Проверки предпринимателя органами по защите прав потребителей: играем по новым правилам
Тема данной статьи посвящена изменениям, которые произошли во взаимоотношениях между предпринимателями и проверяющими из Госпотребстандарта (управления по защите прав потребителей) после вступления в силу Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V
.Сегодня в гостях у «СД» Евгений Данилович Федорчук — начальник Главного харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей, который и рассказал нам, каким образом в соответствии с вышеуказанным Законом будет осуществляться контроль за деятельностью субъектов хозяйственной сферы торговли и услуг.
Основное о порядке проверки
Принятый
Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877) устанавливает единые и общие принципы, порядок проведения и оформление контрольных мероприятий, четкий перечень оснований для проведения плановых и внеплановых проверок. Госпотребстандарт подпадает под действие этого Закона. В связи с этим фактом приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики «О внесении изменений в приказ Госпотребстандарта от 25.10.2006 г. № 311» от 24.04.2008 г. № 137 внесены изменения в Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований по безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг (далее — Порядок). Таким образом, Порядок приведен в соответствие с Законом № 877.Так что же изменилось во взаимоотношениях предпринимателей и защитников потребителей?
Начнем по порядку.
Утвержденный
Порядок обязывает проверяющих за 10 дней уведомить субъекта хозяйственной деятельности о предстоящей плановой проверке либо письменно, либо телефонограммой за счет средств проверяющего органа.Должностное лицо органа государственного контроля обязано иметь при себе направление на проведение проверки
, в котором указываются:— номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется проверка;
— тип проверки: плановая/внеплановая;
— срок проведения проверки;
— основание проведения проверки;
— дата проведения предыдущей проверки (в случае проведения повторной проверки);
— название предприятия или фамилия предпринимателя, местонахождение проверяемого объекта.
Согласно новому
Порядку предприниматель может закрыть двери перед проверяющими, если уведомление о проверке не получено.Дополнительным основанием для недопуска к проверке может служить
отказ проверяющих предоставить необходимые документы: служебное удостоверение, направление на проверку, подписанное руководителем и скрепленное печатью.Как проверяющие, так и субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс проверки с помощью видео- и аудиотехники.
При этом никаких дополнительных документов на оформление этого процесса не требуется.Важно лишь одно: техническая фиксация не должна мешать процессу проверки.
Срок проведения плановой проверки в общем случае не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства (в том числе частных предпринимателей) — 5-ти рабочих дней.
Не допускается продление срока плановой проверки
.Согласно новому
Порядку основаниями для проведения внеплановой проверки являются:— предоставление субъектом хозяйствования письменного заявления о проведении внеплановой проверки (проведение внеплановой проверки по желанию самого предпринимателя);
— выявление и подтверждение недостоверных данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;
— проверка выполнения предписаний, распоряжений или иных распорядительных документов, касающихся устранения нарушений, выданных по результатам проведения плановых проверок;
— обращения физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае будет проводиться только с разрешения вышестоящего органа;
— непредоставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, которые помешали эти документы подать в срок.
В новом
Порядке также указывается, что теперь при внеплановой проверке могут выясняться только те вопросы, которые послужили основанием для ее проведения, а не вся хозяйственная деятельность. Круг этих вопросов должен указываться в направлении на проверку. Копия этого документа остается у субъекта хозяйствования.Срок проведения внеплановой проверки не может превышать 10-ти рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства (в том числе частных предпринимателей) — 2-х рабочих дней.
Не допускается продление срока проведения внеплановой проверки.
Кое-что о процедуре проверки
Ну а теперь, чтобы несколько разбавить сухие факты, оживим наш комментарий описанием практической процедуры проведения плановой проверки с учетом всех нововведений.
Проверять предпринимателя будет областное управление по делам защиты прав потребителей (далее — Управление).
Плановая проверка на то и плановая, что заранее составляется квартальный план проведения плановых проверок, в котором перечисляются конкретные субъекты хозяйствования, подлежащие обследованию в течение квартала. Кроме того, в план включаются тематические проверки: детское питание, бензин, молоко сгущенное и т. д.
Квартальный план утверждается вышестоящим органом — Госпотребстандартом, и с этого момента областные защитники потребителей могут начинать проводить плановые проверки.
Плановая проверка начинается с того, что по Управлению издается приказ, в котором указывается, какого именно предпринимателя и по какому адресу будут проверять, т. е. безликих проверок быть не может.
На основании приказа за 10 дней до начала плановой проверки предпринимателю посылается уведомление о предстоящем визите Управления.
Если Управление получило подтверждение о том, что предприниматель уведомление получил, выписывается направление (что должно быть указано в направлении — описано выше), и должностные лица на законном основании могут выходить на объект для проведения плановой проверки. Плановые проверки защитники потребителей могут проводить как единолично, так и совместно с государственной инспекцией по ценам, УМВД, прокуратурой, ОБОП и другими правоохранительными органами.
В первую очередь внимание проверяющих всегда направлено на «уголок покупателя», который должен располагаться на видном месте. Проверяющие обязательно поинтересуются, в полном ли объеме предоставлена информация для потребителей, указаны ли телефоны контролирующих органов (в частности, управления по делам защиты прав потребителей) для экстренной связи потребителей в случае нарушения их прав. Словом, «уголок покупателя» должен быть оформлен строго по правилам (подробнее об этом см. «СД», 2008, № 17, с. 15).
Далее проверяющие планомерно обследуют все товарные группы, в том числе упаковку и маркировку товаров. Распространенное нарушение — недостаточная информация о товаре (не указан производитель, состав, срок годности и т. д.). Кстати, срок годности товара — зона особого внимания для проверяющих, так как этот показатель напрямую связан с жизнью и здоровьем потребителей.
В процессе проведения плановой проверки могут быть отобраны образцы продукции для проведения лабораторных исследований. Образцы исследуются в независимой аккредитованной лаборатории, которая находится в системе Госпотребстандарта, и по результатам лабораторного анализа выдается заключение о качестве исследуемого товара.
Случаются ситуации, когда продавец реализует некачественный товар сам того не ведая, например сгущенное молоко в железных банках. Маркировка и упаковка соответствуют законным нормам. Но при лабораторном испытании обнаруживается, что в процессе изготовления данной партии сгущенки использовались растительные, а не животные жиры. Это нарушение, за которым следуют штрафные санкции. При таком положении вещей продавец имеет законное право в порядке регресса переадресовать штрафные санкции производителю сгущенного молока. Вот теперь защитники потребителей по вопросам качества товара будут разбираться с настоящим виновником нарушения — производителем.
Остается добавить, что все негативные и позитивные стороны комментируемого Порядка и, конечно, Закона № 877 будут выявлены в самом ближайшем будущем, когда в соответствии с этими нормативными документами активно заработают государственные контролирующие органы.
Материал подготовила Елена Кедрус