Темы статей
Выбрать темы

Учет доходов и расходов предпринимателя на общей системе налогообложения

Редакция СД
Статья

Учет доходов и расходов предпринимателя на общей системе налогообложения

 

Сегодня мы решили коснуться важной для каждого предпринимателя на общей системе налогообложения темы: как правильно учитывать свои доходы и расходы. Именно здесь и сейчас вы сможете подробно узнать обо всем: как отражать полученный в процессе предпринимательской деятельности доход, а также не ошибиться и не потерять право на свои законные расходы.

Инесса МОКРОНИС, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Декрет о подоходном налоге

— Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Инструкция № 12

— Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГНАУ от 21.04.93 г. № 12.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Методические рекомендации № 157

— Методические рекомендации по внедрению национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизированных с международными стандартами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 17.06.2003 г. № 157.

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон об автотранспорте

— Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Положение № 614

— Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Инструкция № 22

— Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22.

 

Учет дохода

Доход предпринимателя

на общей системе налогообложения представляет собой всю выручку, полученную им в денежной или натуральной форме. В дальнейшем из такой выручки вычитаются определенные расходы (подробнее об условиях признания расходов — далее) и из оставшейся суммы уплачивается налог с доходов физлиц (НДФЛ — 15 %).

Понятно: чем больше сумма дохода, тем больший НДФЛ придется уплатить. Поэтому вполне естественно, что никаких ограничений относительно признания той или иной суммы выручкой законодательством не установлено: в нее включаются все денежные поступления и поступления в натуральной форме справка 1, полученные в ходе предпринимательской деятельности. Включаются сразу, в момент их получения, и отражаются в Книге учета доходов и расходов (далее — Книга по ф. № 10), при этом никаких документов, подтверждающих получение выручки, ни

Декрет о подоходном налоге, ни Инструкция № 12 не требуют. Но это с одной стороны.

С другой — сам предприниматель заинтересован выручку уменьшить. А уменьшить ее можно только на те расходы, которые именно с ней связаны (

статья 13 Декрета о подоходном налоге). Вот для этих целей предпринимателю и могут пригодиться документы, свидетельствующие о получении выручки: в них указано, какой товар (продукция) продан и кому. На основании таких данных легко доказать связь расходов с полученным доходом, а значит, можно законно уменьшить доход на сумму расходов. Итак, иметь документы о поступлении выручки все-таки желательно.

Но если получилось, что таких документов нет (утеряны и т. д.),

в принципе для доказательства связи расходов с доходом можно обойтись и записями в Книге по ф. № 10. Тем более, повторимся, на уровне законодательства нет требований о наличии документов, подтверждающих доход.

 

Условия признания расходов

В ходе осуществления деятельности предприниматель тратит свои денежные средства, чтобы приобрести товар с целью его дальнейшей перепродажи (или материалы для изготовления продукции), выдать зарплату наемным работникам, заплатить за аренду помещения, за электроэнергию, уплатить в бюджет налоги и т. п. Все это затраты предпринимателя.

Для целей налогообложения полученный

доход можно уменьшить не на все подряд затраты, а только на те, которые отвечают определенным критериям.

Два варианта признания расходов

Статья 13 Декрета о подоходном налоге

предусматривает два альтернативных способа определения суммы расходов предпринимателя:

1. По нормам.

В данном случае сумма фактически понесенных затрат не имеет никакого значения, поэтому документально подтверждать их необходимости нет. Полученный доход уменьшается на расходы, исчисленные по нормам, приведенным в приложении 6 к Инструкции № 12. Нормы расходов мы привели в рубрике «Справочник предпринимателя» на с. 39 этого номера. Такие нормы представляют собой процент от дохода и определяются в зависимости от вида деятельности.

Но зачастую расходы, рассчитанные по нормам, значительно ниже фактических затрат предпринимателя, что невыгодно. Поэтому лучше воспользоваться вторым вариантом.

2. По документам.

Декрет о подоходном налоге позволяет относить к расходам все затраты предпринимателя, которые отвечают таким требованиям:

фактически потрачены (т. е. имела место уплата денежных средств или передача иной компенсации) и документально подтверждены, т. е. имеется соответствующий расчетный, платежный документ;

упомянуты в статье 5 или 8 Закона о налоге на прибыль;

получен доход, который непосредственно связан именно с этими расходами.

Причем важно, чтобы все перечисленные условия были соблюдены одновременно. Если нарушено хотя бы одно из них (например, нет расчетного документа или еще не получен доход), такие затраты включать в расходы нельзя.

Допустим, все требования выполнены. Но даже в этом случае

уменьшить доход отчетного периода можно только на такую сумму расходов, которая не превышает размера полученного дохода (т. е. отражать убыток нельзя). Разберемся поквартально. Поскольку Декларация по налогу с доходов подается нарастающим итогом за квартал, полугодие, девять месяцев и год, то эти периоды и являются отчетными. Значит, если в I квартале у нас не хватило дохода (т. е. имеем излишек расходов), в нем расходы мы учтем не полностью. Но уже по итогам полугодия те же «лишние» расходы за I квартал могут покрыться доходом. Если же и за полугодие получился излишек расходов, тогда ориентируемся на результат за девять месяцев, за год. И только по итогам года вырисовывается окончательная картина: тогда уже лишние расходы переносить никуда будет нельзя — о них мы забываем (т. е. на следующий год убытки не переносятся).

Итак, мы рассмотрели два метода определения расходов — по нормам и по документам. Заметим, что совмещать их

в течение одного отчетного года нельзя. То есть предприниматель в течение года не имеет права одни расходы учесть по нормам, а другие — подтвердить документами. Таким образом, изменить метод учета расходов можно будет только со следующего года.

Как правило, больше всего вопросов возникает именно с документальным подтверждением расходов. Остановимся на этом подробнее.

Документальное подтверждение и связь с полученным доходом

1. Факт понесения расходов (оплаты)

подтверждается расчетными (платежными) документами. К наиболее распространенным из них относят:

— при

наличной оплатечеки РРО, расчетные квитанции, квитанции к приходным кассовым ордерам (ПКО), расчетные документы произвольной формы (их выдают предприниматели, которые не используют РРО или КУРО);

— при

безналичных расчетахплатежные поручения.

Сразу заметим, что

заботиться о соответствии перечисленных документов требованиям законодательства обязано лицо, их выдавшее . В свою очередь, сам предприниматель заинтересован в том, чтобы налоговики при проверке не засомневались в достоверности документов, подтверждающих его расходы (а то ведь могут их не зачесть и доначислить НДФЛ). Поэтому необходимо следить, чтобы в расчетном документе было видно кому, за что, сколько и когда заплатил предприниматель. Остальные «недочеты» или «пробелы», на наш взгляд, не повод исключать такие затраты из состава расходов.

Для осторожных налогоплательщиков, которые рисковать не собираются, в конце статьи приведена таблица с правилами оформления расчетных документов. По ней можно сверять полученные от продавцов расчетные документы.

Отметим и такой момент: иногда предприниматель

приобретает товары на рынке, в результате — никакого документа о сумме уплаченных средств у него нет. В таких случаях целесообразно составлять акты закупки в произвольной форме справка 2 (ориентироваться можно на форму акта, приведенную в приложении 5 к Методическим рекомендациям № 157).

2. Как доказать связь с полученным доходом?

Что касается документов, подтверждающих связь расходов с доходами, то ситуации здесь возникают разные. Так, связь расходов на приобретение товара с полученным от их продажи доходом достаточно просто прослеживается через расчетные документы, поэтому никаких иных доказательств не требуется.

Сложнее обстоит дело с

косвенными затратами, такими как: телефонные звонки, рекламные мероприятия, ГСМ, арендная плата и т. п. Однозначно отнести их к конкретной сумме полученного дохода просто невозможно. В связи с этим предпринимателю стоит позаботиться о наличии дополнительно к расчетным еще и первичных документов, подтверждающих связь понесенных затрат с хозяйственной деятельностью справка 3. Примеры наиболее распространенных ситуаций и документов по ним приведем ниже.

Теперь разберемся с тем,

когда же такие затраты можно учесть в составе расходов.

 

Момент признания расходов

Начнем с того, что записать свои затраты в Книгу по ф. № 10 предприниматель может сразу — на дату их осуществления (подробнее — см. подраздел статьи «Порядок ведения Книги по ф. № 10»). Но уменьшить полученный доход в конце отчетного периода можно будет только на те из записанных затрат, по которым уже наступил момент их признания расходами.

Прямые затраты

Итак,

стоимость приобретения товара (в отношении продукции — стоимость ее изготовления) можно без сомнений отнести к конкретному доходу. Включать такие затраты в валовые расходы можно в момент получения дохода от продажи этих товаров. Но нельзя забывать и о том, что нам нужны документы об оплате такого товара. В общем виде это выглядит так:

 

Критерии

Мы товар поставщику уже оплатили

Мы товар поставщику еще не оплатили

Нам за товар покупатель уже заплатил

На стоимость приобретенного товара можно уменьшить свой налогооблагаемый доход

На стоимость приобретенного товара нельзя уменьшать свой налогооблагаемый доход

Нам за товар покупатель еще не заплатил

На стоимость приобретенного товара нельзя уменьшать свой налогооблагаемый доход

На стоимость приобретенного товара нельзя уменьшать свой налогооблагаемый доход

 

Итак, важно не ошибиться

и не уменьшить доход на:

— стоимость товара, который уже приобретен, но еще не получены деньги от покупателей за его реализацию. Такие затраты как бы «зависают» и превратятся в расходы только в том периоде, в котором предприниматель получит деньги (или иную компенсацию) от их продажи;

— стоимость товара, доход от продажи которого в отчетном периоде уже получен, но сам товар еще не оплачен поставщику. Такие затраты записать в Книгу по ф. № 10 можно будет только после их оплаты (получив от поставщика соответствующий расчетный документ).

Косвенные затраты

Гораздо более актуален вопрос об отнесении затрат косвенных, которые

напрямую связать с полученным доходом сложно, тем не менее понятно, что без них получить доход никак не удалось бы. В зависимости от ситуации это может быть зарплата наемных работников, отчисления в фонды страхования, арендная плата, плата за электроэнергию, за воду, стоимость бензина для автомобиля, уплата налогов и т. д. Возникает вопрос: как учитывать такие затраты?

В общем случае

они включаются в расходы в том отчетном периоде, в котором понесены (оплачены). Причем доход уменьшается сначала на сумму прямых расходов, а затем уже учитываются косвенные расходы.

Но есть и некоторые нюансы. Рассмотрим основные из них, отвечая на самые распространенные вопросы.

 

Вопрос

Ответ

Документальное подтверждение

1

2

3

Какие особенности отражения в Книге по ф. № 10 арендной платы, платы за электроэнергию, воду и т. п.?

Особенностей нет, отражаются в составе расходов периода, за который производится оплата, при наличии достаточного дохода отчетного периода

Платежные документы и соответствующие договоры, подписанные от имени предпринимателя как субъекта хозяйствования (т. е. с указанием номера Свидетельства о госрегистрации), причем в качестве местонахождения указывается адрес офиса. Если деятельность осуществляется в собственной квартире, затраты на электроэнергию можно включить в состав расходов, только составив Акт распределения электроэнергии на бытовые потребности и потребности предпринимательской деятельности. Акт согласовывается с энергопоставщиком (письмо Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 14.11.2005 г. № 05-39-11/5327)

Можно ли включать в расходы отчисления в соцфонды по зарплате работников и удержанный с них НДФЛ?

В расходы включается — заработная плата работников («грязными») и начисления «сверху» в Пенсионный и иные фонды соцстрахования («нетрудоспособности», «безработицы», «несчастного случая»). Не включаются в расходы: НДФЛ, удержанный из зарплаты работников, и удержания «снизу» во все фонды (они попадают в расходы в составе «грязной» зарплаты)

Расчетно-платежная (или платежная) ведомость о начислении и выплате зарплаты, платежное поручение на перечисление взносов в соцфонды

Когда записывать в Книгу по ф. № 10 расходы по зарплате и соцвзносам?

Зарплату — на дату ее выплаты, соцвзносы — на дату перечисления взносов «за работников» в фонды. Но если в течение отчетного периода не был получен доход от того вида деятельности, в котором работники заняты, затраты по зарплате и начислениям «замораживаются» (момент их признания расходами — дата получения такого дохода)

Расчетно-платежная (или платежная) ведомость о начислении и выплате зарплаты, платежное поручение на перечисление взносов в соцфонды

Когда можно включить в расходы уплаченный авансом взнос в Пенсионный фонд?

Взнос в Пенсионный фонд «за себя» включается в расходы в том отчетном периоде, в котором произведена оплата (т. е. ежеквартально — на дату перечисления денежных средств в Пенсионный фонд)

Платежное поручение на перечисление авансового взноса в Пенсионный фонд

Можно ли в расходы включить сумму уплаченных налогов? Если да, то на какую дату?

 

В состав расходов предприниматель имеет право отнести все уплаченные им общегосударственные и местные налоги справка 4, кроме: — НДФЛ самого предпринимателя и с зарплаты работников; — платы за торговый патент (на эту сумму будет уменьшен НДФЛ предпринимателя, определенный налоговиками по итогам года); — единого налога предпринимателей-единоналожников;

НДС, уплаченного в составе приобретенных товаров (работ, услуг). Но это правило касается только тех предпринимателей, которые зарегистрированы как плательщики НДС. Что касается сумм НДС, уплаченного в бюджет, то в приложении 7 к Инструкции № 12 сказано, что предприниматель имеет право включить эти суммы в состав расходов. ГНАУ с такой позицией соглашалась. Подтверждением служило письмо ГНАУ от 16.08.2004 г. № 7004/6/17-3116, в котором, ссылаясь на вышеуказанную норму Инструкции № 12, было указано, что предприниматель может включить в состав расходов уплаченные в бюджет НДС. Но в последнее время налоговики на местах были категорически против отнесения к расходам сумм уплаченного НДС. Более того, совсем недавно письмом от 04.09.2008 г. № 17930/7/17-0717 ГНАУ отозвала вышеуказанное письмо. Таким образом, можно говорить о том, что позиция ГНАУ по этому вопросу кардинально изменилась

Платежное поручение о перечислении налога в бюджет

 

Как включать ГСМ в расходы?

Использованные ГСМ включаются в расходы так: для грузового автомобиля — в полной сумме израсходованных средств, для легкового справка 5 — не более 50 % (подпункт 5.4.10 Закона о налоге на прибыль)

Хотя подпункт 5.4.10 Закона о налоге на прибыль освобождает налогоплательщиков от документального подтверждения расходов на ГСМ, предпринимателю воспользоваться таким освобождением невозможно. Декрет о подоходном налоге устанавливает для него особые требования: все расходы должны подтверждаться документально. Поэтому необходимо: — иметь документы, подтверждающие связь расходов с хоздеятельностью (путевые листы); — документы о покупке ГСМ (чек АЗС; договор с АЗС и соответствующая платежка, если автомобили заправляются по талонам)

Можно ли включать в расходы отчетного периода стоимость телефонных разговоров?

 

Включить в расходы стоимость телефонных разговоров может быть проблематично. Особенно это касается звонков с домашнего телефона или мобильного, работающего не на контракте, а по ваучерам предоплаты. Налоговики категорически запрещают включать их стоимость в затраты, мотивируя тем, что имущество используется не только в предпринимательской деятельности, но и в личных целях. Однако, если задаться целью, можно поспорить с ними в суде, доказывая связь таких расходов с хоздеятельностью(тем более, судебная практика — на стороне предпринимателя, Определение ВАСУ от 19.06.2007 г. по делу № 2-4/6066-2005) справка 6.

Проще обстоит ситуация с подключением мобильного по контракту.

Однако даже при наличии всех необходимых документов уменьшить доход отчетного периода можно только на стоимость тех звонков, которые связаны с полученным доходом, т. е.: — покупателям, от которых в данном отчетном периоде получена оплата; — поставщикам, у которых был приобретен товар, проданный (поступила выручка) в отчетном периоде

Для контрактного мобильного: договор с оператором от имени предпринимателя (субъекта хозяйствования, а не гражданина), а также распечатка звонков с указанием номеров абонентов и продолжительности разговоров. При этом желательно иметь приказ на приобретение мобильного телефона и использование его в хоздеятельности (письмо Госкомпредпринимательства от 30.03.2004 г. № 1964). Также — платежные поручения об оплате услуг мобильной связи (или иной расчетный документ)

 

В какой сумме затраты на рекламу можно включить в состав расходов?

Затраты на производство и распространение тех рекламных продуктов, которые, кроме рекламной, никакой другой функции не выполняют (например, календари, рекламные плакаты, листовки, прайс-листы, каталоги, буклеты и т. п.), т. е. тех, которые можно использовать только в качестве источника получения информации о товаре, работе, услуге, в полном объеме включаются в расходы. В то же время затраты на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (работ) с рекламными целями, — относятся к расходам в размере не более 2 % чистого дохода за предыдущий год справка 7

Документы, подтверждающие рекламный характер расходов, например: распоряжение о проведении рекламной акции, план рекламных мероприятий, приблизительный бюджет рекламной акции и т. п., — в произвольной форме. Кроме того, соответствующие платежные документы

Когда расходы на рекламу записывать в Книгу по ф. № 10?

Затраты на рекламу признаются расходами в том периоде, в котором получен первый доход (выручка) от реализации рекламируемого товара. Если же такой товар давно уже в продаже, затраты можно отразить в текущем отчетном периоде — на дату осуществления

Документы, подтверждающие рекламный характер расходов, например: распоряжение о проведении рекламной акции, план рекламных мероприятий, приблизительный бюджет рекламной акции и т. п., — в произвольной форме. Кроме того, соответствующие платежные документы

Как правильно включать в расходы затраты, предоплаченные наперед (лицензия, годовая подписка)?

Если предоплата произведена на квартал (например, квартальная лицензия, квартальная подписка) — в расходы отчетного квартала ее можно включить в том периоде, за который она оплачена. Если же предоплата годовая (например, лицензия на год, подписка на год), логично каждый квартал включать в расходы 1/4 ее стоимости (в случае с подпиской можно — пропорционально количеству полученных в течение квартала изданий)

Лицензия. Платежный документ — относительно подписки (но тематика изданий должна соответствовать сфере деятельности предпринимателя или должна быть связана с организацией и ведением такой деятельности, в том числе и по вопросам законодательства). В общем случае — документы, подтверждающие связь с хоздеятельностью

 

Амортизация и ремонт основных фондов

Амортизационные отчисления

— это отдельный вид расходов. Декрет о подоходном налоге разрешает на их сумму уменьшать доход, подлежащий налогообложению.

Что же такое «амортизационные отчисления»? Это затраты справка 8 предпринимателя на приобретение или ремонт основных фондов справка 9 (оборудования, компьютера, автомобиля, здания офиса и т. п.) для их использования в предпринимательской деятельности. Но они включаются в состав расходов не сразу общей суммой, а постепенно — частями, в течение всего срока использования основного средства. Вот эти «части» и представляют собой сумму амортизационных отчислений, которые признаются расходами и уменьшают доход.

Тем не менее налоговики решили, что предпринимателям начислять амортизацию вообще нельзя (

письмо ГНАУ от 03.03.2006 г. № 1205/0/17-0415). Однако такая позиция не только незаконна, но даже нелогична. На наш взгляд, имея первичный документ о начислении амортизации (произвольной формы) и пользуясь нормами статьи 8 Закона о налоге на прибыль, предприниматель имеет полное право на основании статьи 13 Декрета о подоходном налоге уменьшить свой доход на сумму амортизационных отчислений (подробнее о том, как рассчитать и документально оформить амортизацию, см. «СД», 2007, № 18, с. 20).

Несколько слов

о ремонте основных фондов. Такие затраты можно включить в расходы отчетного периода только в размере, не превышающем 10 % балансовой стоимости справка 10 всех групп основных фондов на начало отчетного года. Та часть ремонтных расходов, которая превышает 10-процентный лимит, включается в балансовую стоимость основного фонда и в дальнейшем подлежит амортизации в общем порядке.

Но если амортизацию на свои основные фонды предприниматель не начисляет, определить 10-процентный предел для включения ремонта в расходы он не сможет. Поэтому в таком случае затраты на ремонт основных средств в расходы лучше

(безопаснее) не включать.

 

Порядок ведения Книги по ф. № 10

Конечно же, невозможно обойти вниманием документ, на основании которого предприниматель ведет учет своих доходов и расходов, —

Книгу по ф. № 10. Как ее вести?

Общие правила отражения записей в этой Книге приведены в

письме ГНАУ от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886. Книга заводится самим предпринимателем по форме, установленной Инструкцией № 12, с учетом требований налоговой. Она нумеруется, прошнуровывается и регистрируется в налоговом органе в момент постановки предпринимателя на учет. Записи вносятся разборчиво, подчистки не допускаются. Исправления вносятся отдельной записью с подписью предпринимателя (старая запись зачеркивается).

Выручка

отражается в Книге по ф. № 10 в момент ее получения (такая запись является оприходованием наличности).

Расходы

записываются на дату их осуществления, а по окончании квартала этот показатель пересчитывается с оглядкой на полученные доходы. Правда, на практике налоговики допускают и отражение расходов в Книге по ф. № 10 на дату получения дохода, с которым эти расходы непосредственно связаны. Так, конечно, проще. Но это касается только прямых расходов (на приобретение товара), ведь косвенные к конкретному доходу не привяжешь, поэтому остается отражать их в том периоде, за который они понесены.

Итоги

в Книге по ф. № 10 обязательно подсчитывать ежеквартально для заполнения декларации. Предприниматель может подытоживать свою деятельность и более одного раза в квартал (если ему так удобнее).

Использованная Книга по ф. № 10 сдается в налоговый орган.

Подробные ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по заполнению этой Книги можно найти в «СД», 2007, № 19, 20, с. 33, 30.

Ответственность за неведение Книги по ф. № 10

заключается в применении штрафа по статье 1641 КУоАП в размере от 51 до 136 грн. (от 3 до 8 ннмдг).

 

Выводы

Доходом предпринимателя признаются все денежные поступления или поступления в натуральной форме, связанные с предпринимательской деятельностью. Законодательство не требует никаких документов, подтверждающих получение дохода, хотя их лучше иметь.

Расходы определяются одним из двух способов: либо по нормам (тогда подтверждать их документально необходимости нет), либо по документам. Последний вариант позволяет включать в состав расходов все затраты предпринимателя, которые одновременно отвечают таким требованиям:

— фактически потрачены (имеется расчетный, платежный документ);

— упомянуты в

статье 5 или 8 Закона о налоге на прибыль;

— получен доход, который непосредственно связан именно с этими расходами. В случае с затратами на приобретение товара связь с доходом легко подтвердить теми же расчетными документами. А в отношении тех затрат, которые невозможно отнести к конкретной сумме дохода (например, расходы на ГСМ), стоит позаботиться о наличии дополнительно к расчетным еще и первичных документов, подтверждающих связь понесенных затрат с хоздеятельностью.

Но даже при соблюдении всех условий уменьшить доход отчетного периода можно только на такую сумму расходов, которая не превышает размера полученного дохода.

Кроме расходов, уменьшает доход и амортизация. Правда, в последнее время налоговики решили, что предпринимателям начислять ее вообще нельзя. Но аргументация их не выдерживает никакой критики, поэтому, имея первичный документ о начислении амортизации (произвольной формы), можно законно уменьшать доход отчетного периода на сумму амортизационных отчислений.

И наконец, в Книге по ф. № 10 выручка отражается в момент ее получения, а расходы — на дату их осуществления. Но по окончании квартала расходы пересчитываются с учетом полученного дохода. Правда, на практике налоговики допускают отражение расходов в Книге по ф. № 10 на дату получения дохода, с которым эти расходы непосредственно связаны (чтобы потом не пересчитывать). Но это относится только к прямым расходам (приобретение товара), ведь косвенные расходы к конкретному доходу не привяжешь, поэтому остается отражать их в том периоде, за который они понесены.


Справочная информация (справка)

1 Доход в натуральной форме может возникать в связи с бартерными операциями, безвозмездным получением имущества и т. п.

2 В таком акте нужно указать: место и дату заключения сделки, фамилию, имя, отчество продавца, его идентификационный номер (при отсутствии идентификационного номера — сведения из паспорта продавца), наименование продукции, цену единицы продукции, объем проданной продукции, сумму удержанного с продавца-физлица НДФЛ, сумму выплаченных ему средств, подписи продавца и покупателя о получении и выплате денежных средств.

3 Хозяйственная деятельность — это любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, когда непосредственное участие этого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным (

подпункт 1.32 Закона о налоге на прибыль). Для предпринимателя — это предпринимательская деятельность.

4 Общегосударственные и местные налоги приведены в

статьях 14 и 15 Закона о системе налогообложения. В частности, сюда относят акцизный сбор, сбор за загрязнение окружающей среды, плату за землю, налог с рекламы, рыночный сбор, «хмелесбор», транспортный налог и иные налоги и сборы.

5 Критерии отнесения автомобиля к легковому: предназначение — перевозка пассажиров; количество мест для сидения — не более девяти (включая водителя) (

статья 1 Закона об автотранспорте).

6 Документальными доказательствами могут быть:

— для домашнего телефона — отдельный городской номер, договор на подключение которого заключен от имени предпринимателя; распечатка звонков, квитанции об оплате;

— для мобильного — журналы звонков в произвольной форме.

7 Стало быть, если предприниматель зарегистрировался в текущем году, расходы по такой рекламе (бесплатная раздача образцов и т. п.) учесть он не сможет вообще.

8 Если предприниматель не нес никаких затрат, связанных с приобретением основных фондов (например, получил их бесплатно), амортизировать их нельзя.

9 Под термином «основные фонды» понимаются материальные ценности, предназначенные для использования в течение периода, который превышает 365 календарных дней, и стоимостью более 1000 грн.

10 Балансовая стоимость определяется как разница между стоимостью приобретения и суммарной амортизацией, начисленной за весь период эксплуатации.


 

Требования к оформлению расчетных документов

Документ

Требования

1

2

Квитанция к ПКО

Должны быть заполнены все реквизиты, проставлены подписи уполномоченных лиц, дата и обязательно печать предприятия

Чек РРО

 

Должен содержать следующие обязательные реквизиты: — название и адрес хозяйственной единицы; — для СПД, зарегистрированных как плательщики НДС, индивидуальный налоговый номер плательщика НДС; перед номером печатаются прописные буквы «ПН»; — для СПД, которые не являются плательщиками НДС, — идентификационный код по ЕГРПОУ или идентификационный номер по ГРФЛ, перед которым печатаются прописные буквы «ІД»;

— если количество приобретенного товара (полученной услуги) не равно единице измерения, — количество, стоимость приобретенного товара (полученной услуги);

стоимость единицы измерения товара (услуги);

наименование товара (услуги); — буквенное обозначение ставки НДС справа от напечатанной стоимости товара (услуги); — обозначение формы оплаты (наличными, карточкой, в кредит, чеками и т. п.) и сумму средств по данной форме оплаты; — общую стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) в пределах чека, перед которой печатается слово «СУМА» или «УСЬОГО»; — для СПД, зарегистрированных как плательщики НДС, отдельной строкой буквенное обозначение ставки НДС, размер ставки НДС в процентах, общую сумму НДС по всем указанным в чеке товарам (услугам), в начале строки — прописные буквы «ПДВ»; — порядковый номер кассового чека, дату (день, месяц, год) и время (час, минута) проведения расчетной операции; — фискальный номер регистратора расчетных операций, перед которым печатаются заглавные буквы «ФН»; — надпись «ФІСКАЛЬНИЙ ЧЕК» и логотип производителя (пункт 3.2 Положения № 614 документ 8)

Отрывная часть расчетной квитанции

Должен содержать следующие обязательные реквизиты: — надпись «РОЗРАХУНКОВА КВИТАНЦІЯ», серию (четыре буквы) и номер (шесть цифр), нанесенные при изготовлении бланка квитанции; — название СПД; — идентификационный код по ЕГРПОУ юридического лица или идентификационный номер по ГРФЛ физического лица, перед которым написаны (напечатаны) прописные буквы «ІД»; — для СПД, зарегистрированных как плательщики НДС, — индивидуальный налоговый номер плательщика НДС; перед номером написаны (напечатаны) большие буквы «ПН»; при наличии на расчетной квитанции налогового номера разрешается не указывать идентификационный код по ЕГРПОУ (номер по ГРФЛ); — названия отдельных реквизитов, которые касаются данных о товаре (услуге), а именно: надписи «Найменування товару (послуги)», «Вартість о. в.» (стоимость единицы измерения), «ПДВ (%)», «Вартість»; — строки для записи данных о товаре (услуге) или об операции выплаты: наименования товара (услуги, названия операции выплаты), стоимости единицы измерения товара (суммы средств по одной операции выплаты), ставки НДС в процентах, стоимости товара (суммы средств по проведенным операциям выплаты), а в случае продажи алкогольных напитков или табачных изделий — наименование товара и его стоимость; надпись «Сума розрахунку (грн., коп.)» и общую стоимость всех товаров (услуг), оплаченных по одной расчетной квитанции; — надпись «Розрахунок провів», строку для подписи лица, которое производит расчеты; — дату (день, месяц, год) проведения расчетов (пункт 5.3 Положения № 614)

Расчетный документ произвольной формы

Расчетный документ, удостоверяющий уплату покупателем денежных средств, может быть составлен частными предпринимателями, не применяющими РРО, в произвольной форме. Однако в нем обязательно должны содержаться данные о субъекте предпринимательской деятельности (фамилия, идентификационный номер, серия и номер Свидетельства о государственной регистрации), дата и место составления документа, наименование товара, единица измерения или другая характеристика, существенная для товара, количество, цена за единицу, общая сумма покупки. Нужно заметить, что налоговики настаивают на том, чтобы расчетный документ произвольной формы соответствовал требованиям Положения № 614, т. е. содержал все реквизиты аналогично чеку РРО за тем лишь исключением, что вместо слов «фискальный чек» указывается «товарный чек», и не нужно отмечать фискальный номер РРО (так как он не используется).

В этой связи нужно заметить, что подобные требования налоговиков необоснованны, поскольку в законодательстве нигде не сказано о том, что расчетный документ произвольной формы должен содержать те же реквизиты, что и чек РРО

Платежное поручение

Должны быть правильно заполнены все установленные в форме платежки реквизиты в соответствии с приложением 8 к Инструкции № 22

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше