Темы статей
Выбрать темы

Искусство получать прибыль-2

Редакция СД
Статья

Искусство получать прибыль—2

 

Как правило, продукция, которую производит или реализует предприниматель, редко может быть представлена одним наименованием. Возникает вопрос: можно ли провести CVP-анализ, если ассортимент реализации широкий? Ответ — да, но для этого необходимо знать некоторые особенности. О них сейчас кратко и расскажем.

 

Подготовительный этап

В принципе все, что нужно знать, вы уже знаете, если прочли предыдущую статью. Разделение затрат на постоянные и переменные остается таким же, причем постоянные затраты — общие для всей деятельности, а переменные — разные для каждого вида продукции (товара).

Поэтому сначала нужно проделать следующую работу: по схеме, описанной на с. 33—34, рассчитать общий параметр

а, а затем — параметр b для каждого наименования товара: b для первого наименования, b для второго наименования и т. д.

После этого можно приступать непосредственно к самому анализу.

 

CVP-анализ в условиях реализации нескольких видов продукции

Предприниматель продает товары в разных количествах, и объемы их реализации время от времени изменяются. Впрочем, определенное соотношение, скорее всего, есть. Его нельзя назвать постоянным, но для целей CVP-анализа предполагается, что комбинация продаж — величина неизменная.

Комбинация продаж — это соотношение отдельных видов продукции в общем объеме реализации. Например, в отчетном периоде получен доход 10000 грн., из них: от продажи товара 1 — 5000 грн., от товара 2 — 3000 грн., от товара 3 — 2000 грн. Следовательно, комбинация продаж составит 50 %, 30 % и 20 % соответственно. Для того чтобы использовать этот показатель в дальнейшем, нужно постараться максимально приблизить его к истине, учитывая собственные планы продажи и спрос.

Теперь приведем формулы, которые нужно применять для CVP-анализа в условиях реализации нескольких видов продукции.

1)

Объем продукции, который нужно продать, чтобы не попасть в убыток:

img 1,

где

Qкритич — объем реализации, при котором нет убытка, но и прибыль тоже равна нулю, шт.;

а

— постоянные затраты, грн.;

Ц1, Ц2,..., Цn

— цена соответствующего вида продукции, грн.;

b1, b2,..., bn

— переменные затраты на единицу продукции соответственно для первого, второго и т. д. наименования, грн./шт.;

1, 2,..., n — комбинация продаж, т. е. удельный вес дохода от реализации каждого вида продукции в общем объеме дохода от реализации, %;

n

— количество видов продукции.

Хотя формула получилась и громоздкая, но на самом деле ничего сложного здесь нет: считаем так же, как и для одного вида продукции, только нужно не забыть учесть в формуле удельный вес продаж по каждому наименованию.

Рассчитав

Qкритич, распределяем его между видами продукции опять же в соответствии с удельным весом. Итак, предприниматель не получит ни прибыли, ни убытка, если будет продавать такое количество первого, второго, n-го товара:

Qкритич 1 = Qкритич

х ε1; Qкритич 2= Qкритич хε2;...; Qкритич n = Qкритич х εn.

Пример.

Допустим, известно следующее:

 

Показатель

Товар 1

Товар 2

Товар 3

Комбинация продаж

50 %

30 %

20 %

Цена (Ц), грн.

20,00

15,00

10,00

Переменные затраты на единицу (b), грн./шт.

12,00

11,00

7,00

Постоянные затраты — общие (а), грн.

7000,00

 

Тогда

Qкритич= 7000 : ((20 - 12) х х 0,5 + (15 - 11) х 0,3 + (10 - 7) х х 0,2) = 1207 шт. Значит, Qкритич 1 = 1207 х 0,5 = 603 шт., Qкритич 2  = 1207 х 0,3 = 363 шт., Qкритич 3 = 1207 х 0,2 = 241 шт.

2)

Объем продукции, который нужно продать, чтобы получить необходимую сумму прибыли. Формула практически та же, что и предыдущая, но только с учетом прибыли:

img 2,

где

П — планируемая сумма прибыли, грн.

Распределение

Q (шт.) между видами товаров, т. е. расчет Q1, Q2,..., Qn(шт.) производится точно так же, как и в предыдущем случае.

3)

Сумма прибыли, которую можно получить при реализации определенного объема продукции:

img 3,

где

Q1, Q2,..., Qnобъем реализации каждого вида товара в натуральном выражении, шт.

Гораздо чаще предпринимателю удобнее проводить анализ, указывая объем продаж в стоимостном выражении. В таком случае предыдущая формула приобретет следующий вид:

img 4,

где

Q стоим 1, Q стоим 2,..., Q стоим n объем реализации каждого вида товара в стоимостном выражении, грн.

Интересен тот факт, что данная формула не просто позволяет посчитать прибыль, — с ее помощью предприниматель может

оптимизировать ассортимент реализуемой продукции. Как? Очень просто. Посмотрим еще раз на формулу. Из нее четко видно, что каждый товар вносит разный вклад в общую прибыль, причем этот вклад определяется показателем (Ц - b). Несложно догадаться, что наибольший вклад в прибыль вносит реализация именно того товара, у которого показатель (Ц - b) больший.

Следовательно, предпринимателю

нужно:

— наращивать объемы производства и реализации той продукции (товара), для которой

(Ц - b) максимально;

— снижать те, у которых данный показатель меньше;

— вообще отказаться от реализации номенклатурных позиций, где

(Ц - b) близко к нулю или даже имеет отрицательное значение (или хотя бы модернизировать их, уменьшив b и увеличив Ц).

4)

изменение прибыли при изменении объема продаж.

Если анализируем изменение объема продаж в натуральном выражении:

img 5.

Если ΔQ

указывается в стоимостном выражении (не штуки, а гривни), формула будет такой:

img 6.

Эти формулы позволяют узнать, как изменится прибыль при изменении объема продаж каждого вида продукции (товара). И снова ключевой показатель реакции прибыли на изменение объема продаж —

(Ц - b). В то же время следует помнить и об обратном эффекте «быстрой прибыли»: товар, у которого показатель (Ц - b) наибольший, приносит не только максимальный прирост прибыли при увеличении продаж, но и максимальное падение прибыли при снижении объемов продаж.

Используя данные нашего

примера, рассчитаем, на сколько увеличится прибыль при увеличении объема реализации каждого вида продукции на 400 шт., а затем — на сколько уменьшится прибыль при снижении объемов реализации по каждому виду продукции на 300 шт.

 

Показатель

Товар 1

Товар 2

Товар 3

Ц - b, грн./шт.

8,00

4,00

3,00

Увеличение прибыли при увеличении объема реализации каждого вида продукции на 400 шт.

3200,00

1600,00

1200,00

Уменьшение прибыли при снижении объема реализации по каждому виду продукции на 300 шт.

-2400,00

-1200,00

-900,00

 

На основании анализа можно сделать следующий вывод: ограничиться реализацией только «быстроприбыльных» товаров (в примере товар 1), конечно, наиболее выгодно, но вместе с тем и наиболее рискованно. Работать так можно только в случае 100 % уверенности в рынке сбыта.

5) что касается

структуры затрат, то CVP-анализ в данном случае осуществляется так же, как и в условиях реализации одного вида продукции (товара).

Для того чтобы упростить расчеты и сэкономить ваше время, мы предлагаем вам

файл MS Excel, с помощью которого вы сможете за считанные минуты получить все необходимые показатели CVP-анализа и проанализировать свою деятельность. Причем количество товаров (продукции), по которым можно провести CVP-анализ с помощью данного файла, может быть от 1 до 100. Найти и скачать его можно по адресу: http://www.bk.factor.ua/ru/publications/14/38/347.html.

Вот собственно и все о секретах CVP-анализа. Теперь мы уверены, что вы сумеете заставить деньги еще активнее работать на вас.

 

Материал подготовила Виталина Мирошниченко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше