях здесь идет речь. Вряд ли ими можно считать действовавшие в 2007 году Лицензионные условия осуществления строительной деятельности*. Поэтому возможно, что эти Лицензионные условия либо будут изменены, либо — приняты новые. Однако в первое время, очевидно, ориентироваться все будут именно на них.

* Лицензионные условия осуществления строительной деятельности (изыскательные и проектные работы для строительства, возведение несущих и ограждающих конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей), утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 13.09.2001 г. № 112/182.

Этот вопрос, нужно заметить, не столь актуален, поскольку в конечном итоге

определять, можно или нельзя выдавать лицензию конкретному субъекту, теперь будут специальные учреждения и организации только после проведения экспертизы. Важно заметить, что для получения лицензии пройти экспертизу и получить соответствующее заключение придется каждому субъекту строительства (пункт 5 приведенного документа).

При этом

выдавать лицензии и проверять соблюдение Лицензионных условий будет Государственная архитекутрно-строительная инспекция (новый орган лицензирования), а проводить экспертизу — учреждения и организации, уполномоченные ею. Какие это органы, пока неизвестно. Очевидно, узнать о них можно будет только в Госархинспекции.

Несколько изменился и срок действия лицензии. Так, если раньше она выдавалась на 5 лет, то теперь

для субъекта, который получает лицензию впервые, ее срок составит 3 года, и только при повторном получении — 5 лет. Что касается тех предпринимателей, которым нужно с 01.01.2008 г. переоформить лицензию, то новую лицензию им должны выдать сроком на 5 лет (поскольку они получают ее не впервые).

При этом,

если срок действия истечет, получать новую лицензию необходимости не будет: каждый раз ее можно просто продлевать еще на 5 лет (пункт 16 Порядка № 1396).

А вот если субъект строительной деятельности решит расширить перечень выполняемых работ,

внести изменения в уже полученную лицензию будет не так-то просто. Очевидно, ему придется снова пройти весь путь, предшествующий получению лицензии, включая и проведение экспертизы, так как особого механизма внесения изменений в лицензию данным Порядком не предусмотрено (пункт 15).

Что касается расходов на получение лицензии, то сама

плата за ее выдачу составляет 340 грн. (поскольку орган лицензирования — не территориальный, а центральный). Скорее всего, и проведение экспертизы тоже будет платным, однако о ее стоимости комментируемый Порядок пока умалчивает.

Также в представленном документе приведен перечень оснований для приостановления или аннулирования лицензии. Заметим, что если лицензия будет аннулирована, то получить новую субъект хозяйствования сможет не ранее чем через год (пункт 24).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше