Темы статей
Выбрать темы

На кого распространяется Закон о проверках № 877?

Редакция СД
Статья

На кого распространяется Закон о проверках № 877?

 

Несмотря на то что Закон «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее – Закон № 877) вступил в силу еще с 26.12.2007 г., до сих пор нет прозрачности в ответе на вопрос: какие органы госконтроля должны руководствоваться им, осуществляя проверки? Многие госорганы наперебой принялись искать любые зацепки, чтобы заявить: на нас, мол, данный Закон не распространяется. Впрочем, это и неудивительно: уж очень этот документ лоялен по отношению к подконтрольным субъектам хозяйствования.

Сегодняшняя информация о плюсах Закона № 877 для предпринимателей и о том, какие органы, пришедшие к предпринимателю с проверкой, должны/не должны соблюдать положения этого Закона.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Прийти к предпринимателю с проверкой имеют право представители целого ряда контролирующих органов. Причем благодаря нашему законодательству сложилось так, что каждый контролирующий орган при проверках должен руководствоваться своими законодательными и нормативными документами, в соответствии с которыми такие проверки проводятся. Имело смысл принять

общий закон, в котором были бы прописаны единые для всех (почти всех) проверяющих правила проведения проверок. Собственно с этой целью и был принят Закон № 877 . На деле же получилось, что общими правилами будут руководствоваться далеко не все проверяющие. Например, проверки налоговиков уже точно и однозначно под нормы Закона № 877 не подпадают.

 

Плюсы Закона № 877 для предпринимателя

Закон

№ 877 весьма прогрессивен в том плане, что в нем есть целый ряд норм, которые, можно сказать, защищают субъектов хозяйствования при проверках, ограничивая в той или иной степени полномочия проверяющих. Так, в частности, Законом № 877 установлено, что:

1) плановые и внеплановые проверки могут проводиться только

в рабочее для предпринимателя время (часть 3 статьи 4 Закона № 877); после окончания рабочего дня проверку проводить нельзя;

2) если

норма закона или нормативно-правового акта допускает неоднозначное толкование прав и обязанностей субъекта хозяйствования или органа госконтроля, решение принимается в пользу субъекта хозяйствования (часть 7 статьи 4 Закона № 877);

3) предприниматель имеет право

записывать действия проверяющих с помощью средств аудио- и видеотехники, не препятствуя проведению проверки (часть 8 статьи 4 Закона № 877);

4) мероприятия, осуществляемые проверяющими в процессе проведения плановой или внеплановой

проверки, могут проводиться только в присутствии предпринимателя (часть 11 статьи 4 Закона № 877);

5)

периодичность проведения плановых проверок зависит от степени риска, к которой отнесен предприниматель: высокая, средняя или незначительная. Причем, если госорганы снова пришли к предпринимателю с плановой проверкой, не соблюдая сроков периодичности, он имеет право не допустить их к проверке (статья 10 Закона № 877).

Обратите внимание:

Законом № 877 предусмотрено, что до 26.12.2007 г. должны были быть утверждены критерии распределения субъектов хозяйствования по степени риска и периодичность проведения плановых проверок. В противном случае субъекты хозяйствования считаются субъектами с незначительной степенью риска с частотой проведения проверок не чаще одного раза в пять лет. Однако такие критерии утверждены для субъектов хозяйствования только по пожарной безопасности (см. «СД», 2008, № 1, с. 6). Это означает, что все органы госконтроля, подпадающие под действие Закона № 877 (кроме органов пожарного надзора справка 1), имеют право проводить плановые проверки субъектов хозяйствования не чаще чем один раз в пять лет (часть 3 статьи 22 Закона № 877);

6)

плановая проверка предпринимателя может длиться не более 5 дней (если иной срок не предусмотрен законом), а внеплановая — не более 2 дней. Продление срока проверки не допускается вообще (статьи 5 и 6 Закона № 877);

7)

проверяющих можно не допустить к проверке, если:

— за 10 дней до ее начала не получено уведомление о проверке;

— проверяющие не предъявили удостоверение (направление на проверку) или в нем нет хотя бы одного из обязательных элементов (

статьи 5 и 7 Закона № 877);

8) проверяющие

не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность предпринимателя, если это не угрожает жизни и здоровью людей, не создает опасности возникновения техногенных ситуаций и пожаров (статья 8 Закона № 877);

9)

предприниматель в процессе проверки имеет право привлечь аудитора, адвоката или иное лицо для защиты своих интересов (статья 20 Закона № 877);

10)

решение контролирующего органа по результатам проверки может быть обжаловано предпринимателем в суде (статья 21 Закона № 877).

Выше мы привели основной, но далеко не полный перечень тех преимуществ, которыми может воспользоваться предприниматель в процессе проверки, но только при одном условии: на проверяющий орган должны распространяться нормы

Закона № 877.

 

На кого распространяются нормы Закона № 877

Есть органы, которые согласились с нормами

Закона № 877, которые на них распространяются, и однозначно высказались в таком ключе в своих письмах. Однако есть целый ряд органов, которые сомневаются и не находят однозначного ответа, хотя, следуя нормам Закона № 877, они под сферу его действия должны подпадать. Ниже в таблице приведем список тех госорганов, на которые распространяется действие Закона № 877, и справа в колонке «Примечание» укажем номер и дату письма (другого документа), в котором тот или иной госорган высказал свое положительное или нейтральное отношение к Закону № 877.

 

Орган

Примечание

Органы пожарного надзора

Письмо Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 04.10.2007 г. № 06-12091/31, а также постановления КМУ от 14.11.2007 г. № 1324, о котором мы говорили выше

Госпотребстандарт (управления по защите прав потребителей)

Письмо Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 16.10.2007 г. № 9365-1-5/16 (в письме нет четкого ответа)

Госинспекция по охране труда

Письмо Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 09.10.2007 г. № 01/02-12-2-9/7221

Государственная архитекторно-строительная инспекция Украины

Письмо Министерства регионального развития и строительства Украины от 23.10.2007 г. № 2/3-581 (в самом письме четкого ответа нет)

Территориальные управления глававтотрансинспекции

Письмо Министерства транспорта и связи от 05.10.2007 г. № 6888/15/10-07

Территориальные инспекции труда

Письмо Минтруда от 25.10.2007 г. № 013-1636-32

Министерство образования и науки Украины

Пункты 4, 5 Порядка осуществления государственного контроля за деятельностью учебных заведений от 25.01.2008 г. № 34

Государственная инспекция Украины по надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии

Письмо Государственной инспекции Украины по надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии от 16.10.2007 г. № 01/10-2212

Национальная комиссия по вопросам регулирования связи Украины (НКРС)

Решение НКРС от 07.12.2007 г. № 1012

(косвенно из этого решения следует вывод о причастности к Закону № 877)

Министерство охраны окружающей среды (и спецподразделения Минприроды)

Письмо Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 26.10.2007 г. № 11682/19/10-07

Министерство охраны здоровья (проверяющие органы, которые ему подчиняются)

Письмо Министерства охраны здоровья Украины от 25.10.2007 г. № 14.13/64

Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (Государственная инспекция гражданской защиты и техногенной безопасности)

Пункт 1.2 Инструкции по проверке и оценке готовности функциональных и территориальных подсистем единой системы гражданской защиты от 15.08.2007 г. № 558

 

На кого Закон № 877 не распространяется (или орган госконтроля отрицает причастность к Закону № 877)

С чем спорить не приходится, так это со

статьей 2 Закона № 877, в которой устанавливается сфера его действия и указывается, к каким именно проверкам этот документ не относится. Следовательно, те ведомства, которые сумели попасть в статью 2 Закона № 877, как и прежде, будут проверять предпринимателя, пользуясь собственными нормативными актами по вопросам проверок. И Закон этот им не указ.

Но есть и такие органы, которые прямо в

статью 2 не попали, однако и подчиняться Закону № 877 тоже не желают. Свое мнение (часто достаточно спорное) о том, что Закон № 877 на них не распространяется, они выразили в своих письмах. Поэтому при проверках такие госорганы (фонды) пока что намерены руководствоваться исключительно собственными документами, не принимая во внимание данный Закон. Однако при желании предприниматель может отстоять свои права в суде, доказав, что соответствующее ведомство Закон № 877 все-таки должно соблюдать.

Ниже в таблице представим перечень органов госнадзора, на которые

Закон № 877 не распространяется, поскольку они попали в исключения по статье 2 Закона № 877, а также тех органов (фондов), которые издали письма о непричастности к Закону № 877.

 

Орган

Примечание

1

2

Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ)

Статья 2 Закона № 877

Таможенные органы

Статья 2 Закона № 877

Контрольно-ревизионное управление

Статья 2 Закона № 877, письмо Госпредпринимательства от 23.10.2007 г. № 7998

Департамент контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ

Статья 2 Закона № 877

Национальный банк Украины

Статья 2 Закона № 877

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку

Статья 2 Закона № 877

Госфинуслуг

Статья 2 Закона № 877, письмо Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 03.10.2007 г. № 11074/12-6

Антимонопольный комитет

Статья 2 Закона № 877, письмо Антимонопольного комитета от 05.10.2007 г. № 21-294/08-6479

Налоговая милиция

Статья 2 Закона № 877

Прокуратура

Статья 2 Закона № 877

Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями

Статья 2 Закона № 877

Государственная инспекция по контролю за ценами

Письмо Государственной инспекции по контролю за ценами от 28.09.2007 г. № 200/7-7/2315. Заметим, что аргументация в письме недостаточно убедительна (контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции осуществляет Антимонопольный комитет, а не Госинспекция по ценам)

Пенсионный фонд

Письмо ПФУ от 26.10.2007 г. № 17123/09-10

Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности

Письмо исполнительной дирекции фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 12.12.2007 г. № 01-14-2696, письмо Минтруда от 08.11.2007 г. № 8426/0/ 14-07/020

Фонд социального страхования на случай безработицы (центры занятости)

Письмо Минтруда от 03.10.2007 г. № ДЦ-04-5708/0/6-07 (заметим, что в самом письме однозначного ответа нет)

Фонд социального страхования от несчастных случаев

Письмо исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 20.12.2007 г. № 2340-07-1

Фонд защиты инвалидов

Письмо Минтруда от 22.10.2007 г. № 1/6-449

Государственный комитет финансового мониторинга

Письмо Государственного комитета финансового мониторинга Украины от 02.10.2007 г. № 6914/0800-4

Государственный комитет статистики Украины

Письмо Государственного комитета статистики Украины от 04.10.2007 г. № 18-16/263

Государственный департамент интеллектуальной собственности

Письмо Государственного департамента интеллектуальной собственности от 15.10.2007 г. № 16-07/4498

 

Как видно из представленной таблицы, большинство контролирующих органов, с проверками которых предприниматели сталкиваются чаще всего, либо не подпадают под сферу действия этого

Закона, либо пытаются уйти из-под его действия. Таким образом, на сегодняшний день Закон № 877 теряет свой глобальный характер, и замысел законодателя унифицировать правила проведения проверок практически сводится на нет.

Справочная информация (справка)

1

Частота проведения проверок субъектов хозяйствования органами пожарного надзора зависит от того, к какой степени риска относится тот или иной субъект хозяйствования.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше