Темы статей
Выбрать темы

Нюансы применения сроков административно-хозяйственных санкций

Редакция СД
Статья

Нюансы применения сроков административно-хозяйственных санкций

 

Одна из разновидностей взысканий (санкций) — это административно-хозяйственные санкции. Порядок их применения имеет свои особенности, установленные Хозяйственным кодексом Украины (далее — ХКУ), в том числе и относительно срока, в течение которого их могут применить. Знать об этом сроке весьма полезно, но…

Виды ответственности за те или иные нарушения содержатся в отдельных законодательных актах. При этом в отношении некоторых из них существует неопределенность: являются ли они административно-хозяйственными и соответственно применяется ли к ним срок для взимания, указанный в ХКУ.

Об этом мы и поговорим в данной статье.

Екатерина ВЛАДИМИРСКАЯ, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Применение административно-хозяйственных санкций

Прежде всего напомним об основных моментах, касающихся применения административно-хозяйственных санкций.

Общему порядку их взыскания посвящена глава

27 ХКУ документ 1. Так, данные санкции могут быть применены к предпринимателям за нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности (дисциплина цен, применение РРО и многое другое).

Отметим, что виды административно-хозяйственных санкций справка 1, условия и порядок их применения могут определяться не только

ХКУ, но и другими законодательными актами. При этом конкретные санкции могут быть установлены исключительно законами (статья 238 ХКУ).

Самыми распространенными видами данных санкций являются штрафы и прочие взыскания, тем не менее это также могут быть и принудительное совершение в отношении нарушителя определенных действий (прекращение экспортно-импортных операций, аннулирование лицензии, отмена государственной регистрации и т. д.).

Применение этих санкций имеет цель — прекратить правонарушения и ликвидировать их последствия.

Наконец, самое главное. Срок, в течение которого административно-хозяйственные санкции могут быть применены, приведен в

статье 250 ХКУ: на протяжении шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня совершения нарушения субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

По идее никаких сложностей в определении срока возникать не должно. Причем

по его истечении административно-хозяйственные санкции представители государственных органов к субъекту уже применить не смогут. Получается, если нарушение будет выявлено спустя год после его совершения (прекращения) или, выявив нарушение, государственные органы не успеют с оформлением решения на взыскание санкций до того, как пройдет 6 месяцев с момента выявления или 1 год с момента совершения, то предпринимателю санкции не грозят.

Исключение из общего правила — случаи, предусмотренные законом, когда прямо сказано, что положения

статьи 250 ХКУ не работают или установлены другие сроки. Отметим, что срок, указанный в статье 250 ХКУ, касается нарушений, совершенных уже после 01.01.2004 г. — после даты вступления в силу ХКУ (пункт 5 «Заключительных положений» ХКУ). Кстати, тот факт, что новый ХКУ появился в период, когда многие санкции уже были установлены в различных нормативных актах, иногда вызывал неопределенность. В частности, возникали некоторые сомнения в том, относятся ли те или иные санкции к административно-хозяйственным в понимании ХКУ.

В таких случаях внести ясность позволяли разъяснения либо судебные решения. По некоторым из них, затрагивающим такие нюансы, мы и пройдемся.

 

Применение общего срока (виды нарушений)

Теперь рассмотрим выводы существующих на сегодняшний день разъяснений относительно применения сроков

статьи 250 ХКУ.

Итак,

в указанный срок вписываются следующие санкции:

— штрафы, предусмотренные

Законом № 481 документ 2 (в сфере производства и реализации алкогольных напитков и табачных изделий). Об этом говорится в письме ГНАУ от 14.04.2004 г. № 6506/7/21-0917. Такое же мнение изложено в постановлении ВХСУ от 31.03.2005 г.;

— штрафные санкции за

нарушения законодательства о ценах и ценообразовании. Это следует из заключений постановления ВХСУ от 26.07.2005 г. № 08/3427. Кроме того, в письме Госинспекции по контролю за ценами от 14.07.2004 г. № 32/3-7/1256 говорится, что применение экономических санкций согласно требованиям статьи 14 Закона о ценах документ 3 осуществляется со строгим соблюдением требований статей 240, 250 ХКУ;

ответственность за деятельность без лицензии. То, что в этом случае действуют общие положения главы 27 ХКУ, подтверждается письмом Госкомпредпринимательства от 20.02.2004 г. № 1019;

— штрафные

санкции, установленные Законом о защите прав потребителей документ 4. Согласно письму Госпотребстандарта от 10.11.2006 г. № 10040-6-11/18 они подпадают под определение административно-хозяйственных санкций, в том числе и в отношении срока, в течение которого могут быть применены;

штрафы за нарушение порядка применения РРО также применяются согласно ХКУ, так как в Законе об РРО документ 5 сроки применения санкций не предусмотрены (постановление ВСУ от 13.02.2007 г.);

штрафы за нарушения в сфере наличного обращения (в частности, превышение предельного объема наличных расчетов 10000 грн.). Согласно письму НБУ от 10.08.2007 г. № 11-113/3036-8220 на них распространяются общие сроки применения, установленные статьей 250 ХКУ.

 

Исключения со специальными сроками

Теперь перейдем к тем санкциям, которые относятся к административно-хозяйственным, однако

для их применения соответствующим законом установлены другие сроки.

На сегодняшний день это можно сказать о

санкциях за нарушение норматива по трудоустройству инвалидов справка 2, предусмотренных статьей 20 Закона № 875 документ 6.

Так с 1 января 2006 года действует новая редакция этой статьи, где четко сказано, что к правоотношениям по взысканию административно-хозяйственных санкций, предусмотренных

Законом № 875, не применяются сроки, определенные статьей 250 ХКУ.

В добавление сомнения на этот счет были развеяны

письмами Фонда социальной защиты инвалидов от 26.03.2007 г. № 1/6-172, от 27.03.2006 г. № 06ю-48/503-140/1, от 28.07.2006 г. № 06ю-181/1349-283/2.

Также не применяются сроки из

ХКУ к тем же налоговым санкциям, санкциям за нарушение порядка уплаты пенсионных взносов и некоторым другим.

В заключение — выводы.

 

Выводы

Сроки применения административно-хозяйственных санкций приведены в

статье 250 ХКУ: на протяжении 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через 1 год со дня нарушения.

Однако эта же

статья допускает исключения, если таковые будут предусмотрены законодательными актами, устанавливающими конкретные виды санкций за определенные нарушения.

На сегодняшний день с неопределенностью в вопросе об отнесении некоторых взысканий к административно-хозяйственным санкциям, а следовательно и в вопросе о сроках их применения покончено благодаря разъяснениям государственных органов или выводам судов.


Расшифровка нормативных ссылок (документ)

1

Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

2

Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

3

Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII.

4

Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

5

Закон Украины «Об использовании регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

6

Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.

 

Справочная информация (справка)

1

ХКУ предусмотрены следующие виды административно-хозяйственных санкций:

— изъятие прибыли (дохода);

— административно-хозяйственный штраф;

— взыскание сборов (обязательных платежей);

— приостановление операций по счетам субъектов хозяйствования;

— применение антидемпинговых мер;

— прекращение экспортно-импортных операций;

— применение индивидуального режима лицензирования;

— приостановление действия лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности;

— аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности;

— ограничение или приостановление деятельности субъекта хозяйствования;

— отмена государственной регистрации и ликвидация субъекта хозяйствования;

— другие административно-хозяйственные санкции, установленные ХКУ и другими законами.

2

Подробнее см. «СД», 2007, № 2, с. 22.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше