Темы статей
Выбрать темы

Игра на опережение

Редакция СД
Статья

Игра на опережение

 

Таков феномен человека: чем он больше знает, тем больше ему хочется знать. Чем умнее общество, тем умнее должны быть его лидеры. Чем взрослее бизнес, тем квалифицированнее должны быть те, кто обучает бизнесу.

Украина вступает в глобальную гонку за знаниями и инновациями. Об этом свидетельствует увеличившийся интерес крупных и мелких компаний к обучению своих сотрудников.

Обучение через «действие» — один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени. Вот мы и подошли к теме статьи — ролевые игры. Что это такое? В каких случаях их можно применять? Начинаем свою игру.

 

Запад — Восток

Начиная с 1973 года раз в году лучшие топ-менеджеры США в банковской сфере на две недели покидают свои рабочие места для того, чтобы поиграть в сложную имитационную игру по управлению банком — BankSim. Сто пятьдесят человек разного должностного уровня, начиная с глав департаментов и заканчивая президентами средних по размеру американских банков, четырнадцать дней подряд занимаются тем, что управляют виртуальными коммерческими банками на стратегическом и операционном уровнях, оттачивая свое мастерство.

В Украине сегодня подобный метод обучения распространен мало. Причин тому несколько. Во-первых, профессиональных компаний, способных качественно предоставить эту услугу на отечественном рынке, всего несколько. Во-вторых, бытует мнение, что деловые игры оторваны от реальных условий ведения бизнеса, а посему эффективными быть не могут. Но игра игре рознь — заявляют бизнес-консультатнты.

Еще одна причина, по которой сегодня украинские предприятия не играют в деловые игры повсеместно, состоит в том, что этот метод обучения обходится дороже, чем популярные сейчас тренинги. Тем не менее разница между тренингом и бизнес игрой не только в их стоимости, но и в эффективности. Благодаря тренингу человек может получить лишь один навык, в то время как бизнес-игры позволяют приобрести целый комплекс компетенций.

 

В чем фишка

Прописная истина: понимание многих вещей в бизнесе приходит с опытом.

Идея всех бизнес-игр основана на том, что человек может не ждать наступления той или иной ситуации, чтобы извлечь из нее опыт. Любую ситуацию можно смоделировать, попробовать разные варианты принятия решений в ней и проанализировать последствия.

Исходя из способа организации выделяют несколько основных видов бизнес-игр.

Первый вид (самый простой) — это

настольные деловые игры (англ. board games). Лучший их пример — всем известная «Монополия».

Компьютерные деловые игры.

Создается программа с множеством параметров, которая позволяет имитировать работу даже самого сложного рынка.

Еще один вид бизнес-игр — это

организационно-деятельные игры. Их суть в том, что игроки разбиваются на группы, где обсуждают определенные проблемы компании, управления и т. д. Затем проводится общее заседание (их часто называют «пленумы»), где дискуссия продолжается уже в широком кругу.

И наконец,

ролевые симуляции или ролевые игры. Вот об этих «деловых забавах» мы и поговорим.

 

Кратко о ролевых играх

Вначале договоримся о терминах. Под ролевыми играми мы подразумеваем полевые или живые ролевые игры, где всех персонажей (роли) исполняют участники игры (игроки), а сама игра есть создание мира, в котором должны жить и действовать игроки.

Отличием ролевых игр от прочих видов и методов активного взаимодействия (тренинги, кейсы и прочее) является создание полной модели мира, во всем его многообразии, со всеми его социальными, экономическими, политическими и культурными особенностями, системой отношений и т. д.

Мир может быть как полностью условен (например, мир литературного произведения), так и иметь реальную основу (например, конкретную историческую ситуацию).

Важно!

Ролевая игра — это игра, где полностью создается некий мир со своими ограничениями и правилами жизни в нем; все возможные роли в этом мире распределяются между участниками, и они действуют в этом мире в соответствии с этой ролью и исходя из заданных ограничений. Все общение идет вживую, в реальном времени, и только от игрока, его действий и поступков зависит достижение им своих или коллективных целей. Например, чтобы выиграть какой-либо контракт, надо действительно провести переговоры и действительно оказаться хорошим переговорщиком, ведь подыгрывать никто не будет: все как в реальной жизни.

Важной стороной при этом является именно взаимодействие игроков, что позволяет одновременно рассматривать и технические вопросы (сценарии развития, протекание бизнес-процессов), и социальные (коммуникации и взаимодействие участников игры), и личностные (принятие решений, психология поведения и общения).

Ролевая игра создается как бы на пересечении всех областей знаний, а потому отработка любых навыков происходит не в рафинированных условиях тренинга, кейса или компьютерной модели, где многообразие жизни сведено к стандартным, утрированным ситуациям, а весьма и весьма близких именно к реальным жизненным обстоятельствам.

Заметим, что в отличие от всех прочих методов активной работы с персоналом ролевые игры требуют значительной подготовительной работы, как от разработчиков игры (мастеров), так и игроков, потому что для полного погружения в играемый мир необходимо знать о нем как можно больше. Таким образом, достигается дополнительный эффект — расширение кругозора игроков, эрудиции, а при определенной направленности игры и специальных знаний.

 

Варианты использования ролевых игр в работе с персоналом

Вот основные направления, на которые могут быть ориентированы ролевые игры:

1. Развлечение и удовольствие.

Самый, наверное, простой способ применения ролевых игр. Стандартные корпоративные мероприятия или перестают радовать, превращаясь в унылую обязаловку, или просто становятся неинтересными как сотрудникам, так и руководству компании. И вот здесь ролевые игры могут использоваться наряду с прыжками с парашютом или пейнтболом и приносить гораздо больше удовольствия. Многие из нас в детстве мечтали быть кем-то, и ролевые игры дают возможность реализовать эти мечты.

Для этих целей существует несколько простеньких игр продолжительностью от нескольких часов до одного дня, с легко компонуемым сюжетом, несложной подготовкой, что позволяет наполнить, например, выезд на природу развлечением на свежем воздухе.

2. Целевое формирование климата в коллективе.

Фактически данный вид ролевых игр во многом аналогичен первому. Их тоже целесообразно проводить в рамках корпоративных мероприятий, организации и проведения совместного досуга. Однако важным отличием является четкая целевая направленность игр. Здесь

решающее значение приобретают сюжет игры, внутренние интриги и сюжетные коллизии, цели, которые ставятся перед игроками. Фактически игрокам предлагается выбор (морально-этический, мировоззренческий), и через всю игру участника приводят к необходимости этого выбора и осознания его последствий. Таким образом, специалисты могут заложить в участников игры информацию, как необходимо поступать в реальных ситуациях, буквально на прожитом примере донести ценность стиля общения, норм поведения.

3. Отработка управленческих, специальных навыков, навыков поведения, общения и взаимодействия навыков.

Эти игры создаются и проводятся, когда речь идет не о морально-этических, культурных или социальных аспектах коллектива, а о необходимости передать работникам или специалистам определенный набор навыков, знаний. С помощью ролевых игр можно развивать навыки ведения переговоров, работы с командой (подчиненными), принятия коллективных решений. Игра позволяет создать любые модели неопределенности, нестабильности, жестких временных ограничений, множества альтернатив, что заставляет игроков не просто проходить весь путь сбора и анализа информации, генерации и оценки альтернатив, принятия решения, но и видеть результаты этих решений.

4. Отработка управленческих ситуаций.

Ролевыми играми целесообразно сопровождать реорганизацию компаний, налаживание взаимоотношений с партнерами. Так, они используются для отработки бизнес-процессов, с тем чтобы сотрудники поняли, как происходит взаимодействие в рамках бизнес-процесса, смогли найти и ликвидировать его узкие места. В случае с партнерами бывает полезным обыграть ситуации с поставками продукции, возможные сбои и устранить их.

 

Немного о создании и проведении ролевых игр

Подготовка ролевой игры довольно сложный и трудоемкий процесс, который включает в себя множество факторов.

Необходимо отметить, что организационно создание и проведение ролевой игры — это проект и подходить к ней необходимо как к управлению проектом.

Последовательность этапов такова:

выработка целей, выбор и разработка сюжета, создание модели мира, разработка правил игры (стандартов), подготовка игровых материалов, подготовка игроков, проведение игры, подведение итогов.

 

Выработка целей

Создание любой ролевой игры начинается с постановки целей — чего, собственно, хочется достичь в конечном итоге. Здесь необходимо четко разделять два уровня целей.

Цели внешние: что хочется донести до участников игры, чему их научить. Цели внутренние, которые непосредственно ставятся перед каждым участником игры и которые он должен достичь в игре.

 

Выбор и разработка сюжета

Сюжет — это основа ролевой игры, краткое описание мира, его персонажей и линий взаимодействий между ними, причинно-следственных связей в этом мире.

Базой для сюжета может быть и литературное произведение, и реальная историческая ситуация, и выдуманный мир, и альтернативная история (что было бы, если...). Однако следует учитывать, что в литературном произведении сюжетная линия, как правило, одна, и она закручена вокруг главных героев. В ролевой же игре стоит задача создать мир, в котором каждый игрок мог бы совершать свои действия. Существует несколько стандартных алгоритмов (интрига, партизаны, квест и пр.), которые упрощают разработку основы игры.

Скажем, для небольших игр с целью проведения корпоративных мероприятий отлично подходит сюжет «Книги джунглей» Р. Киплинга, для отработки навыков ведения переговоров — «Базар-на-Деве» Р. Аспирина, восточный или славянский базар, а для отработки навыков поиска решений в экстренных и проблемных ситуациях — игра-катастрофа (подводная лодка, космический корабль).

 

Создание модели мира

На этом этапе прописываются и создаются внутренние механизмы взаимодействия в игровом мире. Здесь весьма полезными будут навыки моделирования реальных процессов, часто применяются математические методы. На этом этапе создаются модели экономических, демографических, социальных процессов, т. е. все то, что окружает нас в реальном мире, но что приходится создавать заново для миров рукотворных.

 

Разработка правил игры (стандартов)

Этот этап идет параллельно с предыдущим. Моделирование подразумевает создание внутренней логики взаимодействия элементов игры между собой, тех самых реакций внешней среды на воздействие игроков. Итогом данного этапа являются правила, определяющие порядок действий игроков, что и как они могут, а что им категорически запрещено.

Например, для игр необходимо создать денежную систему (модель денежного обращения, рассчитать денежную массу) и сами деньги (средство платежа, которым будут обмениваться игроки). На этих двух этапах очень важно проверять все действия на «играбельность», т. е. как это будет выглядеть в игре, во время действия и взаимодействия игроков.

 

Подготовка игровых материалов

Правила игры и сюжет, само создание игрового мира требуют подготовки довольно значительного количества различных материалов для обеспечения игрового процесса.

Во-первых, это информационное обеспечение (книги, записки, летописи, хроники, пророчества и прочее), что игроки могут использовать в игре. Далее костюмы, если мир хоть сколько-то отделен от нашего времени, что позволяет игрокам быстрее вжиться в образы, воспринимать друг друга как жителей играемого мира. Плюс все иные атрибуты играемых миров, вплоть до строительства городов, замков, крепостей, и уж тем более надо подумать о всевозможной мелочовке — монеты, оружие, амулеты и т. д. Конечно, без этого можно обойтись, но реальный обмен монетки на товар доставляет игрокам намного больше удовольствия, чем обмен бумажками или просто фиксация действий словами.

 

Подготовка игроков

Сюжет, как правило, определяет перечень персонажей, возможных, существующих в создаваемом мире. И следующим этапом является описание взаимоотношений, связывающих участников игры, — политических, экономических, социальных, культурных, родственных, эмоциональных и пр. Роли и система отношений между ними становятся той начальной ситуацией, с которой начинается игра, теми ограничениями, в которые поставлены ее участники. Кроме того, на данном этапе определяется круг материалов, которые игроки должны изучить перед игрой.

 

Проведение игры

Все готово. Игра создана. Роли игрокам розданы. Все необходимые материалы в игре. На этом этапе мастера становятся арбитрами и толкователями правил, поясняя игрокам спорные моменты, а также создают все необходимое обеспечение игры, изображая собой все то, что не поддается моделированию.

 

Подведение итогов

На данном этапе мастера разбирают ситуации, произошедшие в игре, анализируют реализацию игроками целей игры, вынесенные впечатления и переживания, а также указывают участникам на внешние цели, которые ставились ими перед игрой, и определяют степень их реализации.

 

Заключение

Ролевые игры слишком обширная тема, чтобы их описание уложилось в краткую статью. Здесь можно только порекомендовать обратиться к специальной литературе, ролевой прессе, сборникам статей, материалам конференций по ролевым играм. Ролевые игры — это инструмент. В умелых руках этот инструмент помогает решать самые различные задачи в области персонала. А комплексность воздействия позволяет участникам гораздо легче переносить приобретенные в игре навыки в реальный мир.

 

Материал подготовила Александра Слюсаренко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше