Темы статей
Выбрать темы

На заметку.

Редакция СД
Новости

На заметку

 

Внесены изменения в Положение о регистрации плательщиков НДС

Приказ ГНАУ «Об утверждении Изменений в Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость» от 01.09.2008 г. № 560

 

Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79

(далее — Положение № 79), — это основной нормативный документ, по которому происходит регистрация, перерегистрация, аннулирование регистрации плательщиков НДС. Поэтому изменения в этот документ будут интересны не только тем предпринимателям, которые уже находятся в рядах плательщиков НДС, но и тем, кто добровольно или вынужденно планирует в эти ряды влиться. Рассмотрим все эти изменения подробнее.

 

Единоналожник переходит на общую систему: когда регистрироваться плательщиком НДС.

Предприниматель, находясь на едином налоге, может не задумываться о регистрации в качестве плательщика НДС.

Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99 освобождает его от такой обязанности. Но как только предприниматель переходит на общую систему налогообложения, ему нужно регистрироваться плательщиком НДС в том случае, если предприниматель достиг 300-тысячного порога налогооблагаемых операций за последние 12 месяцев (с учетом периода работы на едином налоге). При этом возникает вопрос: в какие сроки нужно в этом случае зарегистрироваться плательщиком НДС?

В

Положении № 79 этот вопрос не был урегулирован, но на практике применялся такой подход: зарегистрироваться нужно было в течение первых 20 дней работы на общей системе.

Теперь ГНАУ

приказом № 560 внесла следующие уточнения, которые, правда, касаются предпринимателей, которые переходят на общую систему налогообложения в связи с превышением выручкой 500-тысячного предела. Так, в частности, такие предприниматели должны стать плательщиками НДС с первого числа квартала, в котором осуществлен переход на общую систему. При этом заявление о регистрации нужно подать не позднее чем за 15 дней до начала квартала работы на общей системе.

Не совсем понятно, как быть тем предпринимателям, которые переходят на общую систему по причинам иным, нежели превышение объема выручки (превышена численность, планируется торговать на общей системе тем товаром, которым нельзя торговать на едином налоге, и т. п). Учитывая то, что этот вопрос не урегулирован, таким предпринимателям безопаснее подать заявление за 15 дней до начала перехода на общую систему налогообложения.

 

Единоналожник, который зарегистрировался плательщиком НДС, хочет сняться с регистрации

Еще один вопрос, который ранее не был прописан в

Положении № 79, звучит так: если единоналожник — плательщик НДС хочет сняться с регистрации, может ли он это сделать в любой момент или не ранее чем через два года с момента регистрации?

В обновленном

Положении № 79 четкого ответа на этот вопрос по- прежнему нет, но похоже, что согласно изменениям в Положении № 79 единоналожники могут сняться с регистрации в любое время после перехода на единый налог. Однако возможно, что налоговики растолкуют этот момент по-другому.

 

Добровольцы могут указать желаемый день регистрации.

Если предприниматель регистрируется плательщиком НДС

добровольно, то он теперь может указать в регистрационном заявлении дату, с которой он желает быть зарегистрированным плательщиком НДС, но которая наступает не раньше, чем через 20 календарных дней после предоставления такого заявления в налоговый орган. При этом если на протяжении срока с момента подачи заявления до желаемого дня регистрации у предпринимателя возникнут обстоятельства, при которых регистрация плательщиком НДС является обязательной, то такое лицо обязано подать повторное регистрационное заявление. В этом случае регистрация плательщика НДС с желаемого дня регистрации аннулируется и проводится регистрация плательщика НДС в общем порядке.

Желаемый день регистрации не может быть определен лицами, которые подлежат обязательной регистрации согласно

подпункту 2.3.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон об НДС) в связи с превышением за последние 12 календарных месяцев объемов налогооблагаемых операций в размере 300 тыс. грн. без учета НДС.

 

Перерегистрация плательщиков НДС

Как и раньше,

при перерегистрации плательщика НДС и для замены Свидетельства плательщик НДС обязан в десятидневный срок после возникновения изменений подать в налоговый орган, в котором он находится на учете, дополнительное регистрационное заявление с соответствующей отметкой «Перереєстрація».

При этом первоначальная дата регистрации плательщика НДС не изменяется, а

датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования прежнего Свидетельства является последний день десятидневного срока со дня получения регистрационного заявления с соответствующей отметкой «Перереєстрація». Напомним, что ранее эти даты были привязаны не к дате подачи заявления, а к дате внесения соответствующих изменений в Реестр. Это касается и ситуаций, когда перерегистрация происходит в случае порчи (утраты) Свидетельства, смены местонахождения плательщика НДС, правда, с единственным отличием: в регистрационном заявлении проставляется отметка не «Перереєстрація», а «Перереєстрація у зв'язку із псуванням (утратою) Свідоцтва» и «Зміна місцезнаходження» соответственно.

 

Аннулирование регистрации

Как указано в

Законе об НДС и в Положении № 79, добровольно аннулировать регистрацию плательщика НДС можно, в случае если плательщик НДС до месяца подачи заявления об аннулировании такой регистрации был зарегистрирован в качестве плательщика НДС более 24 календарных месяцев и имел за последние 12 текущих календарных месяцев объемы налогооблагаемых операций меньше 300 тыс. грн. без учета НДС. При этом аннулировать регистрацию можно начиная со следующего дня после дня, соответствующего числу и месяцу его регистрации в качестве плательщика НДС. Например, предприниматель зарегистрировался плательщиком НДС 5 октября 2006 года (октябрь будет первым месяцем для отсчета). Последний месяц 24 календарного периода истечет в сентябре 2008 года. Это означает, что с 6 октября 2008 года можно подать в налоговый орган заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС.

 

Новые формы приложений

В новой редакции

изложены следующие приложения к Положению № 79:

— Регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость (ф.

№ 1-ПДВ, приложение 1);

— Журнал учета актов про аннулирование регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость (

ф. № 6-РЖ, приложение 4);

— Акт № _______ об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (

ф. № 6-ПДВ, приложение 5).

В

самой форме Свидетельства (ф. № 2-ПДВ, приложение 2) произошли небольшие изменения: слово «видачі» заменено словами «початку дії». Хотим обратить внимание, что такие изменения не требуют обмена свидетельств действующих плательщиков НДС, да и новым плательщикам ввиду экономии бюджетных средств будут выдавать свидетельства на старых бланках с соответствующим исправлением до тех пор, пока они не закончатся (пункт 2 приказа № 560).

И еще один момент. Вышеупомянутое изменение в Свидетельстве, по всей видимости, должно решить главный вопрос: с какой именно даты налогоплательщик считается плательщиком НДС? Напомним, что до внесения изменений зарегистрированным плательщиком НДС считался налогоплательщик, включенный в Реестр. Теперь главенствующую роль играет

дата начала действия Свидетельства (хотя дата регистрации плательщика НДС в Реестре в новом свидетельстве тоже присутствует). Можно предположить, что именно с этой даты плательщик НДС теперь имеет право выписывать налоговые накладные.

 

Информация из Реестра

Теперь ГНАУ на своем сайте (www.sta.gov.ua) обязуется три раза в месяц (не позднее 2, 12 и 22 числа) обновлять данные из Реестра и сообщать информацию о лицах, лишенных регистрации. Ранее такое обновление происходило один раз в месяц.

Приказ № 560

вступил в силу 20.10.2008 г.

 

 

НБУ корректирует правила игры

Постановление правления НБУ «О внесении изменений к постановлению Правления Национального банка Украины от 11.10.2008 г. № 319» от 16.10.2008 г. № 328

 

В колонке прошлого номера «СД» мы писали о том, что Нацбанк постановлением от 11.10.2008 г. № 319 (вступило в силу с 13.10.2008 г.) установил ряд жестких ограничений с целью преодоления финансового кризиса и обеспечения стабильности банковской системы.

Но, похоже, НБУ в своем стремлении удержать стабильность перегнул палку. Подтверждение этому — принятие постановления НБУ от 16.10.2008 г. № 328.

Этим постановлением:

1. Отменен запрет на покупку, обмен иностранной валюты с целью осуществления авансовых платежей. Ранее (согласно постановлению № 319) это квалифицировалось как нарушение правил валютного регулирования и валютного контроля с применением мер ответственности (кроме оплаты критического импорта).

2. Еще больше продлены сроки осуществления банками платежей клиентов. Так, перечисление средств осуществляется банками в рамках остатка средств на счете клиента в такие сроки:

в пределах одного отделения/филиала — в день получения платежного документа, поступившего в течение операционного времени банка;

в пределах одного банка — до двух операционных дней;

межбанковский перевод — до трех операционных дней.

3. Оговорка о том, что банкам разрешается осуществление операций по покупке одной иностранной валюты за другую иностранную валюту при условии, что обе валюты являются иностранными валютами одной группы Классификатора инвалют, теперь не распространяется на операции, которые осуществляются для обеспечения исполнения импортных договоров.

Указанные изменения вступают в силу

со дня подписания постановления 16 октября 2008 года.

 

 

Госкомзем не распространяет на деятельность своих органов Закон о проверках

Письмо Госкомзема Украины от 08.09.2008 г. № 14-26-2/10051

 

Исходя из разъяснений Госкомзема Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V не регламентирует деятельность Госкомзема и его органов.

Так, в письме отмечено, что Госземинспекция не осуществляет надзор (контроль) за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования, а проверяет соблюдение требований земельного законодательства всеми субъектами земельных отношений. При этом Госземинспекция руководствуется Порядком планирования и проведения проверок по вопросам осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденным приказом Госкомзема от 12.12.2003 г. № 312.

Также отмечено, что Госкомзем осуществляет контроль за соблюдением соответствующих лицензионных условий субъектами хозяйствования при проведении работ по землеустройству, землеоценочных работ и земельных торгов в соответствии с Законом Украины «О землеустройстве» от 22.05.2003 г. № 858-IV и Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Вместе с этим органы Госкомзема при проведении проверок учитывают требования Закона № 877, в частности:

1) проверки осуществляются при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о проведении плановой проверки не позднее чем за 10 дней до дня ее проведения;

2) субъекты хозяйствования имеют право не допускать проверяющих к проверке в случае:

— неполучения уведомления о проверке;

— непредъявления проверяющими копии направления на проверку;

3) в ходе проверки проверяющие обязаны предоставлять субъекту хозяйствования консультации (на письменный запрос предоставляется письменная консультация);

4) планы проверок утверждаются до 1 декабря года, предшествующего плановому, или до 25 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше