Темы статей
Выбрать темы

Разрешение на размещение объекта торговли: с ним или без него?

Редакция СД
Статья

Разрешение на размещение объекта торговли: с ним или без него?

 

Предприниматель осуществляет торговую деятельность (предоставляет услуги). Среди документов, которые могут потребовать у него при проверке, — разрешение на размещение объекта торговли (сферы услуг). Всегда ли обязательно его иметь? Что будет за работу без этого документа? Как отбиться от проверяющих? Существуют ли такие виды торговли, при которых можно обойтись без разрешения на размещение?

Ответы на эти и другие актуальные вопросы, связанные с разрешением на размещение объекта торговли, вы найдете в данной статье.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о разрешительной системе

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон о благоустройстве населенных пунктов

— Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.

Закон о прокуратуре

— Закон Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г. № 1789-XII.

Закон об обращениях граждан

— Закон Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР.

Закон о защите прав потребителей

Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Декрет № 56-93

— Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Порядок № 833

— Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

ГОСТ 4303-2004

— ГОСТ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий».

 

Разрешат ли торговать без разрешения?

От любого предпринимателя, который решил продавать товар или оказывать услуги,

местные органы власти сначала требуют получить разрешение на размещение объекта, в котором он будет эти товары продавать (или предоставлять услуги). До вступления в силу Закона о разрешительной системе такое требование было вполне правомерным. Однако уже с 06.10.2006 г. у предпринимателей появились основания не получать это разрешение, правда отстоять им свою позицию нелегко (но и оформление разрешения — тоже процедура хлопотная).

Итак, что нужно делать для того, чтобы получить возможность работать без разрешения на размещение объекта торговли? Сначала

можно попробовать написать письмо председателю облгосадминистрации и/или направить жалобу в прокуратуру (статьи 1 и 12 Закона о прокуратуре) справка 1. В жалобе можно опираться на то, что необходимость получения разрешения на размещение объекта торговли не установлена законами, как этого требует статья 4 Закона о разрешительной системе. Это основное. Но чтобы сделать жалобу солидней и убедительней, нелишне знать и о иных доводах в пользу работы без разрешения на размещение объекта. Их неоднократно высказывал Госкомпредпринимательства в своих письмах: от 31.05.2006 г. № 4006; от 17.10.2006 г. № 7507; от 09.11.2006 г. № 8080; от 10.11.2006 г. № 8104; от 28.12.2006 г. № 9476; от 19.04.2007 г. № 2891; от 14.08.2007 г. № 6048; от 10.10.2007 г. № 7703. Приведем их в таблице.

 

Аргументы «за» и «против» разрешения

Возможные аргументы местных органов «за» разрешение

Контраргументы предпринимателя

Декретом № 56-93 (статья 17) и Законом о системе налогообложения (статья 15) установлена необходимость платить сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли; Законом о благоустройстве населенных пунктов установлен орган, уполномоченный выдавать соответствующее разрешение — сельские, поселковые и городские советы (статья 10).

В соответствии с Законом о разрешительной системе (статья 4) сфера отношений, связанных с выдачей документа разрешительного характера, должна быть урегулирована только законами и включает в себя установление: — необходимости получения документа разрешительного характера; — органа, уполномоченного выдавать разрешение; — платности или бесплатности выдачи; — срока принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа; — исчерпывающего перечня оснований для отказа в выдаче и аннулирования разрешительного документа; — возможности для субъекта хозяйствования приобрести право на осуществление хоздеятельности по декларативному принципу. В свою очередь: 1) Закон о системе налогообложения и Декрет № 56-93 указывают только на необходимость уплачивать сбор за выдачу разрешения, но не устанавливают обязанность такое разрешение получать; 2) В Законе о благоустройстве населенных пунктов указан орган, уполномоченный выдавать разрешение на размещение объекта торговли. Но этого мало. Статья 4 Закона о разрешительной системе требует оговорить и другие моменты, в частности платность или бесплатность выдачи, срок принятия решения о выдаче, основания для отказа в выдаче и т. д. В Законе о благоустройстве населенных пунктов эти вопросы не рассмотрены. 3) Ни в одном из действующих законов в настоящий момент не прописаны необходимость получения разрешения на размещение объекта торговли, срок его выдачи, основания для отказа в выдаче и т. д. Следовательно, сферу отношений, связанных с выдачей разрешения на размещение объекта торговли, нельзя считать законодательно урегулированной, а значит, нет правовых оснований получать это разрешение и платить соответствующий сбор, несмотря на то, что органы местного самоуправления имеют полномочия выдавать эти разрешения.

 

Если же ответ со стороны местной власти все равно будет негативным

(или вообще не будет реакции в течение одного месяца (статья 20 Закона об обращениях граждан)), то можно обратиться в суд.

Заметим, что

ГНАУ придерживается диаметрально противоположного мнения, считая, что существующих законов вполне достаточно для получения разрешения и уплаты сбора (письмо ГНАУ от 06.07.2007 г. № 13508/7/15-0717).

Поэтому

осторожным предпринимателям, которые не собираются спорить с местными властями, получить разрешение на размещение объекта торговли все-таки придется (разумеется, если местные органы власти требуют его наличия).

 

Чем ответит торгующий без разрешения?

Давайте посмотрим, как могут попытаться наказать предпринимателя проверяющие, если обнаружат, что у него нет разрешения на размещение объекта торговли (услуг)? Как правило, они применяют

статью 164 КУоАП: за работу без разрешающего документа, необходимость которого предусмотрена законом (а ведь о необходимости иметь разрешение на размещение объекта торговли не сказано ни в одном законе), накладывают штраф от 340 до 680 грн. (20 — 40 ннмдг) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья или без таковой. Кстати, поскольку торговец продукцию не изготавливает, конфискация ему не грозит (изъять товар у него не смогут, так как конфискация товара статьей 164 КУоАП не предусмотрена).

Если предприниматель попал под этот штраф,

для защиты своих интересов он имеет право обратиться в суд (часть 4 статьи 10 Закона о разрешительной системе) с иском о признании неправомерными действия разрешительных и контролирующих органов (их должностных лиц), связанных с наложением штрафа по статье 164 КУоАП (аргументы все те же).

Заметим, что согласно

статье 221 КУоАП, налагать штрафы по статье 164 КУоАП могут только суды. А вот основанием для рассмотрения дел являются протоколы о правонарушениях, которые в данном случае имеют право составлять различные органы, в частности органы налоговой службы и МВД (статья 255 КУоАП).

 

Ситуации для осторожных предпринимателей

В силу того, что не каждый предприниматель готов отвлекаться на споры с местной властью в судах, имеет смысл рассмотреть, в каких случаях разрешение на размещение объекта торговли придется получить, а в каких можно торговать и без него.

Осторожным предпринимателям стоит ориентироваться на более ранние

письма Госкомпредпринимательства, в которых еще не упоминается Закон о разрешительной системе, а лишь содержится разъяснения относительно необходимости иметь разрешение в том или ином случае.

 

Ситуация

Нужно ли разрешение на размещение объекта торговли?

1

2

Торговля осуществляется со склада; есть офис

Розничная торговля. У предпринимателя, который торгует в розницу, но со склада (без магазина, киоска и т. п.), может сложиться мнение, что разрешение на размещение объекта торговли ему получать не нужно. Однако это не так, ведь под термином «объект торговли» (торговый объект) понимаются не только магазины, палатки, киоски и т. п., но и товарные склады (часть 6 пункта 7 Порядка № 833). Следовательно, таким предпринимателям разрешение на размещение объекта торговли иметь необходимо

Оптовая торговля. Поскольку разрешение необходимо только в том случае, если есть торговый объект, нужно выяснить, есть ли он у предпринимателя-оптовика, торгующего со склада? Для этого откроем Порядок № 833 (пункт 7) и посмотрим перечень торговых объектов: магазины, киоски, палатки, лотки, павильоны, товарные склады, склады-магазины. Понятно, что магазинов, лотков и подобных объектов в данном случае нет. Разберемся со складами. Товарный склад по определению предназначен для хранения товара с целью дальнейшей реализации гражданам-физлицам (не предпринимателям) справка 2, а оптовый склад — для хранения и отпуска товара субъектам хозяйствования справка 3. Поэтому оптовый склад не является товарным складом. Следовательно, торгового объекта у такого предпринимателя-оптовика нет, и разрешение на его размещение не нужно. Склад-магазин — это товарный склад, предназначенный для оптовой и розничной торговли. Если сделать акцент на союзе «и», то получится, что в случае осуществления только оптовой торговли оптовый склад нельзя считать складом-магазином. И снова получается, что разрешение на размещение объекта торговли не нужно. Тем не менее налоговая считает, что разрешение на размещение объекта торговли нужно и оптовикам (письмо ГНАУ от 06.07.2007 г. № 13508/7/15-0717). Поэтому во избежание споров лучше уточнить в местном исполкоме, нужно ли получать разрешение на размещение склада, и если да, то безопаснее его получить

Торговля без склада, но при наличии офиса

Офис не является объектом торговли (не указан в пункте 7 Порядка № 833), поэтому формально такому предпринимателю разрешение на размещение объекта торговли не нужно. Однако далеко не все местные советы придерживаются столь либерального мнения, мотивируя необходимость получения разрешения тем, что хотя в офисе и не продается товар, но зачастую принимаются деньги. Поэтому чтобы избежать проблем, разрешение лучше получить

Торговля осуществляется без торгового помещения (например, по каталогам, через интернет-магазин)

Нередки случаи, когда предприниматель торгует без офиса или склада, т. е. фактически «с колес» (например, интернет-магазины с доставкой товаров покупателю на дом, агенты, торгующие по каталогам, без складов и т. п.). Такую деятельность можно смело осуществлять без разрешения на размещение объекта торговли. Предъявить какие-либо претензии в данном случае просто невозможно, так как у предпринимателя попросту нет пункта торговли справка 4, следовательно, получать разрешение не на что, а значит и незачем

Торговля через интернет-магазин, покупатель получает товар на складе

Такую деятельность можно классифицировать как торговлю со склада (см. выше). При этом отсутствие самого места заключения сделки (вернее, его виртуальность) вряд ли убедит местные органы власти в том, что разрешение не нужно

Размещение торговых автоматов справка 5

Торговые автоматы указаны среди торговых объектов в части 1 пункта 7 Порядка № 833, поэтому разрешение на их размещение нужно получить

Отгрузка и оплата товара осуществляется в разных местах

Никаких особенностей в данной ситуации не возникает. Если предприниматель работает «с колес», объекта торговли у него нет и разрешение ему не нужно. Если же есть офис и склад (товар отгружается на складе, а оплата принимается в офисе), то разрешение понадобится, причем достаточно оформить разрешение только на склад. Разрешение на размещение офиса тогда уж точно не будут требовать, так как офис торговым объектом не является. В то же время при наличии нескольких складов разрешение на размещение объекта торговли нужно будет получить для каждого склада

Производитель реализует продукцию собственного производства (оптом или в розницу)

Оптовая торговля. Разрешение на размещение объекта торговли в данном случае не нужно, так как объекта торговли нет, ведь предприниматель имеет только производственный объект. Некоторое смущение может вызвать тот факт, что к торговым объектам относится товарный склад (пункт 7 Порядка № 833). Однако склад, который существует на производстве для хранения продукции с целью дальнейшей реализации субъектам хозяйствования (а не конечным потребителям), не отвечает определению товарного склада справка 2, а значит торговым объектом не является

Розничная торговля. А вот при продаже продукции конечным потребителям разрешение на размещение объекта торговли, скорее всего, получить придется. И хотя формально торгового объекта у производителя быть не может, так как он не является субъектом оптовой или розничной торговли справка 6, этот аргумент вряд ли убедит проверяющих. Так что учитывать его стоит только тем предпринимателям, которые решили отстаивать в суде свое право работы без разрешения на размещение объекта торговли (с учетом доводов, опирающихся на Закон о разрешительной системе, которые мы приводили выше)

Предоставляются услуги

С одной стороны, Декретом № 56-93 установлена необходимость платить сбор за выдачу разрешения на размещение только объекта торговли и ничего не сказано об услугах, с другой — Законом о системе налогообложения в состав местных налогов и сборов отнесен сбор за размещение объектов торговли и сферы услуг. Причем практически повсеместно местные органы власти требуют получать разрешение и на размещение объекта сферы услуг, хотя оснований для этого нет, так как механизм уплаты данного сбора не установлен (письмо Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности от 08.06.2001 г. № 06-10/307). В данном случае можно пойти по одному из двух путей: — послушно получить разрешение и уплатить сбор; — попытаться отстоять свое право работы без такого разрешения, дополнительно вооружившись аргументами (с учетом Закона о разрешительной системе), о которых мы говорили ранее

Торговлю осуществляет единоналожник

Указ № 746 освобождает единоналожника от необходимости платить сбор за размещение объекта торговли, однако это не означает, что разрешение получать не нужно. Просто единоналожнику оно выдается бесплатно (письмо Госкомпредпринимательства от 19.10.2004 г. № 7197), если, конечно, он не захочет отсудить свое право работать вообще без этого документа

Размещение оборудования возле киосков, торговых павильонов, лотков и других малых архитектурных форм (МАФ)

Тем предпринимателям, у которых есть киоски, зачастую необходимо поставить рядом холодильник или иное оборудование (это особенно актуально в летнее время). Нужно ли получать разрешение на размещение такого объекта? Для размещения самого киоска (МАФ) разрешение необходимо, а вот что касается «

холодильного и другого оборудования, которое размещается рядом с МАФ и на земельном участке, который специально отведен для этих МАФ, законами Украины не установлена необходимость получения разрешения на такое оборудование», — подчеркивает Госкомпредпринимательства в письме от 14.03.2007 г. № 06-11/14-112/51340. Однако практика требования таких разрешений местными органами, к сожалению, наблюдается. Поэтому во избежание проблем лучше узнать в местном совете, требуют ли от предпринимателя получать соответствующие разрешения

 

Напомним, что

выдачей разрешений, как правило, занимаются специализированные Управления местных исполкомов.

Туда и нужно направиться предпринимателю для того, чтобы получить разрешение на размещение объекта торговли, предварительно написав соответствующее

заявление и подготовив пакет документов.

Документы, необходимые для получения разрешения на открытие той или иной торговой точки: магазина, склада справка 7, АЗС, — в частности в Харькове, можно посмотреть, перейдя по ссылке

http://www.citynet.kharkov.ua в раздел «Предпринимателям» — «Упр. потребительского рынка».

Для объектов общепита необходимые документы указаны в «СД», 2007, № 17, с. 44.

 

Как уплатить сбор за выдачу разрешения

Несколько слов о проблеме уплаты сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли.

Декрет № 56-93 содержит четкую норму: «Для субъектов, которые постоянно осуществляют торговлю в специально отведенных для этого местах (стационарных объектах), сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли взимается одноразово» (статья 17). Тем не менее местные органы, как правило, устанавливают срок действия разрешения — 1 год, в результате чего сбор взимают ежегодно. Причем налоговая оправдывает такую ситуацию, мотивируя тем, что выдача бессрочных разрешений в дальнейшем может привести к правовым недоразумениям между предпринимателем и местными органами власти при принятии последними решений о модернизации объектов или территории (письмо ГНАУ от 09.04.2003 г. № 3975/6/15-4416). Однако какими бы логичными ни были данные доводы, ни в одном законодательном акте они не закреплены, а поэтому незаконны.

В свою очередь Госкомпредпринимательства выступает в защиту плательщиков данного сбора, говоря, что разрешение на размещение стационарных объектов торговли нужно выдавать бессрочно, а если срок ранее выданного разрешения истек, то повторная выдача должна быть бесплатной (

письмо Госкомпредпринимательства от 18.02.2006 г. № 1242).

Вот и здесь для предпринимателя дилемма —

можно соглашаться с местной властью и платить сбор каждый год, а можно жаловаться и отстаивать свои интересы в суде.

 

Выводы

На сегодняшний день сложилась следующая ситуация:

правовые основания для выдачи разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг отсутствуют, а органы местного самоуправления имеют полномочия их выдавать. В связи с этим:

смелые предприниматели могут торговать без такого разрешения (отстаивая свое право с помощью жалоб и суда);

осторожным предпринимателям разрешение лучше получить. Однако если торговля осуществляется «с колес» (без офиса и склада) или в случае оптовой реализации собственной продукции производителем разрешение получать не на что (нет объекта торговли), а значит и незачем. В других случаях (например, использование торговых автоматов, торговля единоналожников, предоставление услуг, розничная продажа продукции производителем, оптовая и розничная торговля со склада, размещение холодильников возле киосков) разрешение на размещение объекта торговли, вероятнее всего, придется получить.

Неоднозначная ситуация сложилась и с уплатой сбора за выдачу этого разрешения

при торговле в стационарном объекте: согласно законодательству сбор взимается один раз, а на практике — ежегодно.

Но при желании можно побороться за право торговать без разрешения на размещение объекта или за право уплатить сбор один раз, ведь убедительных аргументов для решения данных споров в пользу предпринимателя достаточно.


Справочная информация (справка)

1

Для жалобы не установлена какая-либо стандартная форма, поэтому писать ее можно в произвольной форме, но с учетом некоторых особенностей:

жалоба не должна быть анонимной (в правом верхнем углу нужно указать название и адрес органа прокуратуры, в который она направляется, а также Ф. И. О., адрес и индекс предпринимателя-заявителя);

— начинать жалобу нужно с указания даты, когда у предпринимателя потребовали разрешение на размещение объекта торговли, затем описать это событие, сослаться на нормы закона, которые были нарушены,

указав фамилии должностных лиц;

— затем следует привести

требование, например: «На основании вышеизложенного прошу провести проверку по всем обстоятельствам, изложенным в этой жалобе, применить мероприятия прокурорского реагирования…», затем предприниматель должен расписаться и указать дату составления жалобы;

— составлять жалобу необходимо как минимум

в двух экземплярах, один из которых (со штампом канцелярии о принятии жалобы) нужно оставить у себя.

Жалобу можно либо отправить заказным письмом, либо лично отнести в канцелярию. Ответ на нее должен последовать в течение месяца.

2

Товарный склад — обособленное и специально оборудованное помещение (здание), предназначенное для осуществления складских операций — приема, хранения, сортировки, приготовления к продаже, комплектования партий товара и отпуска потребителям (ГОСТ 4303-2004). В свою очередь, потребители — это граждане-физлица (часть 22 статьи 1 Закона о защите прав потребителей).

3

Оптовая торговля — реализация товара по договорам поставки партиями для дальнейшей продажи конечному потребителю (ГОСТ 4303-2004). Иными словами, «оптовость» торговли зависит не от объема проданных товаров, а от того, кому этот товар продается. Если реализация осуществляется субъектам хозяйствования — другим предпринимателям или юрлицам для дальнейшей продажи, то это оптовая торговля (даже если товар продан в единичном количестве); если же товар реализуется конечным потребителям (гражданам), эта торговля — розничная (независимо от объема продажи).

4

Даже если налоговики скажут, что предприниматель предоставляет услуги населению по обеспечению товарами (письмо ГНАУ от 06.07.2007 г. № 13508/7/15-0717), все равно пункт предоставления таких услуг отсутствует.

5

Торговый автомат предназначен для продажи единичных товаров (например, напитков, конфет, табачных изделий, футболок, книг и т. п.) и предусматривает самообслуживание и отсутствие продавца.

6

Как розничная, так и оптовая торговля представляют собой деятельность по купле-продаже товаров (ГОСТ 4303-2004), производитель же реализует не приобретенный товар, а продукцию собственного производства. В то же время определения торговых объектов, указанные в ГОСТе 4303-2004, свидетельствуют о том, что практически все они являются объектами розничной торговли. Следовательно, пункты, в которых производитель реализует продукцию собственного производства, торговыми объектами не являются.

7

Для получения разрешения на размещение магазина или склада вместе с заявлением необходимо предоставить копии:

— свидетельства о госрегистрации;

— документа, удостоверяющего право собственности (или пользования) помещением;

— согласования райисполкома (только для магазина);

— разрешения СЭС;

— разрешения госпожнадзора.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше