Темы статей
Выбрать темы

Летний сезон-2008: цены «кусаются», турагенты стараются! Что получается?

Редакция СД
Статья

Летний сезон-2008: цены «кусаются», турагенты стараются! Что получается?

 

Лето, как известно, самая горячая пора для всех работников туристических фирм. А это значит, что сегодня будем говорить об этом интереснейшем бизнесе — туризме, проблемах туристических фирм, прогнозах на высокий сезон и... Словом, обо всем том, что может заинтересовать наших читателей-предпринимателей, уже вступивших (или собирающихся сделать это) в многочисленную армию магов и волшебников, которые путем несложных операций по составлению договоров, подписанию необходимого пакета документов и изъятия некоторого количества денежных знаков превращают обычного рядового гражданина в туриста и отправляют его в сказку (удача, если в прекрасную!).

В гостях у «СД» наш неизменный проводник в мире туристического бизнеса Ирина Тымчик — директор Харьковского бюро путешествий и экскурсий.

 

Рынок

По сравнению с 2007 годом в 2008 году количество фирм, предлагающих туристические услуги, увеличилось почти в два раза. Сегодня в Украине работают около 5000 туристических фирм.

Наш город Харьков в точности отразил общую тенденцию в Украине, и в 2008 году в сфере туризма трудится 500 фирм против 250 в 2007 году!

Так, стало быть, все в туристический бизнес?! Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, никто не считал, а сколько же туристических собратьев «умерло» за этот же период? А их немало!

И во-вторых, при кажущейся на первый взгляд простоте организации этого бизнеса (нет крупных первоначальных денежных вложений, море информации, все хотят отдыхать и т. д.) выживать на этом рынке достаточно сложно. И на это существует ряд объективных причин. Первая и основная — в среднем почти в два раза (!!!) подорожали туристические услуги практически по всем направлениям. Достаточно сказать, что в Крыму одноместный номер не самого высшего разряда (часто и без кондиционера) обойдется туристу в 250 грн. за сутки. Просто проживание! Такая цена не по карману среднему классу, на который как раз и ориентировалось большинство средних и мелких туристических агентств.

 

Сегментация рынка

Участников туристического бизнеса можно разделить на

туроператоров и турагентов.

Итак, кто предпочтительнее и чем отличаются турагенты от туроператоров.

Рассмотрим сначала значение этих слов, учитывая то, что все туристические фирмы, независимо от своих размеров, по своей сути являются либо туроператорами, либо турагентами, хотя «третье дано» и также будет рассмотрено.

Турагент

— это компания, занимающаяся только продажей туристических пакетов и их элементов: мест в гостиницах, билетов, экскурсий и т. д. Турагент покупает все это у туроператоров и уже из готовых частей может, если нужно, сам составлять программы. При этом турагент не несет никакой финансовой ответственности за то, что он что-то конкретное не продал.

Туроператор

— это компания, занимающаяся непосредственным «составлением» услуг, а чтобы эта вольная формулировка была понятнее, приведем пример.

Туроператор перед сезоном выкупает места в гостиницах (за свои средства и под свою ответственность), договаривается с транспортными компаниями о трансферах, с экскурсионными бюро — об экскурсиях и т. д. Таким образом, обеспечивает и следит за приемом и обслуживанием туриста на маршруте. Туроператор передает свои наработки для продажи во множество турагентств. Большие туроператоры часто имеют сеть собственных агентств-представительств, а также свои транспортные компании и экскурсионные бюро.

Некоторые крупные гостиничные сети сами предоставляют полный комплекс туристических услуг по приему.

В данный момент на туристическом рынке четко прослеживается тенденция к созданию смешанного типа: что-то среднее между турагентством и туроператором.

К примеру, некоторые турфирмы склонны называть себя туроператорами, хотя по сути являются турагентствами с той лишь разницей, что по отдельным направлениям на время сезона выкупают себе несколько мест в отдельных гостиницах. По остальным же направлениям, услугам и гостиницам они работают как агенты.

Сравним преимущества и недостатки обоих типов компаний.

Преимущества

У туроператоров имеется определенное количество гарантированных мест на определенные даты в пик сезона. Это происходит вследствие того, что такие номера полностью выкупаются самой фирмой задолго до начала сезона и такие номера стоят немного дешевле из-за риска самой гостиницы не продать эти номера. Этот риск и берет на себя турфирма. Между прочим, для тех, кто интересовался, откуда берутся «горящие» туры, — это один из основных источников их возникновения.

Турагенту же все равно, что продавать, так как в базе туроператоров, с которыми он работает, существует большой выбор подобных предложений с выкупленными местами.

Главной заботой турагента остается успеть купить эти номера первым и чтобы клиент остался доволен своим выбором.

 

Недостатки

Турагент может просто не успеть купить тур, когда на разгар сезона все куплено уже в ноябре.

Туроператор, имеющий свои выкупленные места, основной задачей видит, во-первых, продажу этих мест вовремя (так как номера выкуплены на строго определенный период времени) и, во-вторых, не потерять на них деньги, т. е. «впихнуть» клиенту, едущему на данное направление, именно «свою» гостиницу. При этом надо понимать, что фирмы не всегда имеют возможность выкупать самое лучшее, чаще всего им приходится довольствоваться тем, что осталось после более юрких и богатых туроператоров из Западной Европы.

Скидки, полученные фирмой за выкупленные заранее места, не всегда так велики, чтобы оставаться выгодными после, скажем, такого весьма распространенного варианта. У фирмы есть, к примеру, выкупленные места в гостинице «N» на 14 дней в предновогодний период. Но одни туристы поехали — на 5, другие — на 7 дней. Остается только догадываться, кому придется платить за 2 «сгоревших» дня. Правда, существуют методы борьбы с таким явлением: ввод стандартных дат заездов и программ под строго определенное количество дней. Например, тур только на 7 или 14 дней. Но всегда ли это в интересах потребителя, у которого выходных всего-то 5 дней? Всегда ли потребителю нужно навязывать, в какую гостиницу ему ехать, а не подбирать программу под его реальные нужды и личные желания? Так уж потребитель выигрывает при этом в цене? Вот проблемы, которые необходимо решать.

 

Как находить пакет заказов

Наше внимание будет направлено на деятельность туристических агентств, для которых очень важно найти надежного партнера — туроператора.

Два раза в году в Киеве проводятся крупные

международные выставки, посвященные туризму. Очень полезно побывать на этих выставках. Именно там представлены все крупные туристические фирмы и со всеми можно лично пообщаться, получить массу ценной информации, рассмотреть предложения туроператоров, заключить договоры.

Еще один источник информации — Интернет.

Каждый день в почтовый ящик турагентств приходит огромное количество информации. Здесь и предложения от крупных туроператоров, информация о турах, новости туристического бизнеса и т. д.

Далее, после получения этого огромного объема информации, начинается кропотливая работа по отделению «зерен от плевел».

Но вот вы сделали свой выбор. Теперь необходимо лично убедиться в предлагаемых услугах. Да-да, и никак иначе.

 

Рекламная поездка

Надо сказать, что ваш потенциальный клиент — турист ориентируется исключительно на то впечатление, которое произвел на него менеджер, предлагающий ему туристический продукт. Так вот, если менеджер с настроением и огоньком, а также со знанием предмета рассказывает клиенту о красоте Турции в общем и отеля в частности, то очень велика вероятность, что этот клиент уйдет от вас осчастливленный туристический поездкой в Турцию и впоследствии не будет разочарован. А для этого необходимо предмет, т. е. Турцию, изучить на практике и лично «прощупать» все отели, поесть в ресторанах, поваляться на пляжах и поплавать в море. И не думайте, что эта рекламная поездка, которую вам организует с хорошей скидкой ваш турпартнер, — легкий отдых. Это тяжелая работа, так как за неделю вам надо будет посетить как можно больше отелей, т. е. практически все побережье, все запомнить, всех узнать, изучить возможные «подводные камни» и многое другое. И вот только после этого можно легко и без всякого угрызения совести рассказывать чистую правду и привлекать потенциальных клиентов.

Четкое и профессиональное предложение тура менеджером очень важно, так как практически все агентства предлагают одинаковые цены. Единственный заработок турагентов — разница между оптовой и розничной стоимостью тура (в среднем она составляет 10 — 15 %). Если агент продает большое количество путевок, то оператор может увеличить размер надбавки на 1 — 3 % или лично премировать успешного работника, бесплатным отдыхом например. Чаще всего турагенты работают сразу с несколькими туроператорами, хотя каждому оператору хотелось бы иметь лояльных только к нему агентов. Для улучшения координации работы своих партнеров-продавцов операторы проводят бесплатные семинары и мастер-классы для турагентов.

По-прежнему самые популярные направления в Украине — Турция, Египет, Тунис, ОАЭ и Черногория. Самыми крупными туроператорами, которые работают в этих направлениях на украинском рынке, являются TEZ TOUR, TOURTESS, ANEX TOUR, Pegas, Karia Tour.

И в заключение для будущих и настоящих турагентов мы предлагаем следующую памятку:

 

Возможности турагентов

1. Турагентом могут быть как юридические лица, так и физические лица — субъекты предпринимательской деятельности.

2. Для турагента туристическая деятельность не является исключительной — он может заниматься и другими видами хозяйственной деятельности.

3. Турфирма не может использовать в своем названии слово «турагент» без получения соответствующей лицензии.

4. Для турагентов минимальный размер финансового обеспечения должен составлять сумму, эквивалентную не менее 2000 евро.

5. Турагент в соответствии с заключенными договорами может предоставлять услуги по внутреннему и выездному туризму.

6. Турагент может реализовывать услуги других турагентов.

7. Турагент не имеет права заключать договоры на туристическое обслуживание с иностранными субъектами туристической деятельности. Такая деятельность может осуществляться только через украинских туроператоров.

8. Турагент не несет ответственности за качество тура, созданного туроператором.

9. Турагент имеет право предоставлять туруслуги в соответствии с заключенными агентскими договорами с туроператорами, а также в соответствии с договорами, заключенными с отечественными партнерами, предоставляющими услуги размещения, питания, экскурсионного обслуживания и т. п.

10. Турагент обязан предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о туристических услугах, правах, обязанностях и правилах поведения туристов, условиях страхования, условиях отказа от тура и т. д.

 

Это все, что мы хотели сегодня рассказать.

Выводы будут такими: при прочих равных условиях выигрывает профессионализм и честность. Только в этом случае можно рассчитывать на успех!

 

Материал подготовила Александра Слюсаренко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше