Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Как Рада спасла госбюджет-2008

Редакция СД
Собственное Дело Июнь, 2008/№ 12
Печать
Статья

Как Рада спасла госбюджет-2008

 

Конституционный Суд Украины признал неконституционными целый ряд норм Закона о госбюджете на 2008 год. В то же время с целью устранения противоречий в законодательстве и стабилизации ситуации Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI (далее — Закон № 309), восстанавливающий с 22.05.2008 г. действие большинства утративших силу положений Закона о госбюджете-2008. Подробнее об этом сейчас и поговорим.

 

О вступлении в силу

Конституционный Суд своим Решением отменил ряд положений

Закона о госбюджете-2008. Это произошло 22.05.2008 г. Верховная Рада вернула значительную часть отмененных Законом № 309 норм, но произошло это практически через месяц. Однако по поводу временной разницы беспокоиться не пришлось. Согласно «Заключительным положениям» Закон № 309 вступает в силу с даты опубликования и применяется со дня утраты действия соответствующих положений раздела ІІ Закона о госбюджете-2008, т. е. с 22.05.2008 г. Сам Закон № 309 опубликован в газетах «Голос України» от 04.06.2008, № 105, и «Урядовий кур’єр» от 04.06.2008, № 101, и вступил в силу с 4 июня 2008 г.

Таким образом, нам не нужно переживать о том, что в результате случившейся законодательной неразберихи часть операций, осуществленных в мае (II квартале), придется облагать по одним правилам, а часть — по другим.

 

Ставки соцвзносов и сборов

Размеры ставок соцвзносов в социальные фонды «безработицы», «временной нетрудоспособности», «несчастного случая» в Пенсионный фонд остались прежними. Начисление и удержание всех этих взносов производится в границах максимальной суммы дохода, составляющей 15 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. По-прежнему будет взиматься пенсионный сбор с операций купли-продажи иностранной валюты за гривню в размере 0,5 %.

Это самый важный момент. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты, касающиеся законодательства о социальном страховании.

 

Спорные моменты по взносам в Фонд страхования на случай безработицы

Законом № 309

внесены изменения в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случае безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III (далее — Закон № 1533), в частности в статью 19, согласно которой страховые взносы начисляются на фактические выплаты (доходы), не превышающие максимальной величины фактических расходов страхователя на оплату труда наемных работников и дохода физических лиц, с которой взимаются взносы в Фонд страхования на случай безработицы, которая устанавливается ежегодно на уровне 15-ти размеров прожиточного минимума, определенного законом для трудоспособных лиц.

Больше никакие изменения в

Закон № 1533 Законом № 309 внесены не были. Хотя следует отметить, что в пункте 26 раздела II «Внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины» Закона о госбюджете-2008, который признан неконституционным, были и другие положения, которые вносились в Закон № 1533.

Так, например, в

статью 36 Закона № 1533 Законом о госбюджете-2008 были внесены изменения, согласно которым, если застрахованное лицо не осуществляло предпринимательскую деятельность на протяжении шести календарных месяцев со дня получения единоразового пособия по безработице для организации предпринимательской деятельности (за исключением обстоятельств, делающих невозможным проведение предпринимательской деятельности), выплаченная сумма средств считается использованной им не по назначению и подлежит возврату в порядке, установленном специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти в сфере труда и социальной политики, государственной налоговой политики по согласованию с правлением Фонда.

В связи с этим закономерно возникает вопрос: «Какую цель преследовали законодатели, не включая в

Закон № 309 указанную и другие нормы Закона о госбюджете-2008, которые вносились в Закон № 1533?» Причем законодатели исключили из раздела II Закона о госбюджете-2008 только подпункт 4 пункта 26, который касается порядка определения максимальной величины расходов, с которой взимаются взносы в Фонд страхования на случай безработицы. Все остальные положения пункта 26 раздела II Закона о госбюджете-2008, которые признаны КСУ неконституционными, не исключены.

Юридически все положения

пункта 26 раздела II Закона о госбюджете-2008 являются недействующими. И только норма о максимальной величине расходов, с которой взимаются взносы в Фонд страхования на случай безработицы, является действующей, поскольку она внесена в Закон № 1533 Законом № 309.

 

Спорные моменты по взносам в Фонд страхования по временной потере трудоспособности

Законом № 309

изменен и Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III (далее — Закон № 2240).

Так, в

статье 21 Закона № 2240 внесены положения, согласно которым страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, начисляются в пределах граничной суммы заработной платы (дохода), которая устанавливается ежегодно на уровне 15-ти размеров прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц, и является расчетной величиной при исчислении пособия по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком), беременности и родам.

Следует отметить, что никакие другие положения

Законом № 309 в Закон № 2240 внесены не были. Вместе с тем Закон о госбюджете-2008 вносил и другие изменения в Закон № 2240. Например:

— в

статью 4 Закона № 2240 — для работников, которые уплачивали страховые взносы менее полных шести календарных месяцев на протяжении последних двенадцати календарных месяцев перед наступлением страхового случая, пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам ограничено суммой минимальной зарплаты, установленной на момент наступления страхового случая;

— в

статью 52 Закона № 2240 — материальное обеспечение, выплачиваемое из Фонда страхования по временной потере трудоспособности выплачивается в случае, если обращение за его назначением поступило не позднее 12 календарных месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, смерти застрахованного лица или члена семьи, который находился на его содержании.

Эти положения

Законом № 309 не продублированы. Хотя КСУ признал неконституционным весь пункт 25 раздела II Закона о госбюджете-2008 , который как раз вводил в действие указанные выше положения путем внесения изменений в Закон № 2240. И опять, анализируя нормы пункта 1 Заключительных положений Закона № 309, мы видим, что законодатели исключили только подпункт 8 пункта 25 раздела II Закона о госбюджете-2008.

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что в части других изменений, которые связаны со вступлением в силу

Закона № 309 (например, в части расчета пособия по временной нетрудоспособности исходя из минимальной зарплаты), и учитывая все вышеуказанные хитросплетения со внесенными и исключенными нормами Закона о госбюджете- 2008, необходимо дождаться официальных разъяснений по этому вопросу. Надеемся, они не заставят себя долго ждать.

 

НДС

До 01.01.2009 г. продлено действие

подпунктов 6.2.6, 11.21, 11.29 Закона об НДС, так что в 2008 году сельхозпроизводители и перерабатывающие предприятия будут пользоваться льготами по НДС.

Операции по поставке отходов и лома черных металлов, в том числе по их импорту, освобождены от обложения НДС до 01.01.2009 г. (

п. 11.44 Закона об НДС).

Бюджетному возмещению по-прежнему подлежит часть отрицательного значения, равная сумме налога, уплаченной в предыдущих налоговых периодах поставщикам (

п.п. 7.7.2).

Определены категории лиц, не имеющие права на бюджетное возмещение (

п.п. 7.7.11), а также перечень товаров, при ввозе которых нельзя выдавать налоговый вексель (п. 11.5).

 

Плата за землю

Изменения, внесенные

Законом № 309 в Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII (далее — Закон о плате за землю), фактически вернули в него все те положения, которые были предусмотрены Законом о госбюджете — 2008, а потом признаны неконституционными. Остались прежними , в частности, ставки налога за земельные участки, денежная оценка которых не проведена. Не изменился и коэффициент, на который они увеличиваются (впрочем, положения, его устанавливающие, и не признавались неконституционными). Напомним, что в 2008 году он равен 3,1.

В

Закон о плате за землю возвращено и положение, которое ранее вносилось Законом о госбюджете-2008: в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового договора размер налога исчисляется исходя из денежной оценки земли, но в любом случае база исчисления налога на землю не может быть меньше, чем цена земельного участка, указанная в договоре.

Как видим,

Закон № 309 в части изменений в Закон о плате за землю вернул лишь те положения, которые были исключены из последнего в результате признания их неконституционными.

 

Новые нормы по аренде земли

В связи с принятием

Закона № 309 появилось несколько новых норм в Законе «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161-XIV (далее — Закон об аренде земли).

Теперь

обязанность арендодателя в случае досрочного прекращения по его инициативе договора аренды возместить арендатору, получившему право аренды на конкурентных принципах, затраты, понесенные на его получение, а также убытки , связанные с таким досрочным прекращением договора, не распространяется на те случаи, когда досрочное прекращение договора связано с невыполнением арендатором своих обязанностей.

Получить

же право аренды земли государственной или коммунальной форм собственности по-прежнему можно только по результатам аукциона (за исключением прямо установленных случаев, когда проведение аукциона не требуется).

Кроме того, в

Законе об аренде земли появилась новая норма, устанавливающая запрет на отчуждение (как путем продажи, так и другим способом) арендатором права на аренду земельного участка государственной или коммунальной собственности другим лицам. Обращаем внимание на то, что запрет на отчуждение права на аренду не означает запрета на передачу земельного участка в субаренду. И еще одно: запрет не коснулся отчуждения права на аренду земельных участков частной собственности. Если субъекты хозяйствования решат воспользоваться этой возможностью, им нужно руководствоваться общими положениями Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ), которые регулируют порядок замены стороны в обязательстве. В частности, договор, по которому передается право на аренду земельного участка, должен быть заключен в той же форме, что и сам договор аренды. Кроме того, на его заключение необходимо получить согласие арендодателя.

За арендаторами оставили преимущественное право на приобретение земельного участка в случае его продажи

.

В

статье 9 Закона об аренде земли в результате внесенных изменений появилась часть 3, предусматривающая, что в случае отказа арендатора приобрести арендованный им земельный участок к новому собственнику переходят все права и обязанности арендодателя. Данное положение полностью соответствует общей норме о порядке правопреемства при замене собственника вещи, переданной в найм (ст. 770 ГКУ). В то же время стороны договора аренды земельного участка могут предусмотреть в договоре между собой, что в случае отчуждения арендодателем земельного участка договор аренды прекращается.

Изменения, внесенные в

статью 16 Закона об аренде земли, направлены на установление исчерпывающего перечня случаев, когда допускается получение права аренды земельных участков государственной или коммунальной собственности не на аукционе*. Раньше в качестве исключения были названы только «земельные участки, на которых размещены объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, в которых нет акций (долей, паев), принадлежащих государству». Теперь в число таких исключений включены земельные участки под объекты социального назначения, строительство социального и доступного жилья, использование земельных участков для разработки полезных ископаемых и специального водопользования в соответствии с полученными разрешениями (лицензиями), использование религиозными организациями (под культовые сооружения). Кроме того, прямо указано, что не допускается проведение аукционов в отношении земельных участков, которые (либо здания на которых) арендуют бюджетные учреждения, музеи, предприятия и общественные организации в сфере культуры и искусства. Соответствующие изменения внесены и в статью 124 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III (далее — ЗКУ). А вот перечень случаев, когда земельный участок государственной или коммунальной собственности не может быть продан через аукцион, остался прежним и включает в себя только выкуп земельных участков, на которых размещены объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, у которых нет акций (долей, паев), принадлежащих государству.

* К сожалению, Законом № 309 так и не были внесены изменения, предусматривающие получение права аренды без проведения аукциона для граждан и юридических лиц, которые начали процедуру получения земельных участков в аренду до установления обязательного требования в отношении решения данного вопроса через аукцион и которые выполнили проектные работы.

В части регулирования вопроса о размере годовой арендной платы за землю

Закон № 309 лишь включил в статью 21 Закона об аренде земли те положения, которые и так действовали с начала этого года (но потом были признаны Конституционным Судом Украины неконституционными).

 

Нововведения в порядке продажи земли

Законом о госбюджете-2008

в земельное законодательство были внесены изменения, согласно которым продажа земельных участков государственной и коммунальной форм собственности могла осуществляться только на аукционах (до этого была предусмотрена также возможность проводить для этого конкурсы). Однако тем же Законом о госбюджете-2008 действие части 2 статьи 127 ЗКУ, которая как раз и устанавливала требование о продаже исключительно через проведение аукциона, было приостановлено на 2008 год. Законом № 309 ограничение в действии части 2 статьи 127 ЗКУ снято. Это означает, что продажа земли государственной и коммунальной собственности уже с момента вступления в силу Закона № 309 может осуществляться только через аукцион (кроме прямо предусмотренных случаев).

Произошли изменения и в части определения стартовой цены земельного участка, выставленного на аукцион. Если после внесения изменений в

ЗКУ Законом о госбюджете-2008 стартовая цена не могла быть ниже оценки по ценам, сложившимся на земельных аукционах в соответствующем населенном пункте или районе населенного пункта, то Закон № 309 указывает, что стартовая цена должна быть равна нормативной денежной оценке земельного участка.

В результате принятия

Закона № 309 немаловажные изменения произошли в распределении полномочий по продаже и предоставлении в пользование земельных участков государственной и коммунальной собственности. Прежде всего речь идет о том, что Государственный комитет по земельным ресурсам лишен полномочий по продаже гражданам и юридическим лицам земель сельскохозяйственного назначения. Теперь они (как и полномочия по продаже земельных участков другого назначения) принадлежат исключительно госадминистрациям, Совету министров АРК и органам местного самоуправления. Продажу земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, как и прежде осуществляют органы приватизации. Обращаем внимание: запрет на продажу земли сельхозназначения сохранен и будет действовать до принятия законов о земельном кадастре и рынке земли (п. 15 Переходных положений ЗКУ).

Продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, как и было предусмотрено

Законом о госбюджете-2008, осуществляется государственными органами приватизации по согласованию с Кабмином. Напомним, до внесения указанных изменений было предусмотрено, что такая продажа осуществляется по поручению Кабмина и по согласованию с Верховной Радой.

 

При проверках налоговики должны руководствоваться Законом № 877

Еще один важный момент. Как мы помним, после вступления в силу

Закона о госбюджете — 2008 перестал распространяться на налоговиков Закон Украины «Об основных основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877). То есть Решением КСУ был признан не соответствующим Конституции пункт 17 раздела ІІ Закона о госбюджете-2008 (этот пункт как раз и освобождал налоговые проверки от Закона № 877). Но дело в том, что среди норм Закона № 309 нет нормы, восстанавливающей пункт 17 раздела ІІ Закона о госбюджете-2008! Получается, что начиная с 22.06.2008 г. налоговики должны проводить проверки с учетом требований Закона № 877.

 

Прочее, но не менее важное

Обратите внимание: норматив сбора за спецводопользование в части использования поверхностных и подземных вод, которые входят в состав напитков, в

Законе о госбюджете-2008 был определен на уровне 2 грн. за 1 куб. м (использование поверхностной воды) и 4 грн. за 1 куб. м (использование подземной воды), а в Законе № 309 он теперь составляет 3 и 3,5 грн. 1 куб. м соответственно.

В заключение скажем несколько слов о норме, которой в

Законе о госбюджете-2008 не было совсем, но которая присутствует в Законе № 309, — это запрет на расчеты в неденежной форме за переработку, обработку, обогащение или использование давальческого сырья, которое относится к 1 — 24 группам согласно с УКТ ВЭД.

 

Материал подготовили: Олеся АЛЕКСАНДРОВА, Татьяна ОНИЩЕНКО,
 консультанты газеты «Собственное Дело», Елена УВАРОВА, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше